Номер части:
Журнал

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





С каждым годом в России, как и во всем мире, увеличивается число детей-инвалидов. Этому свидетельствует статистика, которая постоянно фиксирует рост детской инвалидности.

Дети-инвалиды — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Дети-инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними людей и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, детям-инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их. По существу, речь идет о социализации и интеграции детей-инвалидов в общество[1].

В работе с детьми-инвалидами используются разные направления деятельности, одним из ведущих является социально-педагогическая работа с данной категорией детей, направленная на обеспечение детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальное приспособление ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретения знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; помощь родителям детей-инвалидов.

Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий, а также разработки новых социально-педагогических технологий для решения проблем данной категории.

Степень интеграции этих детей в общество зависит от уровня их профессионально-трудовой подготовки, социально-бытовой ориентации, от участия семьи в этом процессе. В последние годы, на фоне социально-экономических преобразований, продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции детей-инвалидов в обществе [1].

Для рассмотрения сущности социальной адаптации как технологии социально-педагогической работы с детьми-инвалидами, необходимо рассмотреть базовое понятие «адаптация».

Сам термин адаптация исходит от латинского слова adaptio -приспособление. И первоначально он использовался в биологии, где рассматривалось приспособление строения и функций организма к условиям существования или привыкания к ним. Здесь осуществляется, по сути, важнейшая задача адаптационного процесса — это проблема выживания человека, через гармоничное приспособление потенций организма индивида с процессами природной среды, которые в дальнейшем приобретают все более совершенные формы, то есть преобразуются в социальные по характеру стороны развития. Нарушение равновесия между организмом человека и его сознанием, а также с окружающей средой приводит подчас к вырождению или необратимым изменениям, как самого индивида, так и природы[4].

Существует множество определений термина «социальная адаптация».

В «Педагогическом словаре» приводятся следующие определения данного термина: адаптация социальная — 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам, осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоение ребенка новых для него ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его социального окружения — родителей, учителей, сверстников, других людей, всего общества [3].

Л.В. Мардахаев рассматривает адаптацию как процесс, проявление и результат.

Адаптация как процесс представляет собой естественное развитие адаптационных возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности или в определенных условиях. Она позволяет человеку обеспечить свою самореализацию. Этими условиями могут быть семья, детский сад, школа.

Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношение и результативность деятельности человека в условиях среды, как отражение его приспособления к ней. По проявлениям человека можно судить о степени его адаптированности к определенным условиям среды в данный период времени.

Адаптация как результат является свидетельством о том, в какой степени ребенок к среде жизнедеятельности, данным условиям и насколько его поведения, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме, в котором он живет [2].

По определению И.Г. Зайнышева социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого со­циальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды [4].

Процесс социальной адаптации — это процесс освоения относительно стабильных условий социальной среды, решения повторяющихся, типичных проблем путем исследования принятых способов социального поведения, действия. В этом процессе есть характерные стороны, которые можно назвать объективной и субъективной.

Объективный процесс социальной адаптации заключается в том, что человек со дня своего рождения приобретает различные свойства, отражающие его место в системе общественных отношений. С детства и до самой смерти идет непрерывный процесс усвоения и развития механизмов адаптации, в формировании которого активное участие принимает окружающая социальная среда (родители, друзья и так далее), а также различные социальные институты.

Субъективный процесс социальной адаптации непосредственно не связан с общественным положением человека или половозрастными особенностями, а связан с его личными качествами, взглядами, убеждениями, со всеми аспектами социально-психологического развития.

Поэтому, эффективному развитию всех механизмов социальной адаптации способствует взаимодействие многих составляющих: это и объективные социальные условия (социальное происхождение, образовательный уровень и так далее); условия непосредственной среды обитания (семья, школа и так далее) и конечно сама личность, которая формируется в зависимости от активной или пассивной позиции, его способностей и творческой деятельности, природных задатков.

Мы рассматриваем социальную адаптацию детей-инвалидов как процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем.

Такая адаптация предусматривает:-обеспечение накопления ребенком социальных образцов и способов социально приемлемого безопасного поведения, которые позволяют детям-инвалидам осваивать социальное пространство;-освоение социальных ролей, позволяющих войти в конкретное сообщество взрослых и сверстников;-присвоение приемлемых для себя и окружающих социальных норм.

Сущность социальной адаптации состоит в том, что ребенок и социальная среда представляют собой активные взаимодействующие системы. Ребенок-инвалид не только приспосабливаются к данным природным и социальным условиям, но и изменяет и примеряет их «на себя».

Социальная адаптация выступает не только как процесс, но и как социально-педагогическая технология. Это непрерывный целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий и так далее). Усложнившаяся социальная ситуация, иной статус личности служат своеобразными критериями при классификации основных направлений социальной адаптации применительно к социально-педагогической работе. К их числу можно отнести следующие направления: социальная адаптация к взрослой жизни детей-сирот-выпускников детских домов; адаптация детей-инвалидов к новым условиям среды; адаптация участников военных конфликтов; адаптация лиц, подвергшихся насилию и другие. При всей значимости комплекса перечисленных выше направлений социальной адаптации особое внимание необходимо обратить на второе направление. Ведь будущее страны — ее дети. По отношению общества к ним, и особенно к такой уязвимой категории, какой являются дети-инвалиды, можно в целом судить о дееспособности государства, его социальности. Судьба же большинства детей-инвалидов еще остается их личной проблемой [5].

Социальную адаптацию ребенка-инвалида, определяем как его интеграцию в общество, в ходе которой, он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно, таким образом ребенок-инвалид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка. Социальная адаптация предполагает активное приспособление ребенка-инвалида к условиям социальной среды. Причины возникновения проблем социализации и интеграции ребенка могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-инвалидами тех требований, которые предъявляет окружающий социум.

Применение социальной адаптации как технологии в социально-педагогической работе с детьми-инвалидами позволяет поэтапно реализовывать социальную адаптацию, обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач. Успешная социальная адаптация предполагает наличие у ребенка-инвалида коммуникативных навыков, умение строить отношения с окружающими, вести домашнее хозяйство, быть уверенным в себе и своем поведении. Одним словом, ребенок-инвалид должен быть подготовлен к самостоятельной жизни и деятельности в обществе.

Список литературы:

  1. Болдина М.А., Деева Е.В. Технологии социальной работы с детьми-инвалидами // Международный журнал «Социально-экономические явления и процессы». — Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, №6, 2013 (57). С.167-173.
  2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  3. Педагогический словарь / Под ред. Коджаспировой Г.М., Коджаспирова А.Ю. – М.: «Академия», 2000. – 176с.
  4. Технология социальной работы: Учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
  5. Ханжин Е. В. Социальная адаптация инвалидов: современные подходы и практика социальной работы // Отечественный журнал социальной работы.- 2005.- №1.- С. 34-35.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ» description=»В статье рассматривается процесс социальной адаптации детей-инвалидов как процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам и нормам поведения, к условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе. Социальная адаптация исследуется как социально-педагогическая технология непрерывного целесообразно организованного процесса социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества.» author=»Болдина Марина Александровна, Деева Елена Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх