Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ (НЕМЕЦКОМ) ЯЗЫКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ (НЕМЕЦКОМ) ЯЗЫКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Динамичность развития языкового образования, а вместе с тем и методической науки заставляет преподавателей решать новые задачи, связанные с поиском наиболее эффективных приемов, методов, подходов к обучению иностранным языкам. Обращение к идеям когнитивного подхода способно удовлетворить, на наш взгляд, основные требования, предъявляемые сегодня к субъектам образовательного процесса, определяемые Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.  Первостепенное значение приобретают такие качества и способности, как самостоятельность, активность и сознательность, что и составляет основу когнитивного обучения.

Как известно, когнитивный подход базируются на положениях когнитивной психологии и предусматривает в процессе обучения «опору на принцип сознательности, учет различных когнитивных стилей и учебных стратегий, которыми они при этом пользуются» [1, с. 96]. И совершенно очевидно, что в таком случае учащийся является активным субъектом процесса обучения.

Рассматривая вопросы применения когнитивного подхода в процессе обучения чтению на иностранном (немецком) языке в старших классах средней школы, принципиально важным представляется рассмотреть целесообразность использования данного подхода при обучении иноязычному чтению в старших классах.

Изучение психолого-возрастных особенностей старших школьников, требований ФГОС к умению чтения, а также общеобразовательных программ для 10-11 классов по предмету «немецкий язык» позволил сделать некоторые выводы, представленные в таблице:

Таблица 1.

Особенности обучения чтению в старших классах средней школы

Новообразования возраста

 

 

 

Направленность на будущее, профориентация

Изменения в содержании обучения чтению

 

изменения в содержательном

аспекте

Изменения в содержании обучения чтению

 

 

Подбор текстового материала по профилю подготовки

Усиление чувства ответственности, сознательности изменения в процессуальном аспекте Увеличение удельного веса самостоятельной работы на всех этапах, ориентация на развитие стратегий

Совершенно ясно, что в старших классах малоэффективными оказываются те приёмы, которые давали заметные результаты раннее, например, на среднем этапе. Отсюда столь важен не только отбор материала, но и выбор приемов, которые бы вооружали учащихся необходимыми стратегиями при чтении иноязычных текстов.

Следует отметить, что в старших классах средней школы обучение чтению целесообразно организовывать сообразно с моделью «сверху – вниз», когда процесс понимания и переработки информации идет от общих фоновых знаний и ожиданий читающего (которыми он безусловно владеют к этому возрасту) к быстрому и безошибочному распознаванию лексико-грамматических форм. Реализация данной модели возможна в том случае, если учащиеся в полной мере владеют основными когнитивными стратегиями, которые представляют собой поведение и мыслительные операции, осуществляемые обучаемым для кодификации нового языка. Данные стратегии предусматривают взаимодействие с изучаемым материалом, манипулирование им.

Изучив суть понятия «стратегии», можно утверждать, что они представляют собой комплекс определённых действий, направленных на достижение конкретной цели. В условиях обучения иноязычному чтению с использованием когнитивного подхода необходимо определить, какие когнитивные стратегии нужно развивать у учащихся и какие действия составляют основу развития той или иной стратегии. При этом важно сформулировать данные действия в повелительном наклонении на «языке учащихся» в виде привычных им упражнений. Результаты проведенной работы представлены в следующей таблице, составленной на основе системы заданий И.Л. Бим [2, с. 240]:

Таблица 2.

Когнитивные стратегии чтения Действия Возможные упражнения
1.           Стратегия, предваряющая текстовую деятельность -высказать предположение с последующим сопоставлением с реальным текстом

— ответить на вопросы учителя типа «Что Вы знаете о …»

— прочтите заглавие и скажите, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте;

— прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

— прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу;

— изучите денотатную схему текста и предположите его содержание;

— прочтите текст до указанного места. Скажите, как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить правы ли вы.

— внимательно посмотрите на фотографию (рисунок), используя этот ориентир, попытайтесь догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2.           Стратегия слухового и зрительного восприятия — распознать как на слух, так и зрительно знакомую или частично знакомую информацию. — просмотрите текст, выделите предложения или абзацы, характеризующие (время действия, эпоху);

— опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;

— слушая чтение диктора, подчеркните в вашем экземпляре текста слова, на которые он делает ударение (логическое ударение);

— найдите в абзаце (тексте) предложения, выражающие одну и ту же мысль.

3.           Стратегия содержательной идентификации — установить схожесть приведенных после текста предложений с содержанием самого текста или его отдельных предложений

— установить отличия приведенных после текста предложений с содержанием самого текста или его отдельных предложений

— определите, соответствуют ли данные предложения содержанию текста или нет;

— выберите правильный ответ из 3-4 вариантов

— найдите в прочитанном тексте предложения, схожие по содержанию с данными.

4.           Стратегия содержательного поиска/выбора основной информации — найти основную мысль в тексте

— найти и отделить объективную информацию от субъективной (факты от рассуждений)

— найти и выделить причины событий и последствия

— найдите предложения, подтверждающие мысль о том,…;

— найдите то, что характеризует того или иного персонажа;

— найдите предложение, из которого ясна причина…и т.п.;

— найдите предложения, детализирующие основную мысль данного абзаца;

— выберите из данных предложений те, которые лучше всего отражают…;

— найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы;

— найдите в каждом абзаце предложения, уточняющие смысл данных предложений.

5.           Стратегия синтезирования — обобщить все предыдущие ресурсы в целях более полного понимания прочитанного. — ознакомьтесь со значением указанного слова в словаре и переведите предложения, в которых это слово употребляется;

— сравните оригинал иноязычного текста и 2-3 варианта его перевода. Выберете наиболее точный вариант перевода.

Особый интерес в данном контексте представляют современные УМК на предмет выявления заданий, способствующих развитию данных стратегий. Анализ текстового материала и заданий для развития умений иноязычного чтения в современных УМК показал следующее. Существенной разницы в жанрах, тематике и количестве текстов в учебниках И.Л. Бим, Л. В. Садомовой для 10 класса и «Deutsch, Kontakte» Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной не выявлено, в чем можно убедиться из данных, приводимых в следующих таблицах:

Таблица 3.

Результаты анализа по УМК Бим И.Л., Садомовой Л.В., Лытаевой М.А.

Стили текстов Кол-во текстов Средний объем текста Тематика

текстов

Виды чтения
Публицистический 5 192 слова Искусство, проблемы дружбы и любви, отрывки из биографий известных деятелей искусства. Ознакомитель

ное чтение

Художественный 8 273 слова Проблема дружбы и любви Изучающее и ознакомитель

ное чтение

Научно-популярный 18 163 слов Страноведчес

кие тексты, искусство

Изучающее, просмотровое и ознакомитель

ное чтение

Разговорный 18 76 слов Искусство, проблемы любви и дружбы Ознакомитель

ное и изучающее чтение

Общее количество текстов 49 текстов  

Таблица 4.

Результаты анализа по УМК Ворониной Г.И., Карелиной И.В.

Стили текстов Кол-во текс

тов

Средний объем текста Тематика Виды чтения
Публицисти

ческий

12 80 слов Искусство, отрывки из биографий известных деятелей искусства. Ознакомительное и изучающее чтение
Художествен

ный

7 138 слов Отношения между детьми и родителями, проблемы молодёжи Изучающее чтение
Научно-популярный 5 132 слова Страноведчес

кие тексты, искусство

Изучающее чтение
Разговорный 24 144 слова Искусство, проблемы любви и дружбы, отношения родителей и детей. Ознакомительное и изучающее чтение
Общее количество текстов 48 текстов  

Особенностью методической составляющей анализа является выявленный факт, что в книгах для учителя к данным учебникам представлены рекомендации ко всем 3 этапам работы над текстом, т.е. в них содержится серия предтекстовых, текстовых и послетекстовых упражнений, нацеленных на развитие всех выще обозначенных стратегий. Однако данные этапы и стратегии, как и некоторые задания являются скрытыми для учащихся.

На наш взгляд, это нельзя считать недостатком учебников, т. к. в рамках когнитивного подхода особую важность представляют сознательность, самостоятельность и активность учебно-познавательной деятельности учащихся. Главным является то, что обучающийся является субъектом: в процессе восприятия, переработки и продуцирования информации он овладевает определенными стратегиями, которые помогут ему в дальнейшем управлять своей учебной деятельностью.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)/ Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
  2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе : проблемы и перспективы : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / И.Л. Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 256 с.
  3. Бим И.Л. Немецкий язык. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, А.М. Лытаева; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд.-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 270с.
  4. Бим И.Л. Немецкий язык.10 класс: Кн. для учителя к учеб. нем. яз. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, А.М. Лытаева – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 64с.
  5. Воронина Г.И., Карелина И.В. Немецкий язык, контакты: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Сост. Г.И. Воронина, И.В. Карелина. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.
  6. Воронина Г.И. Немецкий язык, контакты: Кн. Для учителя к учеб.
  7. Нем. яз. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / И.Г. Воронина, И.В. Карелина – 4-е изд. – М.: Просвещение,2002. – 82с.[schema type=»book» name=»ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ (НЕМЕЦКОМ) ЯЗЫКЕ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ» description=»Представлены результаты рассмотрения теоретических и методических основ обучения иноязычному чтению с использованием когнитивного подхода в старших классах средней школы: были выделены некоторые когнитивные стратегии при развитии умений иноязычного чтения, соотнесены с соответствующими действиями и упражнениями; были проанализированы текстовые материалы и задания для развития умений иноязычного чтения и соответствующих стратегий в современных УМК. » author=»Воеводина Ирина Валерьевна, Кузина Екатерина Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot demo 2023 akun slot demo slot demo slot gacor maxwin judi online slot demo slot demo slot pulsa link slot gacor slot online slot gacor slot slot gacor slot demo slot demo slot gacor link slot gacor https://dinpermasdes.klaten.go.id/system/link/ https://polakesatu.pekalongankab.go.id/download/sgku/
404: Not Found