Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НАПРАВЛЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НАПРАВЛЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Внимание – это способность концентрировать психические и физические силы человека в течение определенного периода времени на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности [1, 5, 8]. В исследованиях Р.С. Немова определено, что внимание в познавательной деятельности характеризуется свойствами: объемом, концентрацией и переключаемостью, распределением [3].

         Проявление свойств внимания зависит от функциональных особенностей нервной системы, возникновения в коре головного мозга процессов возбуждения и торможения [9, 4]. Любые отклонения в высшей нервной деятельности, характерные для детей с задержкой психического развития (ЗПР), приводят к нарушениям свойств внимания, которые являясь неотъемлемой частью познавательных процессов, обеспечивают выполнение любого вида деятельности. Что обуславливает острую необходимость коррекции этих свойств [2, 7]. Как показал анализ соответствующей литературы для эффективной коррекции свойств внимания необходима организация специально-направленной двигательной деятельности. Организованная двигательная деятельность с целенаправленным использованием физических упражнений может оказывать положительное влияние, как на рефлекторные связи, так и на развитие познавательных процессов [4, 5]. В ходе изучения современных подходов к коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР было выявлено, что несмотря на имеющиеся предпосылки, и фундаментальные разработки в области исследований взаимосвязи физического и психического развития, средства физической культуры для коррекции первичных дефектов в психическом развитии детей с ЗПР не используются.

Цель нашего исследования заключается в организации занятий с использованием средств физической культуры, влияющих на коррекцию свойств внимания у детей с ЗПР.

Задачи исследования:

  1. Определить средства физической культуры и методы их обучения, способствующие коррекции свойств внимания у детей с ЗПР.
  2. Опытно-экспериментальным путем определить эффективность применения средств физической культуры, направленных на коррекцию свойств внимания у детей с ЗПР.

         Для решения первой задачи определялись основные требования к подходам коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР [9]:

  1. Удовлетворение интересам детей с ЗПР.
  2. Разнообразие осваиваемого материала, соединяющегося с последовательностью его раскрытия;
  3. Чередование смены двигательных действий с повторением.
  4. Включение в процесс обучения мыслительной деятельности.

         Такого рода требованиям для коррекции свойств внимания средствами физической культуры в наибольшей мере отвечают, как показал проведенный анализ, физические упражнения из классической аэробики, характерной особенностью которых при обучении является задействование мыслительной деятельности. Характер освоения и выполнения упражнений проявляется в последовательном введении большого числа новых элементов и повторении уже ранее изученных упражнений. При этом освоение двигательных действий осуществляется разными методами, благодаря которым возможно избирательное и целостное воздействие на свойства внимания: линейным методом и методом зигзага.

Линейный метод направлен на коррекцию свойств внимания: устойчивости, переключаемости и объема. Метод заключается в последовательной смене элементов после многократного повторения каждого элемента. Такой алгоритм обучения цепочке сменяющих друг друга действий, без возврата к предыдущему, позволяет актуализировать переключение внимания, с другой стороны повторение одного элемента и добавление к нему движений рук способствует в течение определенного времени удерживать внимание, а постепенное увеличение двигательных действий расширяет границы объема внимания [6].

Метод зигзага используется для укрепления концентрации внимания. Активизация процессов внимания детей с ЗПР осуществляется за счет постоянного добавления двигательных действий без остановок через возврат к первому элементу [6].

Для актуализации всех свойств внимания при выполнении упражнений осуществляли смену траектории перемещения, увеличивали темп и добавляли движения руками.

Для решения второй задачи у детей с ЗПР, учащихся в пятых, шестых, седьмых классах коррекционной направленности в МКОУ «СОШ № 3» г. Заречного в течение двух лет (2011-2013) проводилось опытно-экспериментальное исследование формирующего характера. В эксперименте участвовало восемьдесят учащихся с ЗПР. Содержание экспериментальных занятий включало освоение и выполнений специфических упражнений из классической аэробики, соединение их в танцевальные связки с использованием линейного метода и метода зигзага.

Определение развития свойств внимания осуществлялось на основании следующих тестовых методик: «Запомни и расставь точки», «Перепутанные линии» и «Корректурная проба» [10].

Методика «Запомни и расставь точки» определяющая объем внимания, заключается в демонстрации восьми таблиц, в некоторых клетках которых поставлены точки, на просмотр каждой таблицы — 1 сек. После просмотра детям необходимо в пустых таблицах расставить точки в соответствии с тем, что они видели. Всего 44 точки в таблицах, показатель объема внимания определяется по формуле: *100%, где х – это количество точек, верно поставленных в таблицах. Данная методика предложена Немовым Р.С.

Для определения развития концентрации внимания использовалась методика «Перепутанные линии», для выполнения которой необходим бланк с изображением множества пересекающихся линий, слева от которых проставлены цифры, а справа пустые клетки, необходимо началу каждой линии слева найти соответствующий конец линии справа и поставить такую же цифру в пустую клетку. На выполнение задания дается 10 минут. показатель успешности выполнения задания определяется по формуле: , где 25 – количество линий, х – количество правильно прослеженных линий [10].

Методика «Корректурная проба» оценивает способность к переключению внимания. Методика заключается, в зачеркивании указанных букв среди других, всего на бланке 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке. Тест выполняется 4 мин. Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле: c = , где «So» – количество ошибочно проработанных строк, «S» – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.

Методика Б. Бурдона, направленная на исследование распределения внимания, заключается в поиске 15 пропущенных чисел в таблице, в которой в случайном порядке  уже написаны числа от 1 до 40. Время выполнения методики 1,5 минуты. Правильно найденные все 15 цифр составляют стопроцентное выполнение.

Исходные и итоговые результаты проведенной опытно-экспериментальной работы приводятся на рис.

Рис. Динамика показателей развития свойств внимания у детей с ЗПР за 2 года формирующего эксперимента.

Данные на рис. определяют положительную динамику в коррекции всех свойств внимания у детей с ЗПР. Наибольшее улучшение определено в распределении внимания и составляет 47%, наименьшее изменение показателей определено в переключаемости внимания — 31%. В показателях объема, концентрации внимания изменения произошли на 38% и 37% соответственно.

         Выводы:

  1. Отклонения в познавательных процессах, дефицитарность в развитии свойств внимания у детей с ЗПР обуславливает необходимость проведения целенаправленной коррекционной работы, значительное место в которой могут (и должны) занимать средства физической культуры (физические упражнения).
  2. Одним из наиболее действенных средств, используемых для коррекции свойств внимания у детей с ЗПР, могут являться элементы классической аэробики, во-первых, требующие при выполнении проявления всех свойств внимания. Во-вторых, отчетливо обозначенные различные алгоритмы освоения таких элементов и обучение специальными методами позволяет направленно управлять концентрацией, распределением, переключаемостью и объемом проявляемого учащимися внимания.

Литература

  1. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. — Спб.: СОЮЗ, 1997. — 144 с. — (Психология ребенка).
  2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев — М.: Изд. Моск. университета, 1981. — 584 с.
  3. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — 2 — изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  4. Крестовников, А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений. [Текст] / А.Н. Крестовников. — М.: Физкультура и спорт, 1951. — 532 с.
  5. Лесгафт, П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 1 [Текст] / П.Ф. Лесгафт. — М.: ФиС, 1951.- 289 с.
  6. Лисицкая, Т.С., Аэробика: В 2 т. Т. I. Теория и методика [Текст] / Лисицка Т.С., Сиднева Л.В. — М.: Федерация аэробики России, 2002. 232 с.
  7. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.- 104 с.
  8. Майерс, Д. Психология [Текст]: пер. с англ. И.А. Карпиков, В.А. Старовойтова; худ. обр. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 848 с.: ил
  9. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. — М.: Просвещение, 1981. — 119 с.
  10. Психология личности: Тесты, опросники, методики / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова, М.: Геликон, 1995. – 220 с. – (Б – кА практич. психодиагностики).[schema type=»book» name=»НАПРАВЛЕННАЯ КОРРЕКЦИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» author=»Летова Евгения Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://cbtp.asean.org/slot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacor https://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/ https://esign.bogorkab.go.id/qrcode/psk/slot-gacor/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/https://www.kelasips.com/slot-gacor/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://leathercraftpro.com/slot777/https://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://es.ince.md/public/slot-gacor/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/https://www.esg-integrate.com/slot-deposit-pulsa/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://revista.uic.mx/styles/togel-online/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/