Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Понятие «социальные практики» является универсальным, позволяющим многомерно представить проблему идентификации личности, ее взаимодействия с другими членами общества. В этой связи оно востребовано во многих технологических решениях компетентностного подхода (Н. Ю. Перезвонникова).

Практика реализуется посредствам различных форм практической деятельности индивидов: производство материальных благ (труд), а также социально-преобразующая, революционная деятельность масс, направленная на изменение социальных отношений и т.п. Под практикой, прежде всего, понимается совокупная деятельность человечества, опыт всего человечества на протяжении его исторического развития. Современная практика представляет собой результат всемирной истории, выражающий бесконечно многообразные взаимоотношения людей с природой, обществом и друг с другом в процессе материального и духовного производства [11].

Для более детального понимания понятия «практика» следует рассмотреть данное понятие в парадигме исторического развития и эволюционирования. Рассмотрение и изучение понятия «практика», как и большинство философских понятий, начинается в эпоху античности. В античной философии можно выделить два противоположных подхода и две модели понимания практики: 1) телеологическая модель (Аристотель) и 2) эстетически-онтологическая модель (Платон, неоплатонизм) [8]. Аристотель вводит в философию понятие «праксис» (praxis). У Аристотеля праксис понимается как «действование, действие», другими словами, «праксис» входит в область рассмотрения науки о деятельности, связанной со свободным выбором совершаемым человеком, ответственным за свои поступки. Помимо этого, Аристотель использует такие понятия как «пойесис» — творчество, прежде всего применимое в искусстве, «теория» – теоретическое созерцание, умозрение. Аристотель понимает практику по-своему, в более узком смысле [1, с. 108-119.]. Для Аристотеля практика – это стремление к осуществлению цели.

В своей эстетически-онтологической модели Платон обращается к практике при анализе структуру социального общества. Основываясь на трех функциях государства, Платон выделил три слоя (касты) общества, выполняющие определенные функции в обществе. Также Платон выделяет три способности души. Все это коррелирует с тремя видами человеческой деятельности. Принципом осуществления деятельности у Платона является сосредоточение человека на одном предмете [8].

Представители стоицизма рассматривали практику как элемент подражания природе, свободной воле и добродетелью. В эпоху античности к практике подходили как к квинтэссенции нравственных, познавательных и эстетических характеристик, как к поступку ориентированному на благо, в основе которого лежит благая мысль [там же].

Стоит отметить, что понятие практики, используемое в современной науке, с философской точки зрения сформировалось относительно поздно. Ему предшествовало понятие разума, которое рассматривалось со стороны практических функций, другими словами практического разума.

В эпоху средневековья под влиянием теологических воззрений практика рассматривалась как деятельность, причащающая человека к божественной реальности. В труде и практике христианство видит путь религиозного воспитания и достижения Бога. «Практика в христианстве – прежде всего практика ритуала, литургии, аскезы и деятельности, реализующей религиозные ценности и направленной на спасение души и на достижение ее бессмертия» [там же]. Действие рассматривается как благое и нравственное усилие.

Во всей философии Нового времени в качестве подлинной формы деятельности рассматривается мыслительная деятельность. С развитием науки в эпоху нового времени практика стала рассматриваться как инструмент господства над природой, ее укрощения и власти над ней. Бэкон рассматривает практику как залог истины, а не из-за жизненных благ, которые с ней связаны [2, с. 74]. Философия должна оперироваться на практику, и в ней должно говориться «о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике» [2, с. 79]. В своих трудах Декарт делал ставку на метод дедуктивного рассуждения. Практика рассматривалась как производное от истинного метода рассуждения [3, с. 482]. Спиноза трактует мышление как способ действия мыслящего тела, как универсальную способность действия [9, с. 77]. Дж. Локк понимает практику как нравственный поступок [6, с. 694].

Следующим этапом на пути рассмотрения понятия «практика» стала философия марксизма. Введение практики в теорию познания рассматривалась К. Марксом и Ф. Энгельсом как революционный переворот в философии, который они, по своему мнению, осуществили, сделав практику критерием истинного знания. В ранних философских работах К. Маркс подвергает тщательному анализу категорию «отчуждения», послужившей основанием различения практик. Маркс выделяет два подхода к рассмотрению практики: практика как праксис и как обобщающая категория, обозначающая все материальные виды человеческой деятельности. В своей работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс пишет о том, что «в практике должен доказать человек истинность, т.е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [7, с. 275]. Практика является неотъемлемой частью деятельности и критерием истинности. Практическая деятельность раскрывает естественную неотделимую сущность человека.

Стоит отметить, что в отечественной трактовке идей марксизма практика понимается как обобщенная категория, в более широком смысле: «движущая сила развития человеческого общества в целом» [4, с. 3], что затрудняет понимание практики как уникального явления и процесса.

А.А. Дьяков, основываясь на работах К. Маркса, выделяет два уровня к концептуализации понятия «практика»: личностно-экзистенциональный уровень и социально-методологический (тотальный) уровень [5, с. 208-213].

Одним из важнейших моментов при изучении понятия «практика» является рассмотрение теории практик. В 1972 году французский социолог Пьер Бурдье опубликовал свою работу «Набросок теории практик», а годом позже американский антрополог и социолог Клиффорд Гирц выпустил свою книгу «Интерпретация культур», в которой заметны глобальные изменения, происходившие в американской антропологии того времени — начинается отход от работ в рамках глобальных теоретических схем в пользу разнообразных практических исследований. Однако понятие «практика» и его содержательное исследование представлялось неизвестным для науки. На первых этапах исследования сам термин выполнял символическую функцию.

Практика обладает собственной структурой и включает в себя следующие элементы:

  • потребность;
  • цель;
  • мотив;
  • целесообразная деятельность;
  • предмет, к которому направлена деятельность;
  • средства достижения цели;
  • результат деятельности [10].

Практика существует во множестве форм, которые сопоставимы с различными формами человеческой деятельности. Ученые выделяют следующие формы: экономическая, политическая, социальная, духовная, научная и т.д.

Основываясь на вышесказанном, мы пришли к выводу, что практика представляет собой универсальное, многогранное понятие, существующая во всех сферах деятельности человека и его взаимоотношений с социумом. Практика это, прежде всего, преобразующая деятельность, обладающая собственной структурой и существующая в различных формах человеческой деятельности.

Список литературы:

  1. Аристотель. Этика. СПб., 1908, кн. Х, гл. 10.
  2. Бэкон Ф. Соч., т. 2. М., 1978,
  3. Декарт Р. Соч., т. 2. М., 1994,
  4. Гречко П.К. Практика человека: опыт философско-методологического анализа. М., 1988. 3с.
  5. Дьяков А.А. // Практики как предмет социально-философского дискурса / Вестник ПАГС. 2011, 208-213 с.
  6. Локк Дж. Избр. филос. произв., т. 1. М., 1960, с. 694
  7. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К. Экономически-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М., 2010. 385 с.
  8. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. —2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  9. Спиноза Б. Этика. М.–Л., 1932, с. 77
  10. Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. — Х.: ИздBво НФаУ: Золотые страницы, 2002. — 364 с.
  11. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983[schema type=»book» name=»ПРАКТИКА В ПАРАДИГМЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» description=»Статья посвящена рассмотрению понятия практики в контексте исторического развития. Начиная с античного мира и заканчивая новым временем. Кроме того, автором рассматривается структура практики и ее элементы.» author=»Плотникова Наталья Михайловна» publisher=»практика, структура практики.» pubdate=»2017-05-16″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.04.2017_04(37)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor
404: Not Found