Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

Оценка питания детей школьного возраста была проведена на основании  анкетного опроса 55 человек. В результате анализа полученных данных было установлено, что всегда завтракают дома менее половины детей – 40,00% (22). В  то же время никогда не завтракал дома лишь 1 ребенок (1,82%). Большинство же опрошенных не всегда завтракают дома перед посещением школы – на это указало 32 (58,18%) школьников.

Этот неблагоприятный факт усугубляется тем, что в большинстве случаев дети не получают дома горячий завтрак. Как показывают данные анкетного опроса, лишь 38,18% детей употребляют на завтрак кашу и примерно пятая часть (21,82%)  –  мясо, либо рыбу с гарниром. В остальных случаях школьники ограничиваются  бутербродом, либо просто булкой с чаем (или иным напитком).

Был проведен анализ фактического питания школьников в школах в течение недели. В результате было выявлено, что в группе младших школьников достоверно преобладали дети, получающие школьный завтрак ежедневно, и отсутствовали лица, не получающие завтрак в школе, либо завтракающие изредка. В то же время, обращает на себя внимание, что ежедневно получали питание в школе чуть более половины опрошенных (рис. 1).

Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа

Рис. 1. Распределение школьников в соответствии с частотой получения школьных завтраков

Вызывает интерес причина, по которой дети пропускают завтрак в школе. Анализ ответов на этот вопрос анкеты позволил установить, что в большинстве случаев дети считают школьный завтрак невкусным (17 чел. – 30,91%), либо на завтрак преимущественно подаются нелюбимые ими блюда (16 чел. — 29,09%). В числе остальных причин называлась необходимость соблюдать определенную диету (а школьные завтраки ей не соответствовали), отсутствие аппетита в утреннее время, а также отсутствие привычки завтракать. Однако, все эти причины назывались в единичных случаях.

Поскольку многие школьники в качестве причины отказа от школьных завтраков указали, что в их состав входят нелюбимые ими блюда, были проанализированы их пищевые предпочтения и семейные традиции питания. В результате было выявлено, что дома школьники любят есть преимущественно жареные мясо (26 чел. – 47,27%) и картошку (21 чел. – 38,18%), пирожки (28 чел. – 50,91%). Интересно отметить, что дети в своих ответах практически не упоминали блюда из рыбы, овощей, молочных продуктов, злаков, фруктов и т.д. Что касается традиционных в семье блюд, то таковые имелись в большинстве случаев – у 80,00% (44) школьников. При анализе названных блюд стало очевидным, что они сводятся к той же комбинации мяса и картофеля (либо приготовленного разными способами мяса), а также различной выпечке. Иными словами, школьники дома предпочитают употреблять пищу, не соответствующую рекомендациям по питанию детей школьного возраста, в том числе и в связи с семейными традициями.

Не соответствовало гигиеническим рекомендациям и количество приемов пищи в день (вместе с школьным питанием). Количество приемов пищи варьировало от 3 до 6 раз в день и более, однако, подавляющее большинство школьников (43,64% — 24 чел.) принимали пищу 4 раза в день. Разумеется, подобный режим питания не соответствует гигиеническим нормативам. При этом 5 раз в день питалось лишь 17 (30,91%) школьников из числа опрошенных.

С помощью следующего блока вопросов анкеты мы пытались выяснить пищевые паттерны детей и установить насколько они соответствуют рекомендуемым принципам питания детей школьного возраста. В результате было выявлено, что школьники в недостаточном количестве употребляют молоко и молочные продукты – в подавляющем большинстве случаев (78,18% — 43 чел.) дети выпивали лишь 1 стакан в сутки, а в остальных случаях – 2 стакана. В то же время, употребление сахара школьниками было явно избыточным – среди ответов наиболее часто отмечались варианты 4-5 чайных ложек сахарного песка на чашку напитка, что значительно превышает рекомендуемое количество.

Употребление школьниками хлеба было небольшим – практически половина детей (54,55% — 30 чел.) указала, что употребляет в день 2 кусочка хлеба, а 36,36% (20) – только 1 кусочек. Оставшиеся 5 человек (9,09%) употребляли 3 кусочка хлеба в день. Следовательно, большинство детей употребляет недостаточно хлеба.

