Актуальность
В условиях рыночной экономики особенно важно определить финансовую устойчивость организации, т.е. состояние финансовых ресурсов, при котором организация может свободно маневрировать денежными средствами, чтобы путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации медицинских товаров, услуг, а также произвести затраты по расширению и обновлению основных средств [1, 4].
По мере перехода к рыночным отношениям анализ производственной, хозяйственной, финансовой деятельности организаций здравоохранения приобретает сугубо прикладной характер, так как он становится основой тактики и стратегии развития организаций [2,3].
Главная цель финансового анализа – получение основных, наиболее информативных показателей, дающих объективную и точную картину финансового состояния организации, ее доходов и расходов, прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами [3,4].
Анализ финансового положения организации позволяет также проследить тенденции ее развития, дать комплексную оценку хозяйственной, коммерческой деятельности и служит, таким образом, необходимой информационной основой для принятия управленческих решений [1].
Материалы и методы
В исследовании проведен анализ финансовой деятельности центра острых отравлений бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1» (БУЗОО «ГКБСМП №1»), использован метод графического анализа, проведен анализ структуры финансирования центра острых отравлений за период с 2005 по 2014 гг.
Результаты
Рост расходов на лечение пострадавших в результате острых химических отравлений отмечен в 2006 году (на 18,6% по отношению к 2005 году). Отмечаемое снижение расходов в 2007 году на 25,8% до 17,5 млн. рублей сменилось в последующем ежегодным приростом, достигнув максимального своего значения за семилетний период в 2011 году – 30,69 млн. рублей. В следующем 2012 году, отмечено снижение расходов на 21,8% – 23,99 млн. рублей. Однако, в 2013 году произошел существенный прирост расходов на 56,1% и сумма в денежном эквиваленте составила 37,46 млн. рублей. Тенденция роста сохранилась в 2014 году и общая сумма расходов на лечение пациентов с острыми отравлениями составила 39,4 мл. рублей. Таким образом, за весь период наблюдения общие расходы на лечение пострадавших в результате острых экзогенных отравлений выросли практически в 2,0 раза (рис.1)
Рисунок 1 ‒ Динамика расходов на лечение пострадавших в результате острых отравлений химической этиологии за 2005-2014гг.
Данная ситуация объясняется общим экономическим положением в системе здравоохранения региона, а именно повышением стоимости медицинских услуг.
За период наблюдения с 2005 по 2013 гг. финансирование центра острых отравлений осуществлялось из трех источников: средства территориального фонда ОМС, средства регионального и муниципального бюджетов, доходы от выполнения платных услуг (рис.2).
Рисунок 2 – Структура финансовых поступлений в центр острых отравлений за 2005-2014 гг. (%)
Практически весь изучаемый период характеризуется преимущественно бюджетной формой финансирования. За период с 2005 по 2011 гг. доля бюджетных финансовых поступлений для лечения пострадавших с острыми химическими отравлениями составляла в среднем 88,1%. Максимальный удельный вес поступлений из бюджета составил в 2010 году ‒ 90,9% от общего объема финансирования. Удельный вес средств, поступающих из территориального фонда ОМС на протяжении периода наблюдения с 2005 до 2011 гг. не превышал 14,5%. Существенные изменения характера финансирования центра острых отравлений отмечены в 2011 году, когда начался рост доли финансовых поступлений из фонда ОМС до 17,7%, в 2012 году – 63,7%, в 2013 году соответственно 81,3%. Таким образом, к концу изучаемого периода доля средств Территориального фонда ОМС в структуре финансовых поступлений значительно превалирует над бюджетными вливаниями. В 2014 году финансирование центра острых отравлений осуществлялось без бюджетных вливаний, 97,8% финансовых поступлений составили средства Территориального фонда ОМС (рис.2). Доля средств получаемых от оказания платных услуг на протяжении всего периода наблюдения не превышает 3,0%.
Таблица 1
Доходы центра острых отравлений за 2005-2014 гг. (млн. рублей)
Форма финансовых поступлений |
Годы |
|||||||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
ОМС | 2,00 | 2,12 | 2,04 | 3,04 | 3,77 | 1,90 | 5,45 | 15,3 | 31,43 | 49,67 |
ДМС | 0,12 | 0,14 | 0,32 | 0,33 | 0,38 | 0,40 | – | – | – | ‒ |
Платные услуги | 0,02 | – | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,17 | 0,84 | 1,00 | 1,08 | 1,12 |
ИТОГО | 2,14 | 2,26 | 2,52 | 3,53 | 4,31 | 2,47 | 6,29 | 16,3 | 32,51 | 50,79 |
В таблице 1 приведены данные о доходах центра острых отравлений за изучаемый период. Обращает на себя внимание ежегодный рост с 2011 года в абсолютных цифрах финансовых поступлений из Территориального фонда ОМС. С 2011 года прекращена работа по добровольному медицинскому страхованию, сохранены лишь платные медицинские услуги в соответствии действующим законодательством. Полученные средства из Территориального фонда ОМС и оптимизация лечебно-диагностического процесса в условиях одноканального финансирования позволили обеспечить центр острых отравлений в 2014 году прибылью в размере 11,39 млн. рублей.
Выводы
- За период с 2005 по 2014 гг. отмечается рост затрат на лечение пострадавших в результате острых химических отравлений практически в 2,0 раза.
- За исследуемый период произошло существенное изменение принципов финансирования специализированной медицинской помощи пострадавшим в результате острых химических воздействий, а именно одноканальный принцип поступления финансовых средств по программам ОМС формирует в настоящее время основу финансирования токсикологической службы региона.
- Изменения принципов финансирования от многоканальной формы до одноканального принципа позволили существенно увеличить доходную финансовую часть структурного подразделения, обеспечив тем самым в 2014 году финансовую прибыль в размере 11,39 млн. рублей.
Литература
- Гадаборшев М. И. Организация, оценка эффективности и результативности оказания медицинской помощи : монография / М. И. Гадаборшев, М. М. Левкевич, Н. В. Рудлицкая. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 424 с. – (Научная мысль);
- Избранные лекции по общественному здоровью и здравоохранению : учеб. пособие / ред. В. З. Кучеренко. – Москва : Медицина, 2010. – 464 с. – (Учебная литература для студ. мед. вузов);
- Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / В. А. Медик, В. К. Юрьев. – Москва : Профессионал, 2010. – 432 с.;
- Общественное здоровье и здравоохранение : национальное руководство / под ред. В. И. Стародубова [и др.]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2014. − 624 с.[schema type=»book» name=»ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАБОТЫ ЦЕНТРА ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ ГОРОДА ОМСКА ЗА 2005-2014 ГГ. » author=»Сабаев Александр Владимирович, Кондратьева Наталья Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]