Номер части:
Журнал

ВЫДЕЛЕНИЕЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИНПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:


При подготовке архитектораповышенное внимание уделяютпроцессу формирование знаний по архитектурным направлениям, к которым относят следующие (специальные) дисциплины:

— архитектура жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений;

-планировка и застройка населенных мест;

— реконструкция и реставрациязданий, сооружений, сложившейся застройки.

Вплотную кэтим дисциплинам примыкают:

— история архитектуры зданий и сооружений;

— история застройки и формирования населенных мест;

— дизайн;

— основы архитектурно-художественного проектирования;

— черчение и начертательная геометрия.

Указанные предметы взаимосвязаны, их изучение производится последовательно, в течение всего периода обучения архитектора.Существует мнение, что знания, полученные при изучении указанных дисциплин, необходимы и достаточны для формирования архитектора.

Остальные предметы считаются как бы общеобразовательными и имеющими второстепенное значение при обучении архитектора.

Однако практическая деятельность архитектора выявляет необходимость обширных знаний в целом пласте технических и прикладных дисциплин, смежных с вышеуказанными. К ним относятся:

— математика;

— строительная механика;

— строительные конструкции;

— строительныематериалы (материаловедение);

— системы инженерного обеспечения зданий и сооружений (отопление, вентиляция, водоснабжение, водоотведение, дымоудаление, электроосвещение);

— строительная физика (теплопотери, акустика, звукоизоляция);

— строительство в сложных природных условиях (сейсмическая опасность, просадочные грунты и подработки, вечная мерзлота, карсты);

— влияние строительства на окружающую среду (экология);

— основы организации строительства;

— экономика (сметное дело: сметы на общестроительные и проектно-изыскательские работы включительно, сводный сметный расчет).

Конечно, при проектировании объектов строительства разделы проектной документации, смежные с архитектурой, обязательно выполняются соответствующими специалистами. Но если при создании архитектурного образа объекта (обычно, на стадии «эскизный проект») не учитываются основные требования указанных выше смежных разделов, то,после корректировки архитектуры в соответствии с требованиями смежных разделов, образ объекта и его параметры изменяются до неузнаваемости.

Отсюда возникает необходимость получения соответствующих знаний в процессе подготовки архитектора[2].

На основании вышеизложенного в процессе обученияархитектора изучаемые дисциплины можно разделить на три цикла:

— специальные дисциплины (специальные, базовые);

— смежные дисциплины (технические и прикладные);

— общеобразовательные дисциплины.

Предлагаемая модель разделения изучаемых дисциплин приобучения архитектора дает возможность реализации компетентного подхода к профессиональному образованию как к совмещению педагогических, технологических и организационных факторов образовательного процесса [1]. Например, можно разделить компетенции следующим образом:

— специальные дисциплины – 50%;

— смежные дисциплины – 25%;

— общеобразовательные дисциплины – 25%.

Каждый из этих циклов должен иметь свое время на изучение соответствующих дисциплин. В каждом из них должна быть сформирована своя программа, своя последовательность изучения дисциплин, своя методика получения знаний[2].

При этом имеются варианты совместного участия разных направлений в процессе обучения. Например, при выполнении комплексных проектов зданий и сооружений необходимо выполнение архитектурного раздела (как основного раздела проекта) и различных смежных разделов (строительные конструкции, инженерное обеспечение, экономика, организация строительства). При этом проект должен защищаться только после выполнения всех разделов, и единая оценка выполненного проекта должна формироваться с учетом оценок каждого из разделов комплексного проекта[2].

Одной из основных проблем в направлении смежных дисциплин является то, что каждая из них является самостоятельной областью прикладной науки и имеет свой опыт практического применения и свои тенденции развития. А главной задачей при подготовке архитектора является выделение в каждой дисциплине области, необходимой для решения архитектурных задач, и обучение студентов именно этой сфере знаний.

Отсюда выявляется проблема привлечения специалистов, например по фундаментальным наукам, дли процесса обучения архитекторов.

Например, строительная механика для архитектурных направлений и специальностей сводится к некоторым разделам механики стержневых систем (значительная часть которых была сформирована И. М. Рабиновичем[3] в 50-е годы прошлого века), механики пластин и оболочек, вантовой механики.Указанные разделы относятся не к фундаментальным, а к прикладным разделам механики. При этом наиболее важными являются не только вопросы прочности, но и вопросы устойчивости отдельных элементов и систем при различных видах воздействий. Также важными являются вопросы трансформации архитектурных объектов в механико-математические модели, которые можно рассчитать методами механики (а эти вопросы не относятся к фундаментальным).

Математика в этом смысле обретает еще больший комплекс ограничений.Математика должна развивать у архитектора логическое мышление и пространственное воображение, необходимые в его профессиональной деятельности.Ее первой задачей является обучение студентов математическому аппарату, без которого понимание законов строительной механики просто невозможно. Еще одной задачей математики является описание архитектурных образов различными математическими методами, в том числе, функциональными зависимостями, уравнениями и неравенствами.

Математика должна подготовить архитектора к решению более сложной задачи – созданию механико-математических моделей архитектурных образов, без чего весьма сложно произвести расчеты того или  иного образа в целом и его составляющих (например, отдельных конструкций). Эти вопросы можно считать узко специализированными, но ни в каком случае не относящимися к фундаментальным.

По этим причинам преподавание математики, механики и некоторых других фундаментальныхнаук должно производиться специалистами, знакомыми не только с фундаментальными основами этих предметов, но и с проблемами их применения в области архитектуры[4].

Строительные конструкции своей подосновой имеют строительную механику. Расчет конструкций производится именно по законам строительной механики. Главной задачей дисциплины«строительные конструкции» является трансформация и разделение архитектурного образа (и его механико-математической модели) на элементы, каждый из которых может быть представлен как отдельная строительная конструкция или ее часть. Конструирование этих элементов производится на основании опыта применения данных инженерных решений и применяемых строительных материалов.

Строительные материалы являются не только основой для создания конструкций (скелета здания, его членения на отдельные отсеки), но и основой создания ограждающих (наружных) конструкций, разделяющих (внутренних) конструкций. Этим они связаны со строительной физикой (теплотехника, звукопоглощение, шумо- и виброизоляция).

Таким образом,прослеживается единая цепь взаимосвязанных разделов знаний, практическое применение которых необходимо при создании архитектурных образов[2].

Удаление какой-нибудь части этой цепи разрывает всю цепь, разрушает и лишает логики всю систему существующих взаимосвязей различных разделов, квинтэссенцией которых является архитектура.

Список литературы:

  1. Лопатухина Т.А., Данко С.П., Залевская Т.В., Осипова А.В. Педагогические технологии развития ценностного отношения к образованию в современном российском обществе: Монография. – М.: Вузовская книга, 2014. – 112с.
  2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 344с.
  3. Рабинович И.М. Строительная механика стержневых систем. – Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1954. – 545с.
  4. Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 240с.
    ВЫДЕЛЕНИЕЦИКЛОВ ДИСЦИПЛИНПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-АРХИТЕКТОРОВ
    В статье освещаются проблемы разделения изучаемых дисциплин на циклы при применении компетентностного подхода в системе педагогического профессионального образования. Приведена попытка разделения компетенций на изучаемые циклы дисциплин. Компетентностный подход, являющийся необходимым условием модернизации и повышения качества образования, требует не только внедрения. В некоторых случаях требуется изменение качества профессионализма преподавателей, их ориентация на проблемы, присущие не дисциплине в целом, а ее применению при обучении конкретной профессии.
    Written by: Данко Сергей Павлович, Москаленко Александр Иванович
    Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
    Date Published: 03/16/2017
    Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)
    Available in: Ebook
Записи созданы 6767

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх