Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Академические, они же губернаторские



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Академические, они же губернаторские // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Новости образования России. ; ():-.

Карьера «старших офицеров науки» начнется в спецклассах опорных школ РАН. В президиуме Сибирского отделения РАН прошло установочное совещание по организации опорных школ (ОШ) РАН в Новосибирской области. Кому учить Открывая встречу, председатель СО РАН академик Валентин Николаевич Пармон остановился на главном: «Основная задача проекта создания опорных школ РАН — мотивация способных ребят поступать в университеты научной и научно-технологической направленности, а не коммерческой. Я сам прошел близкий путь: учился в обычной школе, проходил практику на заводе, но у нас были такие учителя, которые давали нам очень многое, мы ходили за ними буквально по пятам… Затем Московский физико-технический институт, который готовил не гениев, а “старших офицеров” науки. Сегодня на то, чтобы собирать и развивать способности талантливых ребят, нацелены опорные школы РАН».  «Да, у нас есть физматшкола, теперь СУНЦ НГУ, но это особая школа, формат которой нельзя тиражировать: она, прежде всего, “вытаскивает” одаренных ребят из глубинки. — уточнил В.Н. Пармон. — В стране всего четыре таких учебных заведения, за Уралом — одно, в новосибирском Академгородке. Это полувековая история, отшлифованные учебники и курсы, прекрасно поставленная работа лабораторий».   

 Председатель СО РАН предложил переносить опыт СУНЦ в опорные школы РАН не внедрением туда ученых-преподавателей, а повышением квалификации работающих там учителей и подготовкой новых. «Идея “ученый приходит в класс” — не самая продуктивная, — считает Валентин Пармон. — Да, у нас есть аспираты и молодые ученые, которые самоотверженно преподают, но к этой работе не многие расположены и многие не допускаются по формальным правилам. Главное, что должно быть сделано — налажена подготовка учителей высочайшей квалификации и последующее совершенствование их компетенций». Академик предложил руководству Новосибирского государственного педагогического университета и СУНЦ НГУ договориться о формах совместной работы в этом направлении.  Доктор биологических наук профессор Алексей Дмитриевич Герасёв, ректор НГПУ, видит основной формой повышения квалификации учителей до «академического» уровня специализированные магистерские программы университета для учителей, а также представителей науки, желающих повысить психолого-педагогические компетенции. «Мы можем заключать договоры о целевом обучении с адресной подготовкой по той или иной специализации опорной школы РАН», — сказал он. — Законодательство дает возможность заказчику определять нюансы индивидуальной образовательной программы каждого магистранта». Первый шаг уже сделан: готовится к подписанию соглашение между СО РАН и НГПУ о сотрудничестве в подготовке «академических» учителей. Кого учить Обсуждение сконцентрировалось на внутренних правилах ОШ РАН: влияние Академии наук всё же будет распространяться не на всех учеников, а на прошедших отбор и сгруппированных по специализациям. Директор СУНЦ НГУ доктор физико-математических наук Николай Иванович Яворский предложил формировать «академические» классы со старшей параллели, то есть с 10-х, максимум 9-х классов: «Наша задача — транслировать настоящие научные знания». «Ответственность за качество этой работы в целом ложится на РАН, — отметил он. — Нам необходимо разработать систему обеспечения и мониторинга качества образования в опорных школах». По мнению Н. Яворского, таковые должны быть мобильными на всех уровнях: ученика, учителя, всего учреждения. Не получилось — уступи место другому, более способному. Правда, главным критерием успеха сразу несколько участников обсуждения назвали то, что происходит уже после окончания средней школы — дальнейшую траекторию выпускников. «Индикаторами должен стать процент поступления в российские университеты и профессиональное развитие по избранной специализации в широком ее понимании, — предложил академик В. Пармон. — Не обязательно это карьера в академической структуре, но обязательно в интеллектуальной сфере».  Заместитель министра образования Новосибирской области Ирина Викторовна Мануйлова рассказала о предпосылках индивидуального мониторинга развития школьников: «В Новосибирской области успешно реализуется программа электронной школы. Сегодня это полных охват учебных заведений онлайн-дневниками и классными журналами, завтра — переход к возможности видеть полный цифровой след старшеклассника и выпускника, картину его компетенций и фиксированных достижений». «Университеты должны будут подстраиваться под повышенный уровень подготовки выпускников опорных школ РАН, — предположил Николай Яворский, — иначе на младших курсах такие студенты начинают скучать и “проседают” в учебе». Он привел в пример результаты теста физического факультета НГУ, в ходе которого абитуриенты решали задачи двадцатилетней давности:  «середнячки» СУНЦ делали это намного успешнее «стобалльников» ЕГЭ — сказывалась специализированная подготовка в старшей ступени, которая теперь будет усилена в опорных школах РАН. Именно таким младшекурсникам и грозит «проседание». В выступлениях директоров школ четко прослеживалось два типа старшеклассников — «ЕГЭшники» и «искатели» — и, соответственно, два подхода к подготовке их выпуска из средней школы и две модели поведения на младших курсах вуза. Участники обсуждения рассматривали и другие риски. По информации Н.И. Яворского, около 50 % подростков, прошедших через российский образовательный центр «Сириус» в Сочи, продолжают образование за рубежом. «Чтобы это происходило реже, у школ должны быть хорошие заделы взаимодействия с российскими университетами, исследовательскими институтами и конкретными учеными», — предположила И. Мануйлова. 

Чему учить Во всех пяти новосибирских школах, отобранных для статуса опорных, есть специализированные губернаторские классы: нужно избежать конкуренции за лучших учеников. По мнению Ирины Мануйловой, «академические» классы на начальном этапе следует формировать на базе губернаторских — если первые пока не поддержаны целевым финансированием, то вторые получают дополнительные средства из регионального бюджета. В связи с этой трансформацией на уровне области все заинтересованные стороны должны договориться о том, сколько и каких (по профилю) классов «двойного статуса» откроются во всех пяти опорных школ РАН.  

Опорные школы РАН в Новосибирске: Вторая Новосибирская гимназия, Инженерный лицей НГТУ, Гимназия № 1, Образовательный центр — гимназия № 6 «Горностай», Лицей № 130 им. Академика М.А. Лаврентьева. Между этими школами следует распределить профильные направления и постараться избежать явного дублирования (И.В. Мануйлова попутно сообщила, что ни в одной не выбрали гуманитарную специализацию). Заместитель главного ученого секретаря СО РАН кандидат технических наук Юрий Александрович Аникин предложил формулировать специализации «академических» классов исходя из приоритетов, заданных Стратегией научно-технологического развития РФ и истекающих из нее документов. «Пусть будет не просто информатика, а информатика и искусственный интеллект,  не инжиниринг, а инжиниринг и робототехника, и так далее», — пояснил ученый.  Академик Искандер Асанович Тайманов, курирующий опорные школы со стороны СО РАН, отметил важность открытия новых математических спецклассов. «В свое время они создавались в городе как альтернатива ФМШ при НГУ, так как жителям новосибирского Академгородка не разрешалось поступать в физматшколу. Сегодня такого запрета нет, но углубленное изучение математики талантливыми ребятами не может ограничиваться только СУНЦ». «Вся пять опорных школ — очень разные, — констатировала Ирина Михайловна Михно, директор Второй Новосибирской гимназии. — У нас в Ленинском районе контингент учеников несколько отличается от академгородковского. И при том, что профили школ и классов будут достаточно различными, нам нужно быть в тесном и продуктивном контакте — между собой и с СО РАН». «У всех академических школьных классов должна быть единая образовательная среда, — считает Николай Яворский. — СУНЦ НГУ планирует дистанционную методическую поддержку всех опорных школ РАН».  С чего начать С одной стороны, как выразился директор лицея № 130 им. М.А. Лаврентьева Сергей Владимирович Сопочкин, «опорные школы РАН — это пока что проектная идея, поскольку нет ни жестких сроков, ни нормативных документов, ни финансирования». С другой стороны Министерство просвещения РФ перед началом учебного года пришлет в Новосибирск комиссию, которая проведет «собеседования—защиты» с директорами этих школ, а 12 сентября, на Общем собрании СО РАН, состоится торжественное вручение соответствующих сертификатов.  К тому же состояние «проектной идеи» развязывает руки участникам: не только в уточнении специализаций школ и классов, но и в инициативах по формированию единого образовательного пространства, определению критериев отбора учеников и эффективности работы с ними. На совещании прозвучали предложения об участии опорных школ в Международной научной студенческой конференции НГУ, организации посещений старшеклассниками институтов под научно-методическим руководством СО РАН с выступлениями ведущих ученых, восстановлении шефства НИИ над школами и доставке туда экземпляров журнала «Наука из первых рук». По инициативе академика В.Н. Пармона для организации опорных школ РАН в Новосибирской области решено создать постоянную рабочую группу из представителей этих школ, областного правительства, СО РАН, НГПУ и СУНЦ НГУ. Основная задача смешанного коллектива — повышение квалификации и авторитета учителей. Рабочей группе будет поручено представить конкретные предложения по формированию единого для ОШ (а впоследствии полностью открытого) образовательного пространства и проработать единые критерии и индикаторы успеха выпускников. 

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor
404: Not Found