Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Зависимость в толковых словарях определяется как состояние и положение зависимого человека [5]. Зависеть можно от людей или от каких-либо обстоятельств. Наиболее часто в современном мире встречается зависимость от лекарственных средств. В светской психологии зависимость делят на физиологическую и психологическую, причем последний вид встречается чаще и служит основой для первого, хотя сам по себе и не вызывает серьезные физиологические дисфункции в организме [3].

Компьютерная зависимость относится к разряду психологических зависимостей, т.е. игра на компьютере «не обязательна для нормального физического функционирования организма» [3]. Этот вид зависимости вырабатывается вследствие влечения к этому виду деятельности, которое, в свою очередь, связано с приятными чувствами или ощущениями в процессе игры. Потребность в игре на компьютере или в виртуальном общении связана также со снятием психического напряжения и достижением состояния психического комфорта в ходе этой деятельности.

Зависимость в православной аскетике и психологии трактуется как подчиненность греху. Чрезмерное увлечение компьютерными играми считается греховным, поэтому человек, подчиненный этому пристрастию является рабом греха: «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34).

Несмотря на недостаточную исследованность этой проблемы в педагогике и психологии, некоторые признаки, помогающие распознать оформившуюся зависимость, достаточно ясно определены: это нежелание отвлечься от игры, неспособность спланировать окончание, раздражение при вынужденном отвлечении, забывание о домашних делах и о самом себе, пренебрежение здоровьем, ощущение эмоционального подъема во время игры или виртуального общения, обсуждение со всеми игр и компьютерных сюжетов [2].

Проблема компьютерной зависимости сейчас решается не только на педагогическом, но и на медицинском уровне. Так, врач В.Ю. Слабинский подчеркивает, что эту болезнь в настоящее время лечат по стандартным схемам в наркологических или психиатрических клиниках. Однако такое лечение не всегда приносит положительные результаты и число компьютерных игроманов постоянно растет: по неофициальной статистике в Китае более 100 миллионов жителей страдают от пристрастия к компьютеру.

Особенно сильно компьютерная зависимость, как и другие виды зависимостей, формируется и проявляется в подростковом возрасте. Сила этой зависимости подчеркивается всеми исследователями. Такое увлечение приводит даже к летальным исходам как среди подростков, так и их родителей. У подростков компьютерная зависимость проявляется в виде игорной зависимости и зависимости от интернета, причем второй вид характерен не только для подростков, но и для людей среднего возраста. Для людей, сталкивающихся с этой проблемой, неизбежны следующие последствия: недостаток личностных связей, недостаток взаимопонимания с семьей, родственниками, значимым окружением, заниженная самооценка, отсутствие нормального жизненного (социального) опыта, трудности с адаптацией. Помимо усугубления социальных проблем, компьютер оказывает дополнительное негативное воздействие на организм: нарушается осанка, может возникнуть нарушение режима сна и питания, появляются головные боли и т.д. [2].

Избавление от компьютерной зависимости можно осуществить на медицинском уровне. Обычно для этого проводятся беседы с психотерапевтами, психологами, групповые тренинги.

В православной психологии отношение к такого рода зависимостям более серьезное. Они рассматриваются не только как душевное повреждение, но и как тяжелейшая духовная зависимость, форма одержимости, поэтому без Церкви справиться с этой зависимостью очень трудно [4].

Основная ответственность за избавление от этого порока лежит на родителях подростка: необходимо отслеживать время провождения ребенка перед компьютером и содержание его работы. Нужно направить его общение в русло реальных человеческих отношений, а не виртуального аналога. Посильный труд, домашний или связанный с творческой деятельностью, также отвлечет ребенка от сидения за компьютером.

При выходе из зависимости необходим переход от подмены виртуальным пространством киберпространством к замене сначала на другие удовольствия, затем – на другие мотивы, установки, желания, цели, образ жизни и т.д. Сетевую команду необходимо заменить на реальную. Больше всего для этой цели подходят спортивные и народные игры: они зрелищны, эмоциональны, по-хорошему азартны [2].

Важную роль для профилактики компьютерной зависимости играет целенаправленное воспитание осознанного отношения к своим действиям. Свт. Феофан Затворник придавал этому огромное значение, подчеркивая, что «воспитание из всех святых дел самое святое». Всякое негативное проявление, «легче предупредить, чем лечить». Приучение к наблюдению за проявлениями собственной души чрезвычайно важно для профилактики компьютерной зависимости [6].

Некоторые методы воспитания обосновываются святыми Отцами Православной Церкви. В частности, святитель Феофан Затворник подводил к тому, что у детей нужно поощрять самостоятельное волеизъявление и поведение, но обязательно контролировать их: т.е. ребенок должен делать это там, где это уместно и где он может справиться с поставленной задачей. В детской природе, особенно раннего возраста, заложена активность, и все время ее подавлять будет неправильно, надо уметь ее мудро направлять: «Пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем родом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется, в общем» [7].

Таким образом, воспитание должно быть основано на главном законе православия – законе взаимной любви. Методы профилактики компьютерной зависимости могут использоваться самые разные, вплоть до наказания, требования, угрозы, запрещения, если они были необходимы в определенной воспитательной ситуации и метод разумной аргументации не имел эффективности. Воспитатель, направляющий развитие ребенка, должен уподобляться садовнику, который способствует росту культурных растений, уничтожая при этом сорняки, т.е. дурные наклонности, присутствующие в той или иной степени в каждом ребенке, но при правильном и своевременном подходе вполне искоренимые [1].

Список литературы:

  1. Давитян М.Г., Солодова, И.Н. Семья и семейное воспитание в дореволюционной России/ М.Г. Давитян, И.Н. Солодова// Образование: традиции и инновации: сборник материалов V международной научно-практической конференции. 22 апреля 2014 г. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. – С. 136-140.
  2. Кашина, Ю. Компьютерная зависимость/ Ю. Кашина// Portal-slovo.ru. – 10.12.2013. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/47498.php
  3. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия PDF. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006 г. – 1876 с.
  4. Медведева, И.Я. Детские зависимости/ И.Я. Медведева// Portal-slovo.ru. – 24.06.2013. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/46855.php
  5. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. – под. ред. Н.Абрамова, М.: Русские словари, 1999.
  6. Солодова, И.Н. Профилактика развития детской агрессии в русской народной педагогике/ И.Н. Солодова// Россия и Европа: связь культуры и экономики: сборник материалов IХ международной научно-практической конференции. 10 июня 2014 г. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS s r.o., 2014. – С. 225-227.
  7. Шишова, Т.Л. Мать пробуждает совесть/ Т.Л. Шишова// Portal-slovo.ru. – 28.10.2012. – Режим доступа. – URL: https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/45991.php?sphrase_id=76567[schema type=»book» name=»КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ» author=»Солодова Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot thailand slot gacor slot dana rtp slot server luar demo slot slot gacor slot gacor gampang menang data hk slot gacor slot gacor hari ini slot gacor slot gacor terbaru
404: Not Found