Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.

В силу объективных изменений в обществе, происходящих в эпоху глобализации и интенсивных международных контактов, очевидной стала потребность в усилении лингвистической подготовки обучающихся образовательных учреждений высшего образования. Особенностью новых профессиональных образовательных программ, действующих в вузах Министерства Обороны РФ, является существенное усиление лингвистической подготовки слушателей и курсантов. Предполагается, что в результате освоения этих программ, выпускник будет обладать военно-профессиональными компетенциями в области иностранного языка, которые позволят ему поддерживать речевые контакты в мотивированных и немотивированных ситуациях общения в бытовой и социально-культурной сфере в формальной и неформальной обстановке и адекватно реагировать на проявление специфики речевого и неречевого поведения собеседника.  Вышеуказанное определяется актуальность данной работы.

Одной из характерных черт дисциплины «Иностранный язык» является то, что, с одной стороны, преподавание иностранного языка в вузе углубляет знания по будущей специальности, поскольку при всех видах речевой деятельности по программе обучающийся получает (и самостоятельно приобретает) определенную информацию по профилю специальности [1]. С другой стороны, изучение тем, лексики будущей специальности позволяет значительно обогатить устную речь обучающихся, в том числе в избранной области профессиональной деятельности, порождает дополнительную заинтересованность и положительную мотивацию к изучению языка. Обучение происходит по формуле: «Профессия через иностранный язык. Иностранныйязыкчерезпрофессию» [2].

В современном образовательном процессе используется широкий диапазон методов и средств, направленных на развитие личности обучающихся, а также различных компетенций, в том числе, и в системе высшего профессионального образования. Однако не всегда  чётко определено, что понимается под дидактическими средствами, а что под средствами обучения. Кроме того, не достаточно разработан вопрос о функциях дидактических средств. Всё это определяет актуальность данной работы.

Под дидактическими средствами чаще всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, а также технические средства обучения. Однако нужно иметь в виду, что термин «средства обучения» имеют и более широкий смысл. В этом случае это все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Мы остановимся на первом значении. Дидактическими средствами служат предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств обучающихся и облегчающими им непосредственное и косвенное познание мира. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступают средством побуждения, учебно-познавательной деятельности обучающихся, а также управления и контроля [3].

Дидактические средства, как и другие компоненты дидактической среды, гетерогенны, и в связи с этим классифицируются по разным основаниям.

В качестве основания для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В этой связи дидактические средства подразделяются на визуальные (зрительные), к которым относятся оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты, аудиальные (слуховые), включающие радио, магнитофоны, музыкальные инструменты, и аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — звуковое кино, телевидение, частично автоматизирующие процесс обучения программированные учебники, компьютеры.

В соответствии с принятыми формами и выбранными методами обучения преподаватель определяется со средствами как неотъемлемым компонентом технологии обучения, т.е. заботится об информационно-предметном обеспечении изучения дисциплины.

Исследователи [4] предлагают классификацию, включающую следующие шесть категорий:

1) учебники и другие печатные текстовые средства;

2) простые визуальные средства – оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;

3) механические визуальные средства – диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп;

4) аудиальные средства – проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;

5) аудиовизуальные средства – телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны;

6) средства, автоматизирующие процессы обучения – тренажеры, лингафонные кабинеты, компьютеры, особенно последнего поколения – мультимедиа компьютеры, обладающие большими возможностями решения дидактических задач.

С точки зрения реализации целей профессиональной компетенции в военном вузе наибольший интерес представляет технология, позволяющая задействовать дидактический потенциал средств, автоматизирующих процессы обучения. Они могут быть реализованы посредством дидактической информационной среды.

Под дидактической информационной средой (ДИС) в данном исследовании понимается информационная среда, включающая средства обучения и информацию научного и/или учебного характера, служащую цели формирования компонентов профессиональной компетенции.

ДИСдолжна соответствовать следующим требованиям:

  • содержать средства для осуществления всех этапов СО (целеполагание, планирование, контроль результатов);
  • обеспечивать оперативный и свободный доступ обучающихся к любым объемам дидактической информации;
  • включать средства для систематического отслеживания обучающимися текущих уровней самоактуализации и развития сферы саморегуляции.

Дидактическая информационная среда призвана выполнять следующие функции в системе профессионального образования:

  • Способствовать эргономизации процесса профессиональной подготовки обучающихся;
  • Служить своего рода информационной поддержкой процесса обучения;
  • Обеспечивать субъектов образовательного процесса инструментами, позволяющими реализовывать определенные виды деятельности;
  • Способствовать одновременно целостному и дискретному усвоению учебной информации.

Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по своему характеру к профессиональной деятельности специалиста, что особенно важно для будующих авиационных специалистов.

Поскольку образовательные системы всегда незамкнуты и развиваются по «законам» синергетики, можно говорить о том, что представляется целесообразным сформировать, прежде всего, «ядро» дидактической информационной среды.

«Ядро» ДИС может быть также неоднородно и представлять собой сложную иерархическую структуру, включающую информационные поля трех типов:

  • «гибкое» (модифицируемое) поле, существующее в виде специализированого сайта в сети Интернет;
  • «частично-модифицируемое» (мобильное) поле, представленное информацией на переносных информационных носителях;
  • «жесткое» (немодифицируемое, статическое) поле, существующее в виде книжных носителей информации (учебники, учебные пособия, конспекты лекций и т.п.).

Конкретное наполнение «ядра» ДИС – информационные ресурсы — должно определяться на научной основе, исходя из определенных принципов.

Принципы (от лат. «основа») – это базисные положения, определяющие содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Коменский Я.А.  в своей «Великой дидактике» определил только два принципа: природосообразности и народности.

В современных условиях основоположники дидактических систем и авторы учебных программ формулируют свои «авторские» принципы, которых насчитывается несколько десятков.

Говоря о принципах отбора информационных ресурсов для дидактической информационной среды кафедры иностранных языков, следует подчеркнуть, что ведущим принципом будет выступать принцип научности, поскольку дидактическая информационная  среда по иностранному языку призвана обеспечить развитие интеллектуальной компетенции наряду с коммуникативной.

Также, на наш взгляд, следует выделить принцип наглядности, поскольку дидактическая информационная среда также следует цели обеспечения эргономизации учебного процесса.

Далее, информационные ресурсы, отбираемые для формирования «ядра» ДИС должны способствовать комплексному развитию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. соответствовать принципу комплексности. Таким образом, в состав «ядра» ДИС по иностранному языку должны входить ресурсы, работающие на развитие как собственно лингвистической компетенции (фонетических, лексических, грамматических навыков), так и других компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Если ДИС реализуется преимущественно средствами современных информационных технологий, то следует говорить о соответствии отбираемых ресурсов принципу кросплатформенности. Это объясняется тем, что сегодня наряду с ОС Windows, которая традиционно широко применяется в нашей стране, всё большую популярность приобретают и другие операционные системы. Разрабатываемая ДИС и её ресурсы должны быть не критичны к операционной системе, под управлением которой будет работать компьютерная техника, предназначенная для применения в качестве дидактического средства.

И, наконец, очевидно, что в условиях непрофильного в языковом плане вуза, следует особое внимание обратить на принцип посильности в освоении содержания информационных ресурсов ДИС по иностранному языку.

Таким образом, можно выделить четыре основных принципа, в соответствии с которыми должны отбираться информационные ресурсы, обеспечивающие эффективное функционирование дидактической информационной среды кафедры иностранных языков. К ним относятся принципы научности, наглядности,  комплексности, кросплатформенности и посильности. Лишь с учетом всех вышеуказанных принципов, на наш взгляд, можно говорить об успешном применении в учебном процессе образовательной организации дидактических информационных сред.

Список литературы:

  1. Михеев А. И., Колотов В.Я. Особенности обучения иностранному языку в военном институте физической культуры/ Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 5 (27) 2007, 25 мая 2007. C. 47-53
  2. Eyerer P., Hefer B. The Reformation of Technical Education through Project-orientated Education (Theoprax). Global J. of Engineering Education, 4,3, 2000. — Pp. 281 – 286.
  3. Педагогика. Учеб. пособиедлястуд. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Подред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
  4. Преподаватель высшей школы: педагогические основы дополнитель­­ной квалификации. Часть II. Педагогикавысшейшколы: учебноепособие. – Белгород: БелЮИМВДРоссии, 2009. – 188 с.[schema type=»book» name=»ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ» description=»В статье рассмотрены особенностиизучения и преподавания дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом военном вузе. Проанализирован педагогический потенциал дидактических средств, применяющихся в условиях дидактической информационной среды. Выделены четыре основных принципа, в соответствии с которыми должны отбираться информационные ресурсы, обеспечивающие эффективное функционирование дидактической информационной среды кафедры иностранных языков.» author=»Киргинцева Наталья Сергеевна, Иванов Сергей Александрович, Ларин Анатолий Андреевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх