Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДЕНТОФОБИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДЕНТОФОБИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Медицинские науки. ; ():-.

Одним из важнейших факторов, влияющих на распространенность основных стоматологических заболеваний, таких как кариес зубов и его осложнения, а так же заболевания тканей периодонта, является мотивация к обращению за стоматологической помощью. Именно она способствует полезному, с точки зрения здоровья, изменению отношения пациента к стоматологическим заболеваниям и их профилактике. Дентофобия способствует формированию негативного отношения лиц молодого возраста к лечению у врача-стоматолога.

Проблема взаимопонимания врача-стоматолога и пациента-ребенка остается сложной и актуальной в современном мире. По утверждению психологов, у детей, страдающих дентофобией, на подсознательном уровне укоренены страхи, связанные с лечением зубов [2].Лишь невыносимая зубная боль может заставить их обратиться за стоматологической помощью [3]. Иногда врач не может провести эффективное и своевременное лечение из-за страха пациента перед стоматологическими манипуляциями и позднего обращения за стоматологической помощью, что приводит к ухудшению общего стоматологического статуса. В результате – высокая распространенность и интенсивность кариеса, большое количество удаленных зубов не только во взрослом, но и в детском возрасте, что указывает большую медицинскую и социальную значимость проблемы дентофобии [4,5].

Цельисследования–выявить основные факторы возникновения тревожности и  дентофобии  у детей школьного возраста.

Материал и методы. В 2014 году на базе ГУО «СШ № 12 г. Минска» проведен опрос 114 детей 4-9 классов с использованием анонимной анкеты для определения отношения детей к лечению у врача-стоматолога, состоящей из 11 вопросов и вариантов ответов к ним, и шкалы стоматологической тревожности Кораха (Соrаh‘s Dental Апхiеtу Sсаlе,1969). Данная шкала включает в себя 4 вопроса с пятью вариантами ответа. В зависимости от выбранного участниками ответа итоговая сумма баллов четырех вопросов может колебаться в пределах от 4 до 20 баллов, на основании чего определяется уровень тревожности. Интерпретация результатов следующая: 9-12 баллов — умеренное беспокойство, 13-14 баллов — высокая тревожность и 15-20 баллов — тяжелый невроз (или фобия). В зависимости от возраста все дети были разделены на 3 группы: младшие школьники (21 ребенок), учащиеся средних классов (81 человек) и старшие школьники (12 учащихся). Предварительно было получено разрешение директора школы на проведение исследования и информированное согласие родителей на опрос детей. Данные статистически обработаны при помощи компьютерной программы Microsoft Excel 2010 с использованием методов параметрической статистики. Школьникам также было предложено изобразить на рисунках те предметы, которые больше всего тревожат и пугают их на стоматологическом приеме, затем произведен анализ их работ.

Результаты исследования и их обсуждение.На основании полученных в ходе анкетирования данных составлен ряд числовых значений, отражающих уровень тревожности детей различных возрастных групп (рисунок 1). Согласно шкале Кораха, наибольшее количество детей испытывают умеренное беспокойство – 36 человек (31,6%),на втором месте дети, имеющие дентофобию – 32 человека (28%), третье место занимают школьники, не испытывающие страх – 27человек (23,7%), а наименьшее количество учащихся – 19 человек (16,7%) – высокую тревожность. Таким образом, 45% детей и подростков испытывают негативные эмоции тревоги при планировании посещения врача-стоматолога.

Рисунок 1. Уровни тревожности учащихся 4-9 классов согласно шкале стоматологической тревожности Кораха

При дальнейшей оценке  результатов шкалы Кораха была определено неравномерное распределение тревожных эмоциональных состояний среди учащихся 4-9 классов: наибольшее количество тревожных эмоций приходится на подростковый возраст (5-8 классы) по сравнению с младшими школьниками и юношеским возрастом (рисунок 2). Это можно объяснить с особенностями гормональной и психологической перестройки организма подростка [1,2,6].

Рисунок 2. Распределение тревожных эмоциональных состояний по классам в соответствии со шкалой стоматологической тревожности Кораха

Нами была выявлена положительная средняя по силе корреляционная зависимость между значениями тревожности детей и их эмоциональным состоянием при последнем посещении врача-стоматолога (r = 0,51), а также периодом времени, прошедшем с момента последнего визита к врачу (r = 0,56). Уровень тревожности был выше у детей, которые давно не посещали врача-стоматолога и у тех, кто на последнем приеме испытывал негативные эмоции.

При рассмотрении факторов, влияющих на возникновение тревожности, было выявлено, что наиболее часто у детей и подростков страх вызывает проведение инъекций (45%); у 35% респондентов уровень тревожности повышался из-за звука бормашины; у 16% — вследствие долгого ожидания перед кабинетом; 2% школьников не нравился необычный запах в кабинете(рисунок 3).

Рисунок 3. Факторы, влияющие на возникновение тревожности у учащихся  при планировании посещения врача-стоматолога

Значительно различались действия детей и подростков при появлении зубной боли в зависимости от их уровня тревожности. Школьники с низким и умеренным уровнем тревожности предпочитали полечить зуб, а дети с фобией – удалить или ничего не делать в сложившейся ситуации. С точки зрения возрастных особенностей наибольшее желание не предпринимать никаких действий по лечению зуба высказывали ученики средних классов (рисунок 4).

Рисунок 4.Намерения детей при появлении боли в зубе

Во всех возрастных группах различались причины нежелания детей и подростков идти к врачу-стоматологу. Самый высокий процент младших школьников не хотели посещать врача из-за боязни шума (43%), а также страха и тревоги (38%).Средние школьники в большинстве случаев отказывались от визита из-за чувства беспомощности и неизвестности при работе врача-стоматолога (37%), старших школьников также беспокоило это ощущение (42%) и раздражающий звук от работающей бормашины (25%).

Детям и подросткам 4-9 классов было предложено выбрать следующие из предложенных в анкете способов по улучшению организации стоматологического приема.

Для снижения раздражающего эффекта от работающей бормашины респондентами были предложены следующие варианты: младшие школьники предпочли постоянное общение с врачом (38%) и просмотр телевизора (33%); подростков заинтересовала успокаивающая музыка (31%), однако, треть из них считала, что их ничто не сможет отвлечь; старшие школьники в большинстве случаев предпочли прослушивание приятной музыки (42%). Здесь хотелось бы отметить, что чаще всего отрицали возможность снижения раздражающего эффекта школьники средних классов, среди которых уровень тревожности наиболее высок.

Дети высказали свои пожелания по усовершенствованию места ожидания приема у врача-стоматолога: большинство из них указали на положительное влияние просмотра телевизора и прослушивание приятной музыки. При этом младшие (57%) и средние школьники (48%) отдавали предпочтение телевизору, а девушки и юноши (50%)  – приятной музыке(рисунок 5).

Рисунок 5. Пожелания детей по усовершенствованию места ожидания приема врача-стоматолога

Учащимся 4-5 классов мы предложили изобразить на бумаге те предметы, которые больше всего пугают детей на стоматологическом приеме. Наиболее часто страхи детей ассоциировались с проведением инъекций, удалением зубов, появлением крови (рисунок 6) и наконечником стоматологической установки (рисунок 7). Дети хотели бы видеть врачей-стоматологов в разноцветных масках и не в синих перчатках (рисунок 8).

Заключение. К основным факторам риска дентофобии относятся: необходимость проведения инъекций, раздражающий звук бормашины, длительное ожидание перед кабинетом врача. Дети и подростки с высоким уровнем тревожности должны посещать врача-стоматолога регулярно (не реже 1 раз в полгода), в связи с тем, что их страх возрастает с увеличением периода времени, прошедшего после последнего визита. При приеме детей младшего школьного возраста лучше использовать цветные маски и перчатки светлых тонов. В приемной и кабинете врача-стоматолога желательно иметь телевизор и радиоприемник, а во время лечения активно общаться с пациентами и не допускать длительного ожидания перед кабинетом.

Список литературы:

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Г. С. Абрамов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.

2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. / В. А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.

3.Брызгалов, А.С. Алгоритм оказания стоматологической помощи подросткам, находящимся на стационарном лечении в общесоматической клинике с различным уровнем стоматофобии: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.14 / А. С. Брызгалов. – Москва, 2012. – 23 с.

4.Власова, Д. С. Стоматофобия как социальная проблема: факторы формирования и возможности профилактики: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.02.05 / Д. С. Власова. – Волгоград, 2012. – 24 с.

5.Киселева, Е. Г., Васянина, А. А., Кузьмина, Д. А. Профилактика страха у детей перед лечением зубов. Часть 1. / Е. Г. Киселева, А. А. Васянина, Д. А. Кузьмина // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2006. – № 1-2. – 53 c.

6.Шарова, Т. Н., АнтоноваА. А. Прогнозирование эмоционального состояния пациентов на стоматологическом приеме/ Т. Н. Шарова, А. А. Антонова // Современная стоматология. – 2014. – № 1. – С. 94-95.[schema type=»book» name=»ДЕНТОФОБИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН И СПОСОБОВ ПРОФИЛАКТИКИ» author=»Шаковец Наталья Вячеславовна, Антоненко Анна Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot terbaik slot deposit pulsa slot terbaik
404: Not Found