более половины опрошенных школьников (52,73% — 29 чел.) употребляли лишь 1 яйцо в неделю, а еще 29,09% (16) – 2 яйца. В целом в выборке не было зарегистрировано ни одного случая употребления более 4 яиц в неделю.

Совершенно противоположная ситуация складывалась при анализе частоты употребления колбасных изделий школьниками. При анализе ответов респондентов было выявлено, что практически половина опрошенных (40,00% — 22 чел.) употребляли колбасные изделия ежедневно, а еще 30,91% (17) – несколько раз в неделю. Несколько раз в месяц или редко употребляли колбасные изделия лишь 18,18% (10) и 5,45% (3) детей соответственно. Очевидно, столь высокая частота употребления данного вида продуктов объяснятся тем, что во многих семьях колбасными изделиями заменяется мясо в рационе детей. Разумеется, это совершенно недопустимо ввиду неравноценности такой замены. Кроме того, отчасти столь частое употребление колбасных изделий связано с тем, что как, показали данные проведенного опроса, многие школьники употребляют на завтрак дома преимущественно бутерброды с колбасой.

Что касается употребления школьниками соли, то оно было явно избыточным – большинство школьников (37 чел. – 67,27%) указали, что любят соленую пищу. Умеренно соленую пищу предпочитают достоверно меньше детей школьного возраста – лишь 23,64% (13, р<0,05), тогда как не любит соленую пищу значимое меньшинство школьников (5 чел.- 9,09%). Этот факт усугубляется тем, что, как показали данные опроса, многие школьники часто употребляют в пищу снэки и колбасные изделия, большинство из которых содержат чрезмерное количество соли. В итоге, полученные данные выглядят крайне неблагоприятно – избыточное употребление соли уже в детском возрасте может в дальнейшем повлечь за собой развитие такого заболевания как гипертоническая болезнь.

В целом полученные данные свидетельствуют о серьезных нарушениях организации питания школьников и требует разработки комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию их питания.

Практические рекомендации

  1. Рекомендуется проведение регулярной гигиенической оценки рационов питания воспитанников образовательных учреждений. При выявлении отклонений рекомендуется проводить своевременную количественную и качественную коррекцию.
  2. Рекомендуется включать в рацион детей, посещающих образовательные учреждения Ненецкого автономного округа, традиционные продукты и блюда северных народов.
  3. Рекомендуется развитие и совершенствование гигиенического воспитания учащихся и их родителей в области здорового питания.

 

Список литературы

  1. Еганян Р.А., Гамбарян М.Г., Карамнова Н.С. Особенности питания жителей Крайнего Севера России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. –  2005. – №4. – С. 33-37.
  2. Евсельева Е.В., Куракин М.С., Максимов С.А., Максимова Е.В. Анализ структуры и организации фактического питания школьников г. Ханты-Мансийска // Ползуновский вестник. – 2012. – №2/2. – С. 33-38.[schema type=»book» name=»Оценка питания школьников начальных классов образовательных учреждений Ненецкого автономного округа» description=» Питание — один из важнейших факторов, определяющих развитие и состояние здоровья детей, а также адаптационные возможности их организма. Соответственно, для детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, организация правильного питания приобретает особое значение в связи со специфическими климатогеографическими условиями проживания в северных районах, которые обусловливают необходимость увеличения норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии. На Крайнем Севере, по сравнению со средней полосой страны, отмечается более высокий риск развития алиментарно-дефицитных состояний [1]. С другой стороны, повышенные нормы потребления северных районов страны в ряде случаев могут оказаться избыточными, в особенности для детей с невысоким темпом роста, способствуя развитию ожирения, хотя и в этом случае дети не гарантированы от недостатка в питании некоторых витаминов и минеральных солей. Особую проблему представляет собой питание школьников, проживающих на Крайнем Севере, поскольку в школьном возрасте организм ребенка активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают [2]. Целью исследования был анализ организации питания детей младшего школьного возраста в Ненецкого автономного округа. С целью оценки питания детей школьного возраста, проживающих на территории НАО, был проведен их анкетный опрос. » author=»Дедкова Людмила Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot slot demo 2023 slot slot online slot gacor 2023 slot gacor 2023 slot demo slot gacor maxwin https://jdih.uinsatu.ac.id/-/slot-demo-pragmatic/ slot demo slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot gacor https://tamu.sucofindo.co.id/uploads/tamu/slot-kamboja/
404: Not Found