Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Проектно-исследовательская деятельность в биологическом образовании



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Проектно-исследовательская деятельность в биологическом образовании // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

В учебном предмете «биология», ведущую роль играет познавательная деятельность школьников, направленная на изучение биологических систем разного уровня и, следовательно, на развитие познавательных учебных действий.

Формирование познавательных УУД в процессе обучения биологии – достаточно новая проблема для методики обучения биологии. Для решения этой проблемы учитель биологии должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, ему необходимо научиться формировать у учащихся познавательные универсальные действия. Должны быть сформированы следующие действия: общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, осуществлять поиск недостающей информации, осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы и многое-многое другое.

Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.

В Федеральном государственном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном  процессе.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной.

 Основной целью данной деятельности является развитие индивидуальных интересов, способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально — культурного опыта в свободное от учебы времени.

Внеурочная деятельностьорганизуется по пяти направлениям развития личности:

  • спортивно-оздоровительная;
  • духовно-нравственная;
  • социальная;
  • общеинтеллектуальная;
  • общекультурная [2].

Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для проектной и исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время проектной и исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех.

Понимание истинного смысла понятий «проектная деятельность» и «исследовательская деятельность» очень важно с точки зрения их практического применения. Однако эти понятия не всегда четко дифференцируются как в литературе, так и в педагогической деятельности учителя. У этих понятий есть как различия, так и сходства. Попробуем их выделить в процессе рассмотрения данных терминов.

Проектирование (от лат. projectus–брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата (цели), создание определенного, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска. Проектная деятельность направлена, в первую очередь, на развитие творческого потенциала ребенка, на приобретение им исследовательских умений и навыков, которые могут пригодиться ему в его дальнейшей взрослой жизни.

Обратимся к трактовке понятия «исследование». Исследование в широком смысле – поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование – научный метод (процесс) изучения чего-либо. Таким образом, нам необходимо рассмотреть понятие и специфику научного исследования.

Как пишет Г.И. Рузавин, «наука вообще и научное исследование в частности представляют собой особую целенаправленную деятельность по производству новых, надежно обоснованных знаний, они должны располагать своими специфическими методами, средствами и критериями познания» [4].

Для того чтобы увлечь учащихся исследованиями, необходимо заранее продумать интересные и посильные формы работы. На наш взгляд, одним из наиболее удачных способов вовлечения детей в исследовательскую работу является сочетание отдыха с научной деятельностью. Путешествуя по родному краю на поезде, пешком, на велосипеде, можно изучить видовое разнообразие растений и животных, экологическую обстановку района и многое другое. Такие исследования подходят как для каждого участника похода, так и для малых групп детей. Но могут быть и специальные, достаточно глубокие научные исследования. Например, «Наблюдения за насекомыми водоема», «Разведение бабочек в комнатных условиях и наблюдение за ними», «Выращивание и микроскопическое изучение плесневых грибов».

Эти и другие исследовательские работы школьников носят объективно значимый и научный характер.

Проектная и исследовательская деятельность имеет для учащихся свою практическую направленность. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки сбора, систематизации, хранения и использования информации, что вызывает огромный интерес к процессу обучения биологии.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что темп обновления информации, в том числе и научной, постоянно повышается. Соответственно, чтобы быть успешным в такой ситуации, теперь недостаточно иметь только большой объем фундаментальных знаний, гораздо важнее уметь быстро ориентироваться в новых знаниях, перестраиваться под изменяющиеся обстоятельства, обновлять свои умения в соответствии с современными требованиями.

Библиографический список

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. – 2004.
  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов – М.; ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
  5. Семенова Н.В., Рябцов С.Н., Егорова В.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках биологии // Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития : Материалы IIВсероссийской научно-практической онлайн конференции с международным участием, 19-20 марта 2014 года, Санкт-Петербург – Махачкала // Андреева Н.Д., Разаханова В.П., Недюрмагомедов Г.Г. / Науч. ред. Андреева Н.Д. – Махачкала: АЛЕФ (ИП Овчинников М.А.) 2014.[schema type=»book» name=»Проектно-исследовательская деятельность в биологическом образовании» description=»Формирование познавательных действий в процессе обучения биологии – достаточно новая проблема для методики обучения биологии. » author=»Рябцов Сергей Николаевич, Семенова Наталья Владимировна, Егорова Вера Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau slot demo slot gacor slot gacor casino online slot dana sbobet https://kebudayaan.disdikbud.kaltimprov.go.id/slot-gacor-terpercaya/ https://perizinanonline.depok.go.id/data/slot-gacor/ https://perizinanonline.depok.go.id/assets/slot88/
404: Not Found