Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В МЕТОДАХ ЭЙЛЕРА-ВЕННА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В МЕТОДАХ ЭЙЛЕРА-ВЕННА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В опубликованных нами ранее материалах по управлению спортивной тренировкой [6], достаточно подробно  освещена ретроспектива управления тренировочным процессом в теории и практике спорта вообще, то есть, в различных видах спорта, и в частности  — на примере  спортивных игр, флорбола.  В результате проведённых нами лонгитинуидальных экспериментов была представлена «Программно-целевая схема управления тренировочным процессом» (рис.1). Все элементы схемы управления тренировкой подробно описаны в указанной статье. А в этой статье подробно рассматривается один из важнейших элементов управления тренировочным процессом – «Программирование», который можно смело отнести к стратегии спортивной тренировки. В самом деле, от того —  какую стратегию в планировании или программировании изберёт тренер, — зависит эффективность всего тренировочного процесса, и, естественно, — спортивный результат.

Бесспорно, что тренер, тщательно продумывающий  стратегию тренировки, должен ставить задачи на необходимое постепенное повышение уровней специфической работоспособности спортсменов, а также на совершенствование умений их реализации в соревнованиях. Если конкретнее о программировании нагрузки, то вопрос «Что происходит при том или ином варианте организации нагрузки?» — должен уступить место вопросу – «Почему, за счёт чего это происходит», а затем привести к ответу – «Что именно произойдёт, что именно мы получим».

Кстати, программирование, как  высшая категория планирования, и отличается от последнего более высокой вероятностью предвидения результата. Именно поэтому в приведённой схеме программирование неотделимо от прогнозирования. Прогнозирования не только результата спортсмена, — но и  его  тренировочных программ.

Выбирая или отбирая основные тренировочные средства для видов подготовки – общей физической, специальной физической, технической и тактической, психологической, — удобнее (а зачастую и целесообразнее) формировать их в блоки, соответственно – «блок ОФП», блок «СФП», «ТеТаП» (рис. 1). Как станет ясно из дальнейшего, — это не только облегчает задачи подбора упражнений для спортсменов различного уровня подготовленности и квалификации, но позволяет эффективнее программировать нагрузку. Но и  в программировании, в отличие от традиционного планирования, имеется ряд сложностей, проблем, которые в целях эффективного управления необходимо преодолевать.

Проблема 1. В спортивной практике тренер обычно хорошо знает —  какие упражнения должно применить (используя эмпирический опыт или критерии подбора упражнений), и применяет их, иногда заменяя идентичными. Но таких упражнений – сотни. Их модификаций (зависящих от опыта или творчества тренера) на порядок больше. Какие же выбрать?

Проблема 2. В спортивной практике используют упражнение (движение, двигательное задание, тест) либо для улучшения результата в других действиях, либо для суждения о возможностях спортсмена в них. В основе этих практических приёмов лежат:

а) явление экстраполяции (переноса) результатов тренировки: упражнение в деятельности «А» повышает достижения в деятельности «Б»;

б) взаимосвязь функциональных способностей спортсмена: зная достижения в деятельности «А», можно указать вероятный диапазон результатов в деятельности «Б».

Рис 1. Схема управления тренировочным процессом (управление спортивной тренировкой)

Оба эти явления близки друг к другу, но не тождественны. Для их исследования предлагалось множество методов (например, Р.Вудворстом в «Экспериментальной психологии»; В.М. Зациорским труде «Кибернетика и спорт» и др.), в основе которых лежит изучение взаимодействий между какими-либо двумя видами деятельности. Подобный приём, безусловно, полезен в отдельных случаях, но как избирательный – заведомо неприемлем, поскольку число таких связей весьма велико: количество парныхотношений возрастает пропорционально половине квадрата числа исследуемых показателей. Если формализовать, — то по формуле:  m(m – 1)/ 2, где  m – число  упражнений. То есть, если в тренировке применяется, допустим, 100 разных упражнений, то количество отношений и переноса между ними близко к 5000! (100 (100 – 1)/2). И что же далее? Как же  поступить тренеру (в идеале – тренерскому штабу совместно с КНГ), чтобы хотя бы не потерять, а не то чтобы получить, ценную информацию о желаемом уровне  влияния той или иной группы  упражнений на состояние, подготовленность (работоспособность) или на развитие его спортивной формы?

Необходимо  отметить, что многих учёных, специалистов  эта проблема не пугала и ранее. Если говорить о ретроспективе, то (по словам В.М. Зациорского) [2] в спорте такая  проблема ранее решалась интуитивно (умозрительно) путём введения понятий о физических качествах, а затем – расширения этих понятий. То есть, речь шла об отдельных сторонах моторики человека (силе, быстроте, выносливости и т.п.), проявляющихся  сходным образом в самых разнообразных двигательных заданиях. Со временем накопилось множество фактов, говорящих о том, что высокие проявления какой-либо психофизической способности в  структуре одного  движения далеко не  всегда свидетельствуют о больших возможностях спортсмена в других заданиях. Отсюда появляются представления (как эмпирически,- так  и научно обоснованные) о разных видах силы, быстроты, выносливости, и пр., которые привели к вопросу о структуре физических способностей: так сколько же физических качеств (способностей) объективно существует и каковы соотношения между ними?

Как показывает практика, тренировка, направленная на  совершенствование, условно скажем, «множества» способностей (качеств), да ещё с  их «подмножествами», далеко не  всегда может привести  к поставленным  целям уже  только потому, что весьма усложняет задачу подбора методов и средств как в количественном, так и в  качественном отношении. Тем более, если  эти способности  совершенствуются «по  отдельности», не взаимосвязано. В этом случае о программировании не  может быть и речи, а значит, как было  показано выше, и об эффективном управлении тренировочным процессом также.

Поэтому нами  предлагается несколько иной подход в стратегии спортивной подготовки в целом, и в управлении спортивной тренировкой в частности, — в части программирования тренировочных нагрузок.

Принцип (с подсказки гениального Эйлера и  математика Венна) основан на гетерархическом  объединении неких элементов, в котором каждый из элементов может быть (стать) доминирующим [3,4]. Продемонстрируем это с помощью диаграмм Венна, который в своё время использовал известные окружности (кольца) Эйлера для доказательств и демонстрации своих выводов в сфере многомерных пространств.

Поскольку управление спортивной тренировкой смело можно отнести и к кибернетике, науке об управлении, где присутствуют логические отношения между событиями или множествами, то круги Эйлера (используемые в классической силлогистике) и метод британского философа Джона Венна, на наш взгляд, вполне подходят как методы визуализации и графической иллюстрации, так как имеют не только иллюстративную цель, но и задачи операторной, алгоритмической переработки информации. Что и будет показано ниже.

На рис. 2  представлены модели системы спортивной тренировки в необходимом её минимуме, где отображены элементы: в «главную» окружность (область всей спортивной тренировки, её система) вписаны  — окружности-блоки общей, специальной, технико-тактической и психологической подготовки. На этих рисунках видно, что «кольца» лишь «соседствуют» друг с другом, касаясь – во втором случае. Это означает, что их содержание, — основные и специальные тренировочные средства, собственно упражнения и методы их выполнения, — запланированы потому, что «так нужно, так было  всегда» по принципу: «Выполнил ОФП – переходи к СФП, затем —  к ТеТаП», а в лучшем случае параллельно. («И как бы ещё блок ПсП не забыть!»). Другими словами, – вместе и врозь. Вот тогда и проявляется в полной мере проблема количества и качества нужных упражнений и заданий и их отбора, которую, как было показано выше, — решить весьма сложно. То есть, окружности на рис.2 наглядно интерпретируют традиционную, общепринятую систему организации нагрузок, — обычное планирование.

Рис. 2. Модели системы традиционного планирования

На рис.3, вписанные в главную окружность кольца, наложены одно на другое, демонстрируя тесную взаимосвязь видов подготовки,  сиречь – самих упражнений, неважно – общего они характера или специального. Это и есть  взаимопроникновение элементов из одной области в другую (читаем: из одного вида подготовки – в другой). При этом некоторые элементы (упражнения) могут являться или стать доминирующими на каком-либо этапе. Например, какое-либо  упражнение из «кольца-блока ОФП» может заменить идентичное упражнение из блока СФП по кинематическим или динамическим его характеристикам. Либо наоборот: тренеру и спортсмену не нужно будет тратить драгоценное тренировочное время на «лишние» упражнения из блока ОФП, коль они хорошо знают, что добьются желаемого схожим упражнением СФП. Или: специальные упражнения «кольца-блока СФП» могут «перетекать»  в тренировочной программе в «кольцо-блок ТеТаП» по хорошо известному принципу сопряжённой тренировки [8], взаимодействуя на доминантной основе: то есть, специальное упражнение (или двигательное задание) специализированного характера [1,5,8] может полностью заменить гораздо большую нагрузку в совершенствовании какого-либо технического элемента. Например, применив специальные упражнения (в повторном или интервальном методе) с двигательными заданиями на акцентирование ведущих элементов техники, допустим, бросков в хоккее, флорболе, — можно прогнозировать получение равного (или более высокого) тренировочного эффекта, чем от выполнения  многих сотен самих бросков.

На рис.4 показана «объективная сфера», которую мы предлагаем представить как интегральную подготовку [5], объединяющую основные виды подготовки в предложенной схеме спортивной тренировки. Естественно, что структура вписанных  «колец-блоков» может быть не обязательно симметричной, как образно показано в этой статье, равно как и области пересечения колец: это зависит от многих факторов – этапа подготовки, квалификации спортсменов, уровня их подготовленности на данный период и т.д.. Важно, чтобы «работал» сам принцип гетерархических взаимосвязей, дающий, как мы считаем, важнейший инструмент для программирования.

Кстати, сам философ и логик Д.Венн, пытаясь создать именно симметрию в своих диаграммах, добился этого лишь только для четырёх эллипсов [4].

Заключение. Метод Венна совершенно не противоречит известному принципу конвергенции (сближения) тренировочных средств [1,8], напротив, — дополняет его, так как даёт алгоритм анализа применяемых тренировочных средств, а значит – может лежать в основе программирования  нагрузок. В данном случае речь не идёт о  введении  новых терминов или  о придумывании новых названий для известных явлений. Суть в том, чтобы найти в этих явлениях новые  тенденции, осмыслить их и употребить для пользы дела. Наш опыт реализации этого метода в программировании показал возможность существенно сократить избыточные объёмы суммарной тренировочной работы при возрастании двигательного потенциала флорболистов. По нашему мнению, программирование с использованием диаграмм Эйлера-Венна является универсальным, и может быть с успехом применено  в циклических, индивидуальных видах спорта.

          Литература

  1. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки//Теор.и практ. Физ.культ. 1998, №7, с.43.
  2. Зациорский В.М. В сб. «Материалы научной конференции» «Кибернетика и спорт», М.,1965.
  3. КирилловВ.Н., Старченко А.А. Логика. М.: Юристъ, 2001, с. 187 – 256.
  4. Новая философская энциклопедия: в 4т.т. М.: Мысль. Под ред. В.С. Стёпина. 2001.
  5. Олин В.Н. Флорбол. Техника, тактика, методика тренировки. Учебное пособие, — Часть 1.- Изд-во СпбГУСЭ, 2007.
  6. Олин В.Н. Современные проблемы управления тренировочным процессом в теории и методике спортивной тренировки. // XXXIV Ломоносовские чтения в Севмашвтузе. Сборник докладов. Часть I. – Северодвинск: РИО Севмашвтуза; Региональное, 2006. — 8 ст.
  7. Платонов В.Н. О «концепции периодизации спортивной  тренировки»// Теор. Ипракт. Физ. культ. 1998, №8, с.23.
  8. Verchoschanskij J.V. Das Ende der Periodisierung des sportlichen Training im Spitzensport. Leistungsport, 1998, 5-7.
  9. Issurin V., Shkliar V. Priorities determination in the development and promotion of different Olympic sports. ActaAcademiaeOlimpiquaeEstoniae. Tartu, 2001, Vol. 9-31.[schema type=»book» name=»УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКОЙ В МЕТОДАХ ЭЙЛЕРА-ВЕННА» description=»Предлагается алгоритм решения важной проблемы в управлении спортивной тренировкой с учётом конвергенции основных и специальных средств тренировки в целях уменьшения трудоёмкости и повышения эффективности подготовки спортсменов высокой квалификации, который может быть применён в различных видах спорта.» author=»Oлин Владимир Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found