Россия является государством с федеративным устройством. В составе Российской Федерации находятся 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. [6]
В каждом субъекте федерации имеется законодательный (представительный) орган (парламент, законодательное собрание) и исполнительный орган (правительство). [6]
Законы в Российской Федерации принимаются как на федеральном, так и на региональном (местном) уровне. Местные законы не должны нарушать федеральные, однако могут учитывать местные условия.
Территория России занимает площадь более 17 млн. км2. Многообразие природно-климатических условий в разных частях страны приводит к различиям в законодательных базах субъектов РФ. В субъектах РФ принимаются законодательные акты, учитывающие местные особенности тех территорий, на которых они располагаются. Различаются и землеустроительные законы, а именно правила землепользования и застройки.
Целью данной статьи является сравнение правил землепользования и застройки в двух субъектах Российской Федерации: в городе Пскове, центре Псковской области, и в городе Смоленске, центре Смоленской области.
Смоленская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа, на северо-западе граничит с Псковской областью. Площадь – 49779 км2, численность населения на 2014 год – более 960 тыс. человек, из которых 331 тыс. человек проживает в областном центре — городе Смоленске. Площадь Смоленска составляет 166,35 км2. [7] [8]
Псковская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа, на юго-востоке граничит со Смоленской областью. Площадь – 55399 км2, численность населения на 2014 год – более 656 тыс. человек, из которых 206 тыс. человек проживает в областном центре — городе Пскове. Площадь Пскова составляет 95,6 км2. [4] [5]
Основным законом в сфере регулирования отношений городской застройки в Смоленске являются Правила землепользования и застройки города Смоленска, последняя редакция которых действует с 30.09.2014 года; в Пскове — Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Псков», последняя редакция которых действует с 31.10.2014 года.
Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. До утверждения правил землепользования и застройки в обязательном порядке по их проекту проводятся публичные слушания. [3]
Анализ обоих документов позволил выявить следующие различия в содержании и формулировках:
- Согласно ст. 15 п. 3 в городе Смоленске предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;
3) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории городского округа;
4) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Согласно ст. 3 п. 5 в Пскове предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию могут вноситься теми же органами власти, физическими и юридическими лицами, а также органами местного самоуправления в случаях, если Правила могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения.
- В обоих субъектах РФ предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя:
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
- минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- предельное количество этажей;
- предельную высоту зданий, строений, сооружений;
- максимальный класс опасности (по санитарной классификации) объектов капитального строительства на территории земельных участков;
- минимальный процент озеленения.
В Пскове согласно ст. 3 п. 6.2. дополнительно устанавливаются следующие параметры:
- отступы застройки от красной линии улиц;
- максимальный процент застройки в границах земельного участка.
В Смоленске согласно ст. 14 п. 3 дополнительно устанавливаются следующие параметры:
- коэффициент использования территории;
- максимальные выступы за красную линию частей зданий, строений, сооружений;
- максимальная общая площадь объектов капитального строительства нежилого назначения на территории земельных участков;
- максимальное количество жилых блоков малоэтажной индивидуальной жилой застройки (для домов блокированной застройки);
- минимальное количество машино-мест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельных участков;
- минимальное количество мест на погрузочно-разгрузочных площадках на территории земельных участков;
- минимальное количество машино-мест для хранения (технологического отстоя) грузового автотранспорта на территории земельных участков.
- Согласно ст. 3 п. 2 в Пскове предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В Смоленске согласно ст. 9 п. 3 решение о предоставлении или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, Правилами землепользования и застройки г. Смоленска (статья 10 часть I), Администрацией города Смоленска.
- Согласно ст. 9 п. 4 в Смоленске в случаях если земельный участок и (или) объект капитального строительства расположен на территории, на которую действие градостроительных регламентов не распространяется или для которой градостроительные регламенты не устанавливаются, то решение о возможности изменения вида его разрешенного использования принимается уполномоченными исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, или Смоленской области, или местного самоуправления г. Смоленска в соответствии с федеральными законами, законами Смоленской области и нормативно-правовыми актами г. Смоленска.
Согласно ст. 3 п. 2 в Пскове такие решения принимаются только в соответствии с федеральными законами.
- В обоих субъектах РФ устанавливаются ограничения на использование земельных участков и объектов капитального строительства в границах:
- зон с особыми условиями использования территории в части зон охраны объектов культурного наследия;
- зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
- водоохранных и прибрежно-защитных зон;
- санитарных, защитных и санитарно-защитных зон;
- территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их последствий;
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территории в части зон охраны объектов культурного наследия в Правилах землепользования и застройки г. Пскова описаны более подробно, чем в Правилах землепользования и застройки г. Смоленска.
В Пскове дополнительно устанавливаются ограничения в границах следующих территорий:
- городских лесов;
- памятника природы «Снетогорско-Муровицкий»;
- курорта регионального значения «Череха»;
- территорий, непосредственно примыкающих к территории военного склада.
В Смоленске дополнительно устанавливаются ограничения в границах следующих территорий:
- зон охраны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением.
Кроме того в обоих субъектах РФ установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории зон с особыми условиями использования территории в части зон полос воздушных подходов аэродромов и приаэродромной территории. Только в ст. 59 Правил землепользования и застройки г. Смоленска прописаны дополнительные ограничения, которые применяются непосредственно для территорий, прилегающих к аэродрому «Северный».
- Территориальные зоны, на которые разделены территории в границах муниципального образования «Город Псков» и муниципального образования «Город Смоленск», значительно различаются по своему составу и кодировке.
Согласно ст. 8 п. 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Псков» и гл. 2 § 1 Правил землепользования и застройки г. Смоленска территории г. Пскова и г. Смоленска разделены на следующие территориальные зоны (табл. 1).
Таблица 1.
Территориальные зоны г. Пскова и г. Смоленска
Однако в границах обоих муниципальных образований выделяют сходные по своему составу территориальные зоны:
- зона размещения производственных объектов IV -V класса санитарной классификации;
- зона воздушного транспорта;
- зона объектов железнодорожного транспорта;
- зона объектов инженерной инфраструктуры;
- зона, занятая садоводствами;
- зона лесопарков;
- зона, занятая кладбищами.
Кодировки данных зон в обоих муниципальных образованиях не совпадают.
Различия законодательства в сфере землепользования и застройки объясняются местными условиями землепользования и застройки данных городов и накладывают отпечаток на всю структуру земельных отношений.
Список литературы:
- Правила землепользования и застройки г. Пскова [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 5.12.2014).
- Правила землепользования и застройки г. Смоленска [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 15.11.2014).
- Правила землепользования и застройки // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Правила_землепользования_и_застройки (дата обращения: 22.11.2014).
- Псковская область // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Псковская_область (дата обращения: 10.12.2014).
- Псков // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Псков (дата обращения: 10.12.2014).
- Россия // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Россия (дата обращения: 20.11.2014).
- Смоленская область // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленская_область (дата обращения: 20.11.2014).
- Смоленск // WIKIPEDIA.ORG : Свободная энциклопедия Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смоленск (дата обращения: 20.11.2014).[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ Г. ПСКОВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И Г. СМОЛЕНСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)» author=»Завалищева Светлана Тимофеевна, Завалищева Анастасия Тимофеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]