Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

Одной из наиболее острых проблем современной российской науки является восстановление системы воспроизводства научных кадров, имеющей целью сохранение научных традиций и диапазона направлений научных исследований [1,с.120]. Согласно статистическим данным в целом в российской науке отмечается тенденция к снижению численности кандидатов наук  и увеличение числа докторов наук [2, с.66]. Официальная статистика объясняет процесс уменьшения численности кандидатов наук  оттоком из науки в другие отрасли экономики профессиональной, работоспособной и относительно молодой по возрасту (преимущественно в возрасте 30-39 лет) части научных кадров[5, c.77].

В то же время изучение научных кадров  в медицине носит в основном статистический характер, практически отсутствуют исследования формирования научного потенциала в динамике профессиогенеза [11, c.112; 10, c.58]. В связи с этим не разработана концепция отбора наиболее перспективных  для научной деятельности специалистов, и формирование научных кадров носит «стихийный» характер [4, c.91]. На наш взгляд, это одна из основных причин  нерационального распределения исследователей в медицине, провоцирующих  в свою очередь стагнацию в развитии отдельных медицинских наук [3, c.84].

Учитывая сосредоточение основного числа исследователей в медицине в секторе  высшего профессионального образования [6,c.80], мы провели медико-социологическое исследование студентов выпускного курса медико-биологического факультета как модели формирования научного потенциала на додипломной стадии профессиогенеза.

Основной причиной выбора специальности  студенты называют желание работать в медицине (44,2% респондентов), при этом желание заниматься научными исследованиями  в этой области отметили только 11,2%. Многие выбрали специальность по совету родителей и знакомых (27,5%), а 12,3% вообще не смогли указать причину своего выбора. Обращает внимание, что не более 11,3% считают выбранную специальность престижной, а четкое представление о специальности при поступлении в вуз имело всего 5,5%.

Отсутствие четкого представления о выбранной специальности вполне адекватно объясняет тенденции в изменении отношения к ней за время обучения в вузе у большинства студентов (у 72,1% респондентов), среди которых — «очень сильно изменилось» у 27,8%; изменилось в «лучшую сторону» — у 11,1%, появилось разочарование – у 33,4%.     Только у 5,55% респондентов отметили, что отношение к ней за время обучения в вузе не изменилось.

Таким образом,  больше половины выпускников (61,2%) медико-биологического факультета в разной мере испытывали кризис социально-профессиональной адаптации, связанный с отсутствием четкого представления о выбранной специальности, у значительного числа из которых (68,3% рассматриваемой группы) появилось разочарование. Учитывая, что 27,8% респондентов ответили, что у них «изменились планы на будущее», можно предположить, что более половины выпускников медико-биологического факультета, разочаровавшиеся в профессии готовы уйти из профессионального поля уже на этапе окончания вуза, даже не приступив к практической деятельности.

Для детализации перспектив профессиональной реализации респондентам был задан гипотетический вопрос: «Если бы Вам представилась такая возможность, что бы из перечисленных вариантов Вы реализовали?». Более трети выпускников (38,5%) выбрали вариант «перевелся на другой факультет медицинского университета», 5,5% — в университет немедицинского профиля; 5,5% — ушли бы в бизнес; 5,5%- готовы при возможности продолжить обучение за рубежом по той же специальности.

Менее половины студентов (44,2%)  оставили бы  все по-прежнему (часть из которых, возможно, не хочет изменений по несвязанным с профессией причинам).

Особый интерес в контексте нашего исследования представляют  перспективы практической реализации  полученной специальности выпускниками. Большинство выпускников (44,5%) надеются на востребованность в практическом здравоохранении. В то же время 11,2% даже на выпускном курсе не знают, чем будут заниматься после окончания вуза. Третья часть опрошенных (33,4%) предпочли бы заняться преподавательской и/или научной деятельностью. При этом 33,6% хотели бы работать в современной лаборатории за рубежом. Таким образом, реализовать теоретические знания и аналитические навыки готовы 67,2% (больше половины выпускников), из которых половина  хотела бы уехать за границу.

Социальная диагностика удовлетворенности полученного образования показала, что только 27,8% студентов «устраивает» (в разной степени) организация учебного процесса в вузе. При этом 27,5% респондентов не смогли ответить на вопрос. Значительная часть респондентов (44,6%) отметили перегруженность программ клиническими дисциплинами («лучше меньше хирургии и терапии»).

Полученные результаты позволяют эксплицировать возможные маркеры деформации системы воспроизводства научных кадров в отечественной науке: немотивированный выбор профессионального поля[7,c.137];  неадекватность учебной программы необходимым для специальностям компетенциям[12, c.78];   отсутствие  целенаправленного заказа на выпускников (значительная часть которых готова уйти из специальности)[9,c.157]; отсутствие перспективы благоприятных условий профессиональной реализации в национальной системе[8, c.48].

Таким образом, проведенный медико-социологический анализ формирования научных кадров на модели  специальности «медицинская биохимия» в динамике профессиогенеза  позволяет научно обосновать необходимость  создания системы заказа научных кадров для различных научных направлений медицины.

 

Список литературы:

  1. Доника А.Д. Научный потенциал в области медицины: структура и тенденции/ А.Д.Доника, С.А.Блюдников, А.В.Карпович // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. — № 3. – C.120-121
  2. Доника А.Д. Профессионализм как система ценностей: континентальный подход/ А.Д.Доника, А.Ю.Руденко, И.В.Засядкина //Успехи современного естествознания. – 2011. — № 12 – С.66-67
  3. Доника А.Д. Формирование мобильности профессионала в реалиях высшей школы / Доника А.Д., Доника Д.Д., Блюдников С.А.
    // Международный журнал экспериментального образования. — 2011. — № 3. — С. 83-84.
  4. Доника А.Д. Проблемы высшей школы в контексте интеграции в мировое образовательное пространство / Доника А.Д., Доника Д.Д.
    // Международный журнал экспериментального образования.- 2011. — № 3. — С. 90-91.
  5. Доника А.Д. Влияние образования на социально-профессиональный статус / Доника А.Д., Блюдников С.А., Карпович А.В.// Международный журнал экспериментального образования.- —  № 3. — С. 77.
  6. Доника А.Д. Маркеры деформации системы воспроизводства научных кадров в условиях высшей школы / А.Д. Доника, С.А.Блюдников // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. – 2011. — № 5 – С.80-81
  7. Доника А.Д. Приоритеты научных исследований на модели медицинских специальностей / А.Д.Доника, С.А.Блюдников // Международный журнал экспериментального образования . – 2011. — № 10 — С.137-138
  8. Доника А.Д. Современные подходы к определению статуса медицины / А.Д.Доника, С.Ю.Трофименко, Засядкина И.В. // Международный журнал  прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. — № 10 – С.47-48
  9. Доника А.Д. Социально-психологические проблемы интеграции в профессиональную группу врачей / А.Д.Доника, В.А.Леонова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. — № 3 – С.156-157
  10. Доника А.Д. Проблема формирования этических регуляторов профессиональной деятельности врача // Биоэтика – 2015 — № 1(15) – С.58-60
  11. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты:дисс…д-ра соц. н. – Волгоград – 2010 – 368 с
  12. Карпович А.В. Профессионально-ролевой репертуар врача-руководителя в условиях модернизации института здравоохранения: дис. к.мед.н., Волгоград, 2011. – 154 с.[schema type=»book» name=»РЕПРОДУКЦИЯ НАУЧНЫХ КАДРОВ В МЕДИЦИНЕ » description=»В статье изложены результаты авторского медико-социологического исследования модели формирования научного потенциала в динамике профессиогенеза. Сделан вывод о необходимости создания системы заказа научных кадров для различных научных направлений медицины.» author=»Карпович Анатолий Васильевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor
404: Not Found