Номер части:
Журнал

ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Современная образовательная политика в сфере дошкольного образования основывается на введении и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Управленческие механизмы введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования включают перевод актуальной системы методической работы в инновационную методическую работу [1].

Инновационная методическая работа — это часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированная на освоение и (или) разработку педагогами новых (инновационных) способов этой деятельности. Инновационная методическая работа в дошкольном образовательном учреждении должна отвечать всем требованиям инноватики. В ходе её организации должна осуществляться экспертиза тех современных фактов и явлений, которые заложены в основу инновационной педагогической деятельности, организовываться обучение педагогов новым способам профессиональной деятельности,  отбору позитивных инноваций [2, 5, 6]. Сегодня это связано с организацией освоения педагогами дошкольных образовательных организаций  стратегий,  принципов и подходов, заложенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Феномен инновационной методической работы отражается в её особенностях:

  • обеспечение работы образовательного учреждения в режиме развития (введения и реализации ФГОС ДО;
  • отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие ребёнка дошкольного возраста, его самораскрытие в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
  • обеспечение информирования педагогов об инновационных фактах и явлениях и организация их экспертизы;
  • обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развёртывания содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;
  • обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской деятельности педагогов, как отражение требований Профессионального стандарта педагога;
  • обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;
  • оснащение педагогов способами профессиональной деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие ребёнка.

В ходе анализа теории инновационной методической работы и обосновании методологических основ  выделены основные подходы к её организации: системный и синергетический,  деятельностный, личностно — ориентированный, андрогогический [3, 4,5].

Системный подход является на сегодняшний день одним из наиболее мощных общенаучных средств, поскольку среди основных его функций преобладает осмысление общего направления движения научного познания. Четко ставя проблему и очерчивая пути ее исследования, системный подход предоставляет возможность для эффективной реализации более конкретных подходов. Его применение, как теоретико-методологического основания педагогической концепции, предполагает исследование системных свойств изучаемого феномена (в нашем случае – феномена инновационной методической работы) и описание их в терминах теории систем. Данный подход дает возможность рассматривать систему инновационной методической работы в целостности, единстве взаимосвязанных и относительно устойчивых ее элементов. Целостность рассмотрения образовательных явлений при данном подходе позволяет выделить и совершенствовать как отдельные функции системы, так и всю систему функционирования.

Синергетический подход представляет собой методологическое направление исследования, при котором педагогические объекты рассматриваются как открытые, сложные самоорганизующиеся системы, развитие которых подчиняется общим законам эволюции систем подобного рода. При этом самоорганизующаяся система понимается как сложная динамическая система, способная сохранять или совершенствовать свою организацию в зависимости от изменения внешних и внутренних условий.

Деятельностный подход к организации инновационной методической работы в дошкольном образовательном учреждении предоставляет возможность изучения данного процесса в логике целостного рассмотрения всех его компонентов, что обеспечивает активизацию и актуализацию внутренних структур личности педагога через включение его в активную деятельность, компетентный выбор педагогами направлений инновационной деятельности, а также обеспечивает личностный смысл профессиональной деятельности.

Деятельностный подход как любой научный подход к изучению и организации процесса включает в себя содержание, комплекс методов и принципов, требует установления связи с потребностями, т.е. выяснения, какие потребности вызывают конкретную деятельность, какими мотивами обусловливается цель деятельности.

Андрогогический подход реализуется в методе анализа опыта как основном практическом методе подхода, который обусловливает совокупность методов обучения взрослых, включающих, в том числе, организационно-деятельностные и интерактивные методы обучения.

Анализ теории методической работы позволил выявить современные взгляды на ее содержание и организацию. Из представленных в современных исследованиях  классификаций форм методической работы  наиболее адекватной инновационным процессам в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности в условиях введения ФГОС ДО, на наш взгляд, является классификация, предложенная С.Г. Молчановым:

  • репродуктивные: практикумы, научно-практические семинары, педагогические мастерские, семинары-практикумы, тренинги;
  • репродуктивно-эвристические: педагогические чтения, научно-практические конференции;
  • эвристические: проблемные семинары, проблемно-проектные семинары, организационно-деятельностные игры;
  • эвристико-продуктивные: фестивали педагогических идей, конкурсы профессионального мастерства, конкурсы методических разработок;
  • продуктивные: научные конференции, теоретические семинары, научные стажировки, участие во ВНИКах, ВТК, научные отпуска [4].

Наиболее эффективными в условиях введения ФГОС ДО и реализации  инновационной деятельности являются проблемные и проблемно-проектные семинары, мастер-классы, педагогические мастерские, фестивали педагогических идей, в ходе которых педагоги ДОУ осваивают деятельностный подход к образованию детей дошкольного возраста, учатся проектировать рабочие программы и календарно-тематические планы в соответствии с требованиями ФГОС ДО,  разрабатывают модели развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с содержанием образовательных областей и направлений инновационной деятельности.  [3, 4].

Изучение современных исследований по теории оценивания объектов в образовании позволило определить показатели оценивания результативности инновационной методической работы в условиях введения ФГОС ДО.  Большинство авторов сходятся во мнении, что для оценивания методической работы могут быть использованы следующие показатели:

  • реализация стратегий ФГОС ДО и содержания основной образовательной программы ДОУ;
  • заметный рост мастерства педагогов, повышение их профессиональной компетентности в условиях введения ФГОС ДО в соответствии с требованиями Профессионального стандарта педагога;
  • улучшение психологического климата в коллективе — повышение творческого потенциала воспитателей и специалистов ДОУ, развитие педагогического опыта.

Таким образом, феномен инновационной методической работы отражает ее основные особенности: содержание, направленность на повышение профессиональной компетентности педагогов, использование продуктивных форм для обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Литература

  1. Бабанский, Ю.К. Методическая работа в школе: организация и управление [Текст] / Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник. – М.: Просвещение, 1992. – 626с.
  2. Власенко С.В. Инновационные формы обучения в современной системе повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров 1(18) 2014 – стр. 5-13
  3. Ильенко, Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях / Л.П.Ильенко. — М.: Изд. Аркти, 1999.-48 с. С. 8-23
  4. Молчанов, С.Г. Проблемы оценивания профессионально-педагогической компетентности / C.Г. Молчанов — В сб.: Развертывание научно-прикладных исследований в образовательно-воспитательных учреждениях г. Челябинска /Под ред. С.Г.Молчанова. — Челябинск, Челябинский гос. ун-т. 1993.
  5. Сластенин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова — М., Изд-во «Магистр», 1997.-431с.
  6. Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики / Н.Р. Юсуфбекова — М.: Знание, 1991.– 276с.[schema type=»book» name=»ФЕНОМЕН ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Яковлева Галина Владимировна, Мирошниченко Оксана Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6776

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх