Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Понятие «социальные практики» является универсальным, позволяющим многомерно представить проблему идентификации личности, ее взаимодействия с другими членами общества. В этой связи оно востребовано во многих технологических решениях компетентностного подхода (Н. Ю. Перезвонникова).

Практика реализуется посредствам различных форм практической деятельности индивидов: производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений и т.п. Под практикой, прежде всего, понимается совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества на протяжении его исторического развития. Современная практика представляет собой результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой, обществом и друг с другом в процессе материального и духовного производства [11].

Для более детального понимания понятия «практика» следует рассмотреть данное понятие в парадигме исторического развития и эволюционирования. Рассмотрение и изучение понятия «практика», как и большинство философских понятий, начинается в эпоху античности. В античной философии можно выделить два противоположных подхода и две модели понимания практики: 1) телеологическая модель (Аристотель) и 2) эстетически-онтологическая модель (Платон, неоплатонизм) [8]. Аристотель вводит в философию понятие «праксис» (praxis). У Аристотеля праксис понимается как «действование, действие», другими словами, «праксис» входит в область рассмотрения науки о деятельности, связанной со свободным выбором совершаемым человеком, ответственным за свои поступки. Помимо этого, Аристотель использует такие понятия как «пойесис» — творчество, прежде всего применимое в искусстве, «теория» – теоретическое созерцание, умозрение. Аристотель понимает практику по-своему, в более узком смысле [1, с. 108-119.]. Для Аристотеля практика – это стремление к осуществлению цели.

В своей эстетически-онтологической модели Платон обращается к практике при анализе структуру социального общества. Основываясь на трех функциях государства, Платон выделил три слоя (касты) общества, выполняющие определенные функции в обществе. Также Платон выделяет три способности души. Все это коррелирует с тремя видами человеческой деятельности. Принципом осуществления деятельности у Платона является сосредоточение человека на одном предмете [8].

Представители стоицизма рассматривали практику как элемент подражания природе, свободной воле и добродетелью. В эпоху античности к практике подходили как к квинтэссенции нравственных, познавательных и эстетических характеристик, как к поступку ориентированному на благо, в основе которого лежит благая мысль [там же].

Стоит отметить, что понятие практики, используемое в современной науке, с философской точки зрения сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, которое рассматривалось со стороны практических функций, другими словами практического разума.

В эпоху средневековья под влиянием теологических воззрений практика рассматривалась как деятельность, причащающая человека к божественной реальности. В труде и практике христианство видит путь религиозного воспитания и достижения Бога. «Практика в христианстве – прежде всего практика ритуала, литургии, аскезы и деятельности, реализующей религиозные ценности и направленной на спасение души и на достижение ее бессмертия» [там же]. Действие рассматривается как благое и нравственное усилие.

Во всей философии Нового времени в качестве подлинной формы деятельности рассматривается мыслительная деятельность. С развитием науки в эпоху нового времени практика стала рассматриваться как инструмент господства над природой, ее укрощения и власти над ней. Бэкон рассматривает практику как залог истины, а не из-за жизненных благ, которые с ней связаны [2, с. 74]. Философия должна оперироваться на практику, и в ней должно говориться «о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике» [2, с. 79]. В своих трудах Декарт делал ставку на метод дедуктивного рассуждения. Практика рассматривалась как производное от истинного метода рассуждения [3, с. 482]. Спиноза трактует мышление как способ действия мыслящего тела, как универсальную способность действия [9, с. 77]. Дж. Локк понимает практику как нравственный поступок [6, с. 694].

Следующим этапом на пути рассмотрения понятия «практика» стала философия марксизма. Введение практики в теорию познания рассматривалась К. Марксом и Ф. Энгельсом как революционный переворот в философии, который они, по своему мнению, осуществили, сделав практику критерием истинного знания. В ранних философских работах К. Маркс подвергает тщательному анализу категорию «отчуждения», послужившей основанием различения практик. Маркс выделяет два подхода к рассмотрению практики: практика как праксис и как обобщающая категория, обозначающая все материальные виды человеческой деятельности. В своей работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс пишет о том, что «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [7, с. 275]. Практика является неотъемлемой частью деятельности и критерием истинности. Практическая деятельность раскрывает естественную неотделимую сущность человека.

Стоит отметить, что в отечественной трактовке идей марксизма практика понимается как обобщенная категория, в более широком смысле: «движущая сила развития человеческого общества в целом» [4, с. 3], что затрудняет понимание практики как уникального явления и процесса.

А.А. Дьяков, основываясь на работах К. Маркса, выделяет два уровня к концептуализации понятия «практика»: личностно-экзистенциональный уровень и социально-методологический (тотальный) уровень [5, с. 208-213].

Одним из важнейших моментов при изучении понятия «практика» является рассмотрение теории практик. В 1972 году французский социолог Пьер Бурдье опубликовал свою работу «Набросок теории практик», а годом позже американский антрополог и социолог Клиффорд Гирц выпустил свою книгу «Интерпретация культур», в которой заметны глобальные изменения, происходившие в американской антропологии того времени — начинается отход от работ в рамках глобальных теоретических схем в пользу разнообразных практических исследований. Однако понятие «практика» и его содержательное исследование представлялось неизвестным для науки. На первых этапах исследования сам термин выполнял символическую функцию.

Практика обладает собственной структурой и включает в себя следующие элементы:

  • потребность;
  • цель;
  • мотив;
  • целесообразная деятельность;
  • предмет, к которому направлена деятельность;
  • средства достижения цели;
  • результат деятельности [10].

Практика существует во множестве форм, которые сопоставимы с различными формами человеческой деятельности. Ученые выделяют следующие формы: экономическая, политическая, социальная, духовная, научная и т.д.

Основываясь на вышесказанном, мы пришли к выводу, что практика представляет собой универсальное, многогранное понятие, существующая во всех сферах деятельности человека и его взаимоотношений с социумом. Практика это, прежде всего, преобразующая деятельность, обладающая собственной структурой и существующая в различных формах человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Аристотель. Этика. СПб., 1908, кн. Х, гл. 10.
  2. Бэкон Ф. Соч., т. 2. М., 1978,
  3. Декарт Р. Соч., т. 2. М., 1994,
  4. Гречко П.К. Практика человека: опыт философско-методологического анализа. М., 1988. 3с.
  5. Дьяков А.А. // Практики как предмет социально-философского дискурса / Вестник ПАГС. 2011, 208-213 с.
  6. Локк Дж. Избр. филос. произв., т. 1. М., 1960, с. 694
  7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М., 2010. 385 с.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. —2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  9. Спиноза Б. Этика. М.–Л., 1932, с. 77
  10. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. — Х.: ИздBво НФаУ: Золотые страницы, 2002. — 364 с.
  11. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983[schema type=»book» name=»ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»Статья посвящена рассмотрению понятия практики в контексте исторического развития. Начиная с античного мира и заканчивая новым временем. Кроме того, автором рассматривается структура практики и ее элементы.» author=»Плотникова Наталья Михайловна» publisher=»практика, структура практики.» pubdate=»2017-05-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2017_04(37)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/http://bkpsdm.pringsewukab.go.id/slot-online/