Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Коммуникативная культура как явление универсальное оказывает существенное влияние на все компетентностные и квалификационные характеристики будущего специалиста.

Системное исследование коммуникативной культуры позволяет рассматривать ее как: важную инвариантную составляющую общей и профессиональной культуры личности; свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное пространство общественного сознания и  достижение на этой основе высших результатов в духовном развитии и профессиональной деятельности; системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической  индивидуально-личностной культуры учителя; ведущее системно-интегративное качество личности [1].

Исследование коммуникативной культуры будущего учителя с позиции философских смыслов и психологических механизмов ее становления выводит на важные характеристики личности: культура, саморазвитие, свобода, гуманизм, духовность, направленность, коммуникативное ядро, мышление, жизненные установки, эмпатия, толерантность, рефлексия, самосознание, саморегуляция, самоактуализация и др. Это свидетельствует о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности общего развития и коммуникативной культуры личности, и ее целенаправленное формирование может рассматриваться как приоритетное направление личностного развития и профессиональной подготовки современного учителя.

Стандарты нового поколения  имеют для нашей страны глобальное и стратегическое значение как политика государства в области образования [3]. Анализ ФГОС ВПО (3)  по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр») позволяет выявить культуроформирующий потенциал содержания высшего педагогического образования, осуществить глубокий онтологический подход к изучению коммуникативной культуры как сложного явления и всесторонний гносеологический подход, раскрывающий структуру и  содержание  коммуникативной компетентности  будущего учителя.

Кроме того, анализ  способствует определению перспектив научного исследования данной проблемы; содержания всех видов учебно-познавательной  деятельности студента, направленной на освоение педагогической профессией, содержания учебно-коммуникативной и профессионально-коммуникативной деятельности будущих учителей; возможности системного целенаправленного формирования коммуникативной культуры будущего  учителя в процессе вузовской подготовки и др.

Логика исследования предполагает наличие теоретических, методологических оснований анализа. Исходя из понимания сущности коммуникативной культуры учителя, правомерно выделение четырех методологических подходов к анализу ФГОС ВПО: философского, культурологического, общенаучного системного и психолого-педагогического.

Философский подход связан с представлениями о сущности коммуникации как об универсальном явлении, формирующем общественное и индивидуальное сознание в процессе трудовой деятельности людей, и современных противоречивых тенденциях развития глобальных мировых коммуникативных процессов.

Культурологический подход обусловлен актуальностью гуманитарной стратегии развития материальной и духовной культуры, противостоящей современным глобальным противоречиям. При этом коммуникативной культуре отводится роль фундамента, на котором строится и благодаря ее гуманистической направленности позитивно развивается вся совокупность материальной и духовной культуры общества.

Общенаучный системный подход связан с представлениями об индивидуальной коммуникативной культуре личности как о сложной самоорганизующейся системе, находящейся в глобальном коммуникативном пространстве и развивающейся по синергетическим механизмам, взаимодействуя с окружающими ее другими коммуникативными системами – другими личностями или более сложными социальными институтами.

Психолого-педагогический подход связан с развитием теории и практики формирования коммуникативной культуры в свете современных достижений психолого-педагогических наук, где делается акцент на активной деятельной, субъектной позиции личности в своем саморазвитии и самореализации под влиянием педагогической среды и социума.

Анализ образовательного стандарта показывает, что все четыре методологических подхода реализуются через содержание основных образовательных программ (ОПП).

Философский подход реализуется через дисциплины гуманитарного,  социального и математического  цикла   (философия, культурология, социология,   концепции современного естествознания, информационные технологии и др.); профессионального  цикла (педагогика, психология и др.). В целом это всесторонне обеспечивает высокий философский уровень коммуникативной компетентности, выражающийся в глубоком понимании сущности коммуникации, коммуникативной компетентности и культуры в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста.

Культурологический подход, связанный с проблемой этического – духовно-нравственного, гуманистического содержания коммуникативной компетентности, реализуется через содержание дисциплин разных циклов: культурология, отечественная история, политология, правоведение, социология, философия, психология, педагогика, основы специальной педагогики и психологии; из математического  цикла важное значение имеют концепции современного естествознания (концепция естественно-научной и гуманитарной культуры и концепция Человека).

Необходимо отметить, что самым важным в анализе содержания всех дисциплин с культурологических позиций является концентрация внимания на проблеме формирования гуманистического качества коммуникативной компетентности, культуры учителя, как ведущей линии в гуманитарной стратегии современной культурологии. Формирование «гуманистической компетенции» учителя – это одна из самых сложных и актуальных педагогических проблем, которая связана с, казалось бы, простой по своей сущности идеей гуманизма как ведущей общечеловеческой ценности и непростой задачей ее реализации в «современном противоречивом мире» и в реальных жизненных обстоятельствах.

Общенаучный системный подход к проблеме формирования коммуникативной культуры будущего учителя раскрывается через многие дисциплины (философию, психологию, педагогику, культурологию, концепции современного естествознания и др.), в которых представлены современные знания о сложных системах, к которым относятся коммуникативная культура общества, система образования, педагогические системы и коммуникативная культура личности как сложно структурированная самоорганизующаяся и развивающаяся система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность [2].

 Сущность, механизмы личностной и профессиональной самоорганизации и развития особенно полно раскрываются в дисциплине «Психология». В разделе «Социальная психология», темах «Проблема личности в социальной психологии», «Социализация», «Социальная установка и реальное поведение», «Межличностный конфликт», «Феномен группового давления», «Лидерство и руководство» и другие. В этих темах имеется возможность раскрыть всю глубину значения, имманентность, инвариантность коммуникативной культуры, коммуникативной компетентности в процессе самоорганизации и развития с позиций взглядов на личность как на сложную психолого-социальную систему, организующуюся и развивающуюся по кибернетическим и синергетическим механизмам.

 Кибернетико-синергетическая позиция деятельно-личностного методологического подхода глубоко раскрываются в дисциплинах «Психология», «Педагогика»,  «Концепции современного естествознания», которые раскрывают суть таких понятий как «самоорганизация», «саморазвитие», с позиции методологических представлений о сложных развивающихся системах (личность, коллектив, культура и др.), и определяют общенаучную основу педагогической коммуникативной компетентности учителя.

Психолого-педагогический методологический подход анализа сосредотачивается в содержании дисциплин, отражающих деятельностно-личностную концепцию образования (психолого-педагогические дисциплины профессионального цикла). Общая психология раскрывает деятельностный подход в темах: «Деятельность», «Деятельностный подход к общепсихологической теории деятельности»; возрастная психология – в темах: «Социальная ситуация развития», «Ведущая деятельность»; педагогическая психология – в темах «Понятие учебной деятельности», «Психологическая сущность и структура учебной деятельности», «Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы» и др.

Применительно к процессу подготовки к профессионально-педагогической деятельности эта позиция раскрывается в педагогических дисциплинах профессионального цикла  через темы «Общая характеристика педагогической профессии», «Педагогическая деятельность: сущность, компоненты, функции», «Профессионально-личностное становление и развитие педагога», «Педагогика как наука и ее основные категории», «Методологическая культура педагога», «Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса», «Обучение как сотворчество учителя и ученика», «Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса», «Движущие силы и логика воспитательного процесса» и др.

Собственно личностный аспект деятельно-личностного подхода глубоко и разносторонне раскрывается в содержании дисциплин  гуманитарного,  социального и профессионального циклов, например, в темах «Сознание, самосознание, личность», «Культура и личность», и дисциплин профессионального цикла – «Общие понятия о личности», «Основные психологические теории личности», «Психология личности учителя», «Базовые теории воспитания и развития личности», «Двусторонний и личностный характер обучения», «Коллектив как объект и субъект воспитания» и др.

Исходя из понимания сущности коммуникативной культуры педагога, и ее ведущих модельных характеристик (гуманистическая направленность, аксиологический потенциал, акмеологическая интенция,  личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие, коммуникативная технологическая вооруженность) необходимо выделить аксиологическую и акмеологическую составляющие [2]. Аксиологическая позиция имеет особое значение в определении гуманистической направленности коммуникативной культуры будущего педагога и формирования соответствующих убеждений и готовности к их проявлению в учебной, профессиональной и социальной коммуникативной деятельности; увеличения аксиологического потенциала личности, осознания ценности педагогического труда, выбора и освоения педагогической профессии, осознания ценности педагогического труда, выбора и освоения педагогической профессии. При безусловной значимости всех изучаемых дисциплин особую роль играют темы «Культурные ценности и нормы», «Человек, общество, культура», «Человек и природа», «Человек в системе социальных связей» и др. Здесь важны не только содержание, но и форма и способ его «подачи», реализация тех ценностей, которые в них раскрываются, через личностную позицию преподавателя, способы взаимодействия со студентами и др.

Во всех этих дисциплинах важно раскрыть и выделить значение единства аксиологического профиля личности, выраженного в осознании ценности и интереса к педагогической профессии, и акмеологической интенции – устремленности, сосредоточенности деятельности на достижении высшего (греческое «acme» (акме) – вершина, зрелость) уровня профессионально-личностного развития, педагогического мастерства, раскрытых во всей сложности и глубине их содержания. «Акме», в первую очередь, – это высший уровень зрелости ценностных убеждений, являющийся одним из основных критериев «аксиологического потенциала» личности. Акмеологическая позиция раскрывается, например, в теме «Представление о совершенном человеке в различных культурах», но специальная дисциплина «Акмеология», к сожалению, пока не входит в структуру основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры  по направлению подготовки 050100 Педагогическое  образование.

В ряде дисциплин  государственного образовательного стандарта раскрываются технологические – методические, технические аспекты коммуникативной компетентности, определяющие технологическую вооруженность коммуникативной деятельности и коммуникативной культуры будущего учителя (коммуникативных действия, операции, речевые умения и навыки, интегративные коммуникативные умения, навыки владения техническими информационными средствами и многое другое). Таковыми у бакалавров являются  дисциплины «Культура речи» (гуманитарный, и  социальный и экономический цикл, базовая часть); «Информационные технологии» и «Основы математической обработки информации» (математический цикл, базовая часть) и др.

На основе анализа  образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования (ФГОС ВПО) определена субкомпетентностная структура коммуникативной компетентности педагога, и выделены пять (групп) субкомпетенций, (которые могут быть еще более детализированы при их углубленном анализе):

  • философская коммуникативная субкомпетенция, определяющая глубоко осознанный уровень коммуникативной компетентности, выражающийся в понимании сущности коммуникации и значения коммуникативной культуры в личностно-профессиональном развитии будущего специалиста;
  • общенаучная коммуникативная субкомпетенция, определяющая системный подход к технологиям развития коммуникативной компетентности и личности специалиста по кибернетическим и синергетическим механизмам;
  • культурологическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая необходимое современное культурологическое содержание коммуникативной компетенции как области культуры и имеющая такие необходимые составляющие как гуманистическая, этическая и другие субкомпетенции;
  • психолого-педагогическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая подход к формированию коммуникативной компетенции с позиций современных достижений психолого-педагогических наук и включающая аксиологическую, акмеологическую, деятельностную и другие коммуникативные субкомпетенции;
  • технологическая коммуникативная субкомпетенция, определяющая техническую, практико-ориентированную сторону коммуникативной компетентности, включающая речевую, информационно-технологическую (современную компьютерную) и др. субкомпетенции.

Таким образом, содержание высшего педагогического образования отражает, насколько объемно содержание профессиональной компетентности педагога. Создается системное представление о коммуникативной компетентности, раскрывается ее сложная структура представляющая собой, с одной стороны, «интеграл» в структуре общей профессиональной компетентности педагога, с другой, – весьма сложно структурированную систему, состоящую из специальных коммуникативных субкомпетенций, содержание которых отражено в изучаемых дисциплинах.

Проведенный  анализ содержания педагогического образования и выделение субкомпетентностной структуры коммуникативной компетентности отражает высокий коммуникативный потенциал  образовательного стандарта для целенаправленного формирования коммуникативной культуры и коммуникативной компетентности  будущего учителя в процессе вузовской  подготовки.

 

Список литературы:

  1. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования [Текст] / Л. А. Аухадеева. – Казань: КГУ, 2006. – 164 с.
  2. Аухадеева Л. А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя: монография / Л.А.Аухадеева. – М.; ВИНИТИ, 2012. – 162 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М.: МОиН РФ.[schema type=»book» name=»КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» description=» В статье коммуникативная культура представлена как ведущее системно-интегративное качество личности, и ее целенаправленное формирование рассматривается как приоритетное направление личностного развития и профессиональной подготовки современного учителя. Представлены результаты анализа ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» с целью определения культуроформирующего потенциала содержания высшего педагогического образования. Выделены методологические подходы к анализу ФГОС ВПО (философский, культурологический, общенаучный системный и психолого-педагогический) и обоснована их реализация через содержание основных образовательных программ; определены структура и содержание коммуникативной компетентности педагога, выделены пять (групп) субкомпетенций; выявлен высокий коммуникативный потенциал содержания высшего педагогического образования.» author=»Аухадеева Людмила Александровна, Аухадеев Авер Эрикович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot deposit pulsa slot88 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaik
404: Not Found