Номер части:
Журнал

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕСТУДЕНТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕСТУДЕНТОВ // Евразийский Союз Ученых. Медицинские науки. ; ():-.





Проблема охраны здоровья студенческой молодежи является одной из наиболее трудных и приоритетных задач на всех этапах развития общества. Особый социальный статус, специфические условия трудовой деятельности студентов отличают их от всех других категорий населения и делают эту группу чрезвычайно уязвимой, подверженной воздействию негативных факторов общественной жизни [3, 4, 5, 6, 8]. Особенности быта и образа жизни студентов, их психологический склад влияют на адаптацию к учебному процессу и на состояние здоровья [2,7].

Подчеркивая значимость и актуальность проблемы охраны здоровья студентов, Н.А. Агаджанян и соавторы [1] отмечают, что развитие конкуренции на рынке труда обусловливает необходимость выпуска не только профессионально подготовленных, но и здоровых специалистов.

Исследование проводилось на базе лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь студентам, и шести ведущих вузов республики Казахстан. За основу формирования статистической совокупности взяты: обучение в вузе, обращение в лечебно-профилактическое учреждение, обслуживающее студентов, проведение ежегодных профилактических медицинских осмотров. Предметом исследования явились общая и первичная заболеваемость по обращаемости, с временной утратой трудоспособности, по данным профилактических медицинских осмотров, по субъективной оценке студентов. Кроме того, проведено лонгитудинальное исследование здоровья студентов, обучающихся на первом курсе и этой же группы студентов по истечении четырех лет обучения (IV курс).

Ретроспективный анализ показал, что состояние здоровья студентов, поступающих на первый курс высших учебных заведений, год от года ухудшается. В 2009 году количество здоровых студентов, поступивших на первый курс, оказалось в 1,6 раза меньше, чем в 2006 году (р<0,05), а удельный вес студентов, имеющих 5 и более заболеваний, увеличился с 0,3% в 2006 г. до 6,5% в 2009.г.

За четыре года обучения у одних и тех же студентов увеличилась заболеваемость по обращаемости по классу нервных болезней в 1,4 раза, органов пищеварения – в 2,5 раза, костно-мышечной системы – в 1,5 раза, мочеполовой системы — в 2,3 раза, уха и сосцевидного отростка – в 5,8 раза (р<0,05). Вероятнее всего, рост патологии по данным классам болезней объясняется действительно увеличением заболеваемости студентов к окончанию срока обучения, а с другой стороны – отсутствием специалистов данного профиля в одни годы исследования и укомплектованностью ими в последующем.

По результатам профилактического медицинского осмотра за четыре года обучения заболеваемость увеличилась с 118,2 на 100 осмотренных студентов I курса до 177,4 на 100 осмотренных на IV курсе, при р<0,05. От I к IV курсу уменьшается количество студентов, имеющих I группу здоровья (с 32,6% до 22,2%) и наоборот увеличивается количество студентов, отнесенных к III группе (с 17,5% до 57,4% при р <0,05).

Таким образом, за годы обучения в состоянии здоровья студентов отмечена отрицательная динамика.

Анализ заболеваемости по годам исследования свидетельствует, что первичная заболеваемость по обращаемости у всех обследованных студентов за период с 2006 по 2009 год выросла в 2 раза (с 152,5 до 306,2 на 1000 студентов при р<0,05). Ретроспективный анализ заболеваемости студентов свидетельствует о накоплении общей заболеваемости с 303,4 в 2006г. до 493,0 на 1000 студентов в 2009г. Неблагоприятным является опережающий рост впервые выявленной патологии по сравнению с общей заболеваемостью по обращаемости по таким классам как болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (в 2,4 раза против 57,1%), болезни системы кровообращения (в 1,8 раза против 52,2%), болезни органов дыхания (в 1,8 раза против 56,2%), органов пищеварения (в 1,8 против 33,3%), кожи и подкожной клетчатки (в 1,8 раза против 27,0%) (р<0,05). С одной стороны это можно объяснить совершенствованием лечебных и профилактических мероприятий, с другой — продолжающимся распространением заболеваний среди молодежи.

Опережающий рост общей заболеваемости по отношению к первичной заболеваемости служит основанием для утверждения, что среди студентов накапливается хроническая патология. Рост общей заболеваемости по сравнению с первоначальным уровнем за период наблюдения произошел по болезням глаза и его придаточного аппарата в 2,8 раза в сравнении с ростом первичной заболеваемости этого класса на 90,0% (р<0,05). Соответственно по болезням нервной системы выявилось соотношение — в 2,1 раза и 44,3%, костно-мышечной системы и соединительной ткани — в 2 раза и 80,0%, мочеполовой системы – в 2,6 раза и 79,0% при р<0,05.

Показатель заболеваемости, выявленной впервые на профилактическом медицинском осмотре, в 2009 году в среднем по вузам составлял 497,8 случаев на 1000 осмотренных студентов.

Сравнение показателей общей заболеваемости по обращаемости и заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров, показывает их существенное различие. Так, если заболеваемость по обращаемости на 1000 студентов в 2009 г. составляла 493,0 случая, то по данным профилактических медицинских осмотров — 1071,7 случая, то есть в 2,2 раза больше (p<0,05). Аналогичная ситуация отмечена и в предыдущие три года.

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности студентов имела тенденцию к росту и увеличилась с 22,8 случаев в 2006 г. до 39,1 случая на 100 студентов в 2009 г.

Среди студентов, обращавшихся по поводу потери трудоспособности, преобладали студенты I и II курсов (59,8%), что может свидетельствовать о неудовлетворительной адаптации данной категории к новым требованиям обучения в вузе и условиям проживания.

По субъективной оценке собственного здоровья, здоровыми и практически здоровыми себя считают 77,4% опрошенных студентов; остальные (22,6%) отметили, что имеют хронические заболевания. Субъективная оценка студентами своего здоровья расходится с данными, полученными объективным методом. По объективным данным количество студентов, отнесенных к группе здоровых и практически здоровых, несколько меньше и составляет 61,6%, а количество студентов, имеющих хронические заболевания, больше – 37,5% . То есть студенты оценивают свое состояние здоровья более оптимистично, чем это есть на самом деле.

Высокий уровень заболеваемости, склонность к хронизации ряда заболеваний, увеличение удельного веса студентов, имеющих несколько заболеваний, требуют изучения и выявления факторов, формирующих здоровье студенческой молодежи, и влияющих на него.

Выявлена сильная прямая корреляционная связь состояния здоровья с условиями проживания (r =0,88±0,2), связь средней силы между совмещением учебы с работой и наличием хронических заболеваний (r = 0,41±0,21).

Корреляционный анализ показал наличие сильной обратной связи между достаточностью средств на питание и наличием хронических заболеваний (r = — 0,78±0,2), сильной прямой связи между здоровьем и медицинской активностью (r = 0,68±0,22); связи средней силы (r=0,48±0,2) между наличием хронической патологии и распространением злоупотребления спиртными напитками; хроническими заболеваниями и курением (r = 0,51±0,2).

Наиболее значимым комплексным показателем, влияющим на здоровье студенческой молодежи, является уровень жизни: чем выше оценка студентами уровня жизни, тем лучше они оценивают свое здоровье (р<0,05; r = 0,89±0,2).

Выводы

За период обучения студентов в вузе общая заболеваемость по обращаемости увеличивается по классу нервных болезней, органов пищеварения, мочеполовой системы, костно-мышечной системы. Уровень хронических заболеваний к четвертому курсу обучения увеличивается в 1,5 раза.

За период исследования первичная заболеваемость по обращаемости выросла в 2 раза. Рост отмечен по таким классам, как болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, болезни системы кровообращения, органов дыхания, пищеварения, кожи и подкожной клетчатки.

Увеличилась заболеваемость туберкулезом, вирусным гепатитом, инфекциями, передаваемыми половым путем.

Студенты первых двух курсов плохо адаптируются к новым условиям проживания, обучения и новому образу жизни, поскольку именно среди них преобладают те, кто обращается по поводу временной нетрудоспособности.

Значительная часть заболеваний, по поводу которых студенты не обращаются, выявляется у них на профилактических медицинских осмотрах, что, естественно, приводит к запоздалой диагностике и лечению.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на здоровье студентов, являются условия проживания, переутомление, недостаток средств на питание, наличие детей, табакокурение, злоупотребление спиртными напитками и совмещение учебы с работой.

Элиминация влияния таких индивидуально и социально управляемых факторов, как полноценный отдых, качественное питание, семейное положение, вредные привычки, медицинская и двигательная активность дает эффект снижения средней хронической заболеваемости среди студентов на величину от 0,42 до 1,2 случая.

Список литературы:

  1. Агаджанян Н.А., Миннибаев Т.Ш., Северин А.Е. и др. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса // Гигиена и санитария. 2005. № 3. С. 49-51.
  2. Батрымбетова С.А., Семченко Л.Н. Факторы риска хронической заболеваемости студентов республики Казахстан // Экология человека: концепция факторов риска, экологической безопасности и управления рисками: сб. статей IV Всерос. науч.-практ. конф. Пенза, 2007. С. 143-145.
  3. Вялков А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации // Проблемы управления здравоохранением. 2002. № 1 (2). С. 10-12.
  4. Камаев И.А., Васильева О.Л. Динамика заболеваемости и особенности медицинского обслуживания студентов // Здравоохранение РФ. 2002. № 1. С. 26-29.
  5. Круглякова И.П. Приоритетные факторы, влияющие на здоровье студенческой молодежи // Вестник Южно-Уральского государственного университета.- Челябинск: Изд – во ЮУрГУ, 2003. Вып. 2. № 5 (21). С. 140-141.
  6. Овчаров В.К., Максимова Т.М., Белов В.Б. Современные особенности формирования здоровья трудового потенциала России // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения, истории медицины. 2002. № 4. С. 3-
  7. Тарасова И. С., Герасимова О. Ю. Особенности психологической характеристики современной студенческой молодежи // Вестник Челябинской обл. клинич. больницы 2011. № 4 (15). С. 31—32.
  8. Щепин О.П. Здоровье населения и структурные преобразования в здраво­охранении Российской Федерации в 90-е годы // Вестн. РАМН. 2001. № 3. С. 40-45.[schema type=»book» name=»ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ И ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕСТУДЕНТОВ » description=»Цель – изучить и проанализировать уровень и структуру заболеваемости студенческой молодежи в динамике. Использовались социологический, социально-гигиенический методы и методы математической статистики. Представлены результаты исследования уровня и структуры общей и первичной заболеваемости по обращаемости, с временной утратой трудоспособности, по данным профилактических медицинских осмотров и диспансеризации студентов за период 2006 – 2009 г.г. Выявлено, что за годы обучения в вузе в состоянии здоровья студентов отмечена отрицательная динамика. От I к IV курсу уменьшается количество студентов, имеющих I группу здоровья, и наоборот увеличивается количество студентов, отнесенных к III группе. Темп прироста заболеваемости с ВУТ за период наблюдения составил 71,5%. Увеличилась заболеваемость туберкулезом, вирусным гепатитом инфекциями, передаваемыми половым путем.» author=»Герасимова Оксана Юрьевна, Семченко Любовь Николаевна, Батрымбетова Саида Абдихамитовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх