Номер части:
Журнал

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





Профессиональный стандарт педагога ставит перед учреждениями высшего образования новые проблемы. Подготовка учителя математики является одной из ключевых проблем. В Кемеровской области уже сегодня остро не хватает учителей математики и информатики. Подготовку учителя с двумя профилями Математика и информатика Кемеровский государственный университет начал реализовывать в 2015 году. В рамках подготовки специалистов математиков, бакалавров по направлению 02.03.01 Математика и компьютерные науки велась подготовка учителей по дополнительной квалификации «Преподаватель математики и информатики». Выпускники, получившие диплом дополнительной квалификации «Преподаватель» не могут, в полной мере, обеспечить потребности региона в учителях математики и информатики.

Подготовка учителя ставит перед высшей школой решения многих задач одна из них – готовность учителя вести занятия на высоком уровне активности обучающихся.

Активность личности предполагает сознательное планирование обучающимся результатов, направленных на достижение цели.  На этапе профессиональной подготовки цель выполняет две главные функции — побудительную (к началу и продолжению деятельности) и направляющую, регулирующую.

Цели и задачи профессиональной деятельности будущего выпускника позволяют активизировать учебную и познавательную деятельность. Активизация учебной деятельности – это эффективное усвоение знаний; предполагает такую организацию познавательной деятельности, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных действий каждого обучаемого [1, c.73].

Психолого – дидактические условия, составляющие основу активизации учебной деятельности в профессиональной подготовке студентов, следующие: обеспечение единства задач процесса обучения; дидактически оправданное использование принципов обучения; создание атмосферы интенсификации и эмоциональности в обучении; использование различных приемов, методов, средств обучения; ориентация студентов на систематическую, самостоятельную работу; стимулирование студентов для проявления ими творческой активности.

Сочетание компетентностного подхода и психолого-дидактических принципов в обучении дают возможность активизировать учебную и познавательную деятельность студентов. Обучение строится на основе: преемственности различных систем (школа – вуз – профессиональная деятельность); преодоления стереотипов учения; реализации принципа активности в учении; совершенствования учебного процесса, разработки и внедрения новых форм проведения учебных занятий; профессионализации обучения. Включение в учебный процесс активных методов обучения позволяет направлено на разрешение задач профессионализации учебного процесса.

Активные методы обучения обладают      следующими особенностями:

принудительная активизация мышления и поведения обучаемых;

высокая степень вовлечения обучаемых в учебный процесс; обязанность обучаемых вступать в коммуникацию; наличие предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения учебного материала и способов деятельности; повышенная степень мотивации, эмоциональности и творчества в учении; направленность на преимущественное развитие и приобретение предметных, профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений в сжатые сроки.

Профессиональная направленность определяется приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с выбранными видами профессиональной деятельности. В каждой из дисциплин учебного плана профессиональная направленность формируется содержанием и оценочными средствами. Разработка системы лабораторных, практических и самостоятельных занятий строится как совокупность различных форм активных методов обучения.

Существую различные подходы к классификации активных методов обучения: классификация на основе деятельности студентов;  классификация на основе целевого назначения.

Классификация, построенная на основе деятельности обучаемых, позволяет разбить активные методы на три группы: неигровые методы; игровые неимитационные методы; игровые имитационные методы.

Классификация, построенная на основе целевое назначения, разбивает активных методы на две группы: методы активизирующие усвоение нормативных материалов, получение навыков и умений по дисциплине; методы активизирующие связь обучения с профессиональной деятельностью [1, c.75].

В систему лабораторных и практических занятий по дисциплине Методика обучения математике включены следующие игровые методы и их виды:

  1. Педагогическая и дидактическая игра – цель: подготовка студентов к выполнению профессиональных функций.
  2. Имитационная и деловая игра – цель: моделирование какого-либо вида деятельности учителя.
  3. Деловая и ролевая игра – цель: имитация профессиональной деятельности, наличие игровой ситуации и распределение ролей (деловые, ролевые, сюжетно-ролевые игры и игровое проектирование).
  4. Организационно — деятельностная игра – цель: проблемная организация мыслительной деятельности, направленная на проработку различных вариантов решения задач, проблем.

Одна из таких игр — ролевая игра «Конфликтная ситуация на уроке математики». Цель: разрешение конфликтной ситуации учитель – ученик (сюжетно-ролевая игра). Студенты разрабатывают проект по разрешению конфликта. Игра проходит в четыре этапа:

1 этап – ввод в игру, распределение на группы, описание проблемы, распределение ролей;

2 этап – разыгрывание ролей по заданию;

3 этап – оценивание ситуации, принятие решения и разработка группового проекта по разрешению конфликта;

4 этап – подведение итогов, оценка проекта.

Включение в систему лабораторных работ активных методов обучения интенсифицируют формирование профессионально-методических умений адекватных деятельности учителя математики. В ходе таких занятий  познаются принципы игрового общения.

 

Список литературы:

  1. Глухова О.Ю. Активизация учебной деятельности студентов в процессе изучения методики обучения математике в университете. Дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Москва, 1993. – 161с.[schema type=»book» name=»АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ » description=» Формирование системы лабораторных и практических занятий на основе активизации учебной деятельности позволяет включить обучающихся в процесс учения. Метод проектов в игровых методах дает положительный результат.» author=»Глухова Ольга Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778
Номер части:
Журнал

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Педагогические науки. ; ():-.





В последнее время снова стало появляться пренебрежительное отношение к процедуре тестирования студентов в вузе. Речь идет не о тестировании в рамках процедуры аттестации вуза, а о технологии компьютерного тестирования студентов в течении каждого семестра при изучении отдельных дисциплин. Особенно актуален процесс тестирования при изучении базовых дисциплин на 1-2 курсах вуза: в первую очередь математики, физики, химии, истории, возможно, что и русского, иностранных языков.

Технология регулярного тестирования включает в себя создание базы тестовых заданий различного уровня сложности (и теоретического и практического содержания) по всем темам разделов данной дисциплины и регулярное проведение тестирования студентов по этим темам (4-5 раз в каждом семестре) с возможностью ранжирования студентов по уровню знаний. Разберем эту технологию подробнее на примере дисциплины «Математика» в техническом вузе.

Комплекс учебной дисциплины по каждой теме в течении семестра должен включать в себя 4 или 5 фаз освоения учебного материала:

  1. Курс лекций (аудитория).
  2. Семинарские занятия, помогающие разобрать наиболее сложные вопросы практического освоения теоретического материала, научить решению типичных задач данной темы, умению пользоваться теоретическим материалом при решении задач и умению просматривать логические связи между отдельными звеньями данной темы (аудитория).
  3. Самостоятельная работа студента над п.п.1, 2 по освоению теоретического и практического материала по теме (домашняя, в библиотеке и т.д.).
  4. Проверочная письменная работа (возможно, что и не одна) по практической части темы (аудитория).
  5. Компьютерное тестирование по данной теме (аудитория).

Тестирование, как заключительный этап по изучению материалов темы, позволяет выявить слабые места в освоении материала, дисциплинирует студента, помогает правильно распределить учебную нагрузку на студента в течение всего семестра.

Может быть,  выскажу крамольную мысль, но технология компьютерного тестирования (грамотно организованного на постоянной основе по данной дисциплине) вполне может являться альтернативой традиционного экзамена по математике у студентов технических вузов, которых необходимо научить логически мыслить математическими терминами, уметь рассмотреть задачу с различных точек зрения, решить ее разными методами (при необходимости), научиться пользоваться формулами и уметь применять весь математический «аппарат» для решения технических прикладных задач.

         «Плюсы» такого подхода в обучении:

  • учебная нагрузка на студента в течение семестра по дисциплине распределена равномерно, позволяя вовремя и последовательно осваивать темы и успешно сдавать каждый раздел изучаемой дисциплины;
  • возможность выявить «пробелы» в изучении материала (и теоретического и практического) с целью их успешной ликвидации в течение этого же семестра;
  • возможность пересдать тесты в течение семестра;
  • возможность получения итоговой экзаменационной оценки за семестр «автоматом» с учетом полученных в течение семестра результатов.

         «Минусы»:

  • огромная дополнительная нагрузка на преподавателя по созданию грамотной разноуровневой базы тестовых заданий (для ранжирования студентов по уровням) и по проведению множества сеансов тестирования студентов (особенно на больших потоках студентов).

На сеансы тестирования студент приходит с ручкой, листком бумаги для записей и калькулятором (все остальные вещи, включая телефон, он оставляет в своей сумке при входе в компьютерный зал). Преподаватель находится в аудитории все время проведения тестирования постоянно, разговаривать студентам во время тестирования запрещено. Поэтому результаты тестирования можно считать объективными, заслуживающими внимания и учитывать их наравне с другими результатами работы студента в течение семестра, как составляющую итоговой экзаменационной оценки за семестр.

Грамотно составленные тестовые задания различных видов и степеней сложности вполне позволяют справиться с проверкой глубины освоения математического «аппарата», знанием формул, определений, формулировок теорем, алгоритмов, умением применять их на практике (в сочетании, конечно, с проведением проверочных контрольных работ по основным темам каждого раздела дисциплины). Умение же приводить доказательство каждой теоремы можно оставить студентам математических специальностей и для тех, кто посвящает себя науке.

В следующей статье более подробно рассмотрим организацию такой работы для студентов 1 и 2 курсов технических специальностей вуза.[schema type=»book» name=»АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ» description=»Ознакомление с технологией компьютерного тестирования, реализуемой в техническом вузе. Основные фазы освоения материала в комплексе учебной дисциплины «Математика». Применение компьютерного тестирования для активизации учебной деятельности студентов.» author=»Черняева Татьяна Николаевна, Медведева Ирина Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх