Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В последние годы важной составной частью деятельности средних специальных учебных заведений стала исследовательская и инновационная работа, которая способствует обновлению содержания образования, развитию новых технологий организации образовательного процесса, становлению учебно-исследовательской деятельности студентов, развитию их личностных интересов, творческих способностей.

Существует множество определений сущности педагогических технологий. Этот термин Б.Т. Лихачев [1] рассматривает как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

И.А. Колесникова [2] в своих исследованиях выделила следующие существенные признаки, присущие педагогическим технологиям:

— диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

— экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

— алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

— корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

— визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

«Любая педагогическая технология является составной частью педагогической системы, а методы и приемы, способы и формы обучения являются элементами любой педагогической технологии. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого развития обучающихся» [4, С. 10]. Из этого следует отметить, что принципиально важным параметром педагогической технологии является отношение к учащемуся.

По этому признаку М.Н. Шабарова [5] предлагает следующую классификацию технологий и их характеристику.

Таблица 1.

Характеристика педагогических технологий

Личностно-отчужденные

Личностно-ориентированные

Дидактоцентрические

Технократические

Авторитарные

Антропоцентрические

Гуманистические

Сотрудничества

Характерные черты:

◦ учащийся – объект; ◦ учащийся – субъект деятельности;
◦ цель – просвещение обучающихся; ◦ цель – развитие Личности;
◦ авторитарный стиль управления; ◦ демократический стиль управления;
◦ подавление инициативы и самостоятельности; ◦ самостоятельность, творчество, предоставление свободы выбора;
◦ приоритет обучения; ◦ приоритет воспитания;
◦ ориентация на среднего ученика; ◦ индивидуализация обучения;
◦ оценка по внешним показателям; ◦ сочетание общепринятых и индивидуальных эталонов оценивания;
◦ методы принуждения, предъявления требований; ◦ методы стимулирования и мотивации;
◦ разрушение здоровья ◦ сохранение и укрепление здоровья

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания, по источнику учебной информации и способам взаимодействия обучающих и обучающихся. Разнообразие методов и приемов создает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.

Таблица 2.

Классификация современных образовательных технологий

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в Интернете.
Здоровьесберегающие технологии Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

В современных условиях реформирования российской образовательной системы все большее распространение получают разнообразные инновационные процессы. В настоящее время идет и процесс значительной активизации инновационной работы средних специальных учебных заведений, зависящий от потенциала системы среднего профессионального образования. Прежде всего, это научно-педагогические кадры. Так как педагог, преподаватель не только реализует образовательную программу в учебном процессе, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, в его обновлении. Важная роль преподавателя состоит в формировании будущего специалиста как конкурентоспособного работника, и как личности, способной к саморазвитию.

К числу приоритетов совершенствования средней профессиональной школы и технологий обучения Н.А. Морева [3] и М.Н. Шабарова [5] относят следующие позиции:

— разработка и введение образовательных стандартов на основе модульно-компетентностного подхода;

— усиление роли социально-гуманитарного цикла с целью обеспечения успешной социализации молодых людей и развития гражданской позиции личности – будущего профессионала;

— формирование ключевых компетенций (социальных, коммуникативных, информационных, политических и др.) в процессе реализации образовательных технологий.

Среди технологий обучения, используемых в настоящее время в системе среднего профессионального образования наиболее часто применяются технологии, ориентированные на знаниево-информационный и поведенческий аспекты. Достаточно широко используется технология развивающего обучения, позволяющая развивать профессиональные, личностные качества студентов. Гуманистические традиции в педагогике предлагают использовать для профессионального обучения проективные образовательные технологии.

Таким образом, изменились требования к уровню знаний и умений выпускника среднего специального учебного заведения. За время обучения студент должен овладеть знаниями по общим гуманитарным, социально-экономическим, математическим, общим естественнонаучным, общепрофессиональным и социальным дисциплинам, а также практическими навыками. Разработку образовательных технологий необходимо вести с учетом усиления личностной ориентации обучения, раскрытия гуманитарных возможностей содержания, активизации рефлексивного обучения, совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента, использования диалога.

Список литературы:

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 1998. – 464 с.
  2. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога: Научно-методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. – СПб: «Дрофа», 2003. – 224.
  3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т.1: Дидактика. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 432 с.
  4. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – С. 5-19.
  5. Шабарова М.Н. Образовательные технологии СПО // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 4 – С. 91-92.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Нестеренко Тамара Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-11″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found