Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Система образования претерпевает в настоящее время изменения, которые связаны с переустройством политической, экономической и духовно-нравственной сфер жизни общества в Российской Федерации. Эти изменения, в свою очередь, ведут к трансформации сложившихся отношений, стереотипов, взглядов и поведения человека: активно происходит переоценка общественных и личностных ценностей, меняются подходы к их формированию.

Поиск новых ценностных приоритетов идет в основном в двух направлениях. Один путь – это формирование традиционных российских ценностей, имеющих сверхличностное значение, второй – принятие западных ценностей, связанных с расширением и улучшением сферы наличного бытия человека. Российское общество закономерно приходит к выводу, что присущая западному обществу ориентация на интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных – неприемлема.

Определение педагогической сущности ориентации личности на гуманистические ценности, которая позволяет школьнику строить гармоничные отношения с собой, другими людьми и с окружающим миром в целом, должно составлять фундамент современного образования.

Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности рассматривается нами как сложное динамическое образование личности, интегрирующее процесс и результат осознанного освоения (принятия) гуманистических ценностей, социальных норм, образцов поведения и отношений в целях выбора стратегии своего жизненного пути, самоутверждения в жизни [2, с. 8].

Педагогический смысл термина «ориентация» происходит от многозначного его содержания в языке и имеет – как минимум – два аспекта, означающих процесс и результат. Ориентация как результат определяется свободным владением широким кругом знаний в определенной области и подразумевает одновременно, что приобретенный человеком уровень – это своеобразный, необходимый фундамент для постоянного поиска, развития, совершенствования и углубления имеющихся представлений. Ориентация как процесс – это проективные действия от замысла до результата: точный выбор цели, средств ее достижения, совершение поступка, сопоставление действия с общей направленностью, планами, жизненными ценностями [4, с. 3].

Одним из педагогических условий ориентации старшеклассника на гуманистические ценности является построение адекватной системы педагогического сопровождения данного процесса.

«Педагогическое сопровождение» ориентации старшеклассника на гуманистические ценности определяется нами как способ включения взрослого в образовательный процесс с целью создания условий для саморазвития, самодвижения старшеклассника в деятельности [2, с. 18].

Педагогическое сопровождение выстраивается в соответствии с определенным алгоритмом, программой, системой взаимодействия участников педагогического процесса, что позволяет говорить об определенной технологии (В.П. Беспалько, О.С. Газман, В.А. Сластенин) педагогического сопровождения [1, 3, 6].

В соответствии со структурой педагогической технологии педагогическое сопровождение ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании включает в себя описание целей, содержания, методов и средств, алгоритмов действий, применяемых для достижения планируемого результата – обретения старшеклассником гуманистических ценностей.

Целями педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности являются:

— предупреждение возникновения проблем развития; устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению старшеклассника в образовании (обучении, воспитании, саморазвитии);

— помощь (содействие) старшекласснику в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;

— помощь в выборе образовательного и профессионального маршрута; поддержка старшеклассника в сделанном им выборе;

— устранение проблем взаимоотношений подростка с самим собой, окружающим миром, значимыми Другими.

При выборе методов и приемов педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании педагогам необходимо руководствоваться следующими принципами:

1) Принципом культуросообразности и культуротворческого характера ориентации на гуманистические ценности, заключающимся в том, что в основе ориентации личности лежит интериоризация ценностей культуры (духовных, семейных, гражданских, профессиональных и т.д.). При этом старшеклассник не только опирается на ценности культуры, но и способен к их осмысленному преобразованию, самостоятельному открытию новых ценностей и смыслов собственной жизнедеятельности;

2) Принципом со-бытийной общности субъектов педагогического процесса: педагогов, старшеклассников, родителей, образовательного учреждения, общественных организаций и сообществ и т.д., обеспечивающим ценностно-смысловое единство и благоприятную среду для ориентации на гуманистические ценности;

3) Принципом ценностно-ориентационной интерпретации всех компонентов образовательного процесса: содержания образования, методов, форм и технологий;

4) Принципом деятельностной направленности педагогического процесса, обеспечивающим выбор и реализацию ценностей в различных видах деятельности, адекватных основным сферам жизнедеятельности юношей и девушек;

5) Принципом свободосообразности, состоящем в создании условий для свободного и ответственного выбора ценностей;

6) Принципом многомерного диалога (полифонии), предполагающем включение старшеклассников в процессе ориентации на гуманистические ценности в диалог культур, в диалог поколений, в диалог друг с другом и с самим собой.

Нами выделены следующие функции педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании:

  1. Одной из основных функций педагогического сопровождения, на наш взгляд, является социализационная функция: педагогическое сопровождение в школе рассматривается как доминанта процесса институционализированной и педагогически организованной социализации.
  2. Педагогическое сопровождение, осуществляемое в рамках профессиональной подготовки, активизирующее субъектно-личностные основы развития молодых людей на пути к профессиональному самоопределению, выполняет таким образом активизирующую функцию.
  3. Педагогическое сопровождение выполняет также и функцию индивидуализации, так как в период профессионального обучения, рассматриваемого как этап личностного и профессионального развития старших школьников, реализовываются возможности их индивидуализации.
  4. Функциональный комплекс педагогического сопровождения включает и компенсаторную функцию, потому как педагогическое сопровождение старшеклассников на данном этапе их жизни в определенной степени компенсирует недостаток социального опыта.

Сущностными характеристиками педагогического сопровождения являются: построение педагогического сопровождения на основе гуманистических принципов образования; направленность индивидуально-профессионального развития школьника и процесса обучения на реализацию принципов личностно-развивающего обучения; соответствие содержания педагогического сопровождения интересам школьников, социальным условиям и возможностям его организации; необходимость стимулирования самостоятельности старшеклассников в процессе профильной дифференциации, направленной на их саморазвитие, самореализацию и овладение профессионально значимыми качествами; создание субъект-субъектных отношений между самими учениками, между учениками и педагогами. В связи с этим можно выделить следующие основные направления совместной деятельности субъектов педагогического сопровождения по ориентации на гуманистические ценности [5, с. 55]:

— диагностическое (индивидуальная и групповая диагностика – скрининг), суть которого заключается в психолого-педагогическом и социологическом исследовании наличного уровня ориентации старшеклассника на гуманистические ценности, психолого-педагогической диагностике общих и частных проблем старшеклассников по ориентации на гуманистические ценности в профильном образовании, подготовке психолого-педагогического заключения и рекомендаций по дальнейшей работе в преодолении индивидуально-личностных, исследовательско-проектировочных, коммуникативных затруднений;

— консультативное, содержание которого составляет групповое и индивидуальное консультирование старшеклассников по проблемам ориентации на гуманистические ценности, а также психолого-педагогическое консультирование других субъектов педагогического сопровождения в воспитательно-образовательной среде школы; консультирование помогает старшекласснику преодолеть коммуникативные затруднения, включить его в активный процесс познания своих отношений с другими людьми, позволяющий изучать собственные чувства, мысли и поведение с тем, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы. Консультирование нацеливает старшеклассника на принятие решений в трудных жизненных ситуациях с опорой на гуманистические ценности и совершение целенаправленных действий по их реализации;

— профилактическое, которое заключается в действиях по предупреждению возникновения у старшеклассников возможных проблемных и кризисных ситуаций, связанных с осуществлением выбора ценностей. Профилактические беседы и дискуссии помогают активизировать процесс личностного развития старшего школьника и позволяют ему успешно адаптироваться к новым социальным условиям, связанным с выбором своего жизненного пути, осознанием своего места в мире;

— обучающее, которое складывается из действий по формированию у старшеклассников умений и навыков образовательной и самообразовательной деятельности по ориентации на гуманистические ценности. От педагога, организующего педагогическое сопровождение, требуется обучить старших школьников самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности по ориентации на гуманистические ценности;

— коррекционно-развивающее, которое состоит в активном психолого-педагогическом воздействии по устранению отклонений в личностном и профессиональном развитии старшего школьника и направленное на гармонизацию ориентации на гуманистические ценности. Главная задача педагога в данном направлении – с помощью системы специальных коррекционно-развивающих заданий содействовать открытию старшеклассником в себе тех движущих сил, которые способны привести к самосовершенствованию, к формированию «образа Я» в реальной жизненной ситуации;

— просветительское, смысл которого заключается в распространении тех знаний, которые необходимы старшеклассникам для самостоятельного решения собственных проблем, сопряженных с ориентацией на гуманистические ценности; в формировании психологической культуры, развитии психолого-педагогической компетентности учащихся, а также администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

— организационное, которое включает проведение комплексных исследований проблем старших школьников в ориентации на гуманистические ценности в профильном образовании, решение ситуативных заданий по использованию педагогического сопровождения ориентации старшеклассников на гуманистические ценности, совместное обсуждение возникающих проблем в процессе реализации намеченных планов и экспертизы результатов проделанной работы, образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений; координацию деятельности субъектов педагогического сопровождения исследуемого процесса;

— диспетчерское, которое состоит в привлечении нужных специалистов для оказания помощи старшеклассникам по решению их проблем и отслеживании результатов взаимодействия субъектов педагогического сопровождения процесса ориентации старшеклассника на гуманистические ценности.

Таким образом, педагогическое сопровождение ориентации старшеклассника на гуманистические ценности характеризуется приоритетом субъект-субъектного взаимодействия педагога и старшеклассника, оптимизмом, позитивной оценкой личностных достижений старшеклассника, направленностью на самопознание, самообразование и самореализацию. Компенсаторная функция педагогического сопровождения ориентации старшеклассника на гуманистические ценности как необходимая составляющая динамической системы образовательного учреждения должна отражать логику действий педагогов от пропедевтической работы со старшими школьниками — к практико-ориентированной деятельности.

В качестве средств и приемов социально-педагогического сопровождения нами обозначены средства и приёмы индивидуального обучения, предполагающие опору на свободный выбор школьником своего индивидуального образовательного маршрута, базирующегося на его профессиональных предпочтениях и личных интереса.

В процессе педагогического сопровождения важно поддерживать и направлять самоанализ старшеклассника, содействовать его осознанным действиям в ситуациях значимого выбора. Стимулируя проявление данных качеств у старшеклассника, помогая ему осознавать их (свою обращённость на внешний мир и на свое «Я»), поддерживая в нём эти способности, педагог активизирует в школьнике значимость субъектных свойств для нахождения способов ориентации личности на гуманистические ценности.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  2. Бобылева А.А. Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании: автореф. дис … канд. пед. наук. Оренбург, 2011. – 23 с.
  3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. Вып. 6. С. 10 – 37.
  4. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд., перераб. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2000. – 188 с.
  5. Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. М.: Академия, 2008. – 224 с.
  6. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. – 192 с.[schema type=»book» name=»ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ» author=»Бобылева Анна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/