В настоящее время вновь встаёт вопрос освоения сибирских пространств, которое не может быть осуществлено при помощи активно пропагандируемых сейчас западных методов. И только Россия, с её исключительным подходом, может окончательно закрепить за собой право распоряжаться судьбой Сибири, сохранив и приумножив все её сокровища.
Современное состояние коренного населения Латинской Америки крайне плачевно, потому что эти народности или исчезли совсем, или остались в очень незначительном количестве.
Наоборот, Сибирь в составе России развивается динамично, коренное население представлено различными народами, национальные культуры сохраняются и поддерживаются. Почему так различаются судьбы коренного населения на территориях, освоенных в новое время русскими и испанцами?
В данной представлены: 1) анализ имеющейся информации о колонизации Сибири и Латинской Америки; 2) сравнение методов освоения земель различными государствами; 3) оценка последствий освоения земель для коренных народов.
Целью работы является сравнительное исследование методов, применяемых при колонизации новых пространств, на примере России и Испании.
В Испании положение было благоприятным для освоения Америки. Страна была заинтересована в том, чтобы направить массу дворян-конкистадоров подальше от собственных границ, за океан, в неведомые земли. Кроме того, испанская промышленность нуждалась в новых рынках сбыта товаров[18]. Большие Антильские острова стали форпостом испанской колонизации Латинской Америки. На островах строились крепости, поселки для переселенцев из Испании, возникали плантации хлопка, сахарного тростника, пряностей, прокладывались дороги. Чтобы покрыть расходы на морские экспедиции, испанцы начали хозяйственное освоение новых земель. Порабощение и нещадная эксплуатация коренного населения Карибского бассейна, а также завезенные из Европы эпидемии привели к катастрофическому сокращению населения [9, c.271]. Рабочей силы не хватало, и с середины XVI в. в Америку стали ввозить африканских рабов. С 1510 г. начался новый этап завоевания Америки — колонизация внутренних областей континента. Конкистадоры покорили государства майя, ацтеков и инков – более развитые, чем племенные союзы сибирских народов.
На примере колонизации Латинской Америки можно проследить, как пагубно повлияли на исход противостояния испанским завоевателям разъединение и обособленность местных племен и народов. Испанцы сохранили индейскую общину в Мексике, Перу и в ряде других районов, где имелось плотное земледельческое население и они использовали различные формы трудовой повинности общинников в пользу государства для привлечения индейцев к работе на рудниках. Во главе общин сохранялись прежние старейшины, их семьи освобождались от налогов и повинностей, но должны были обеспечить своевременную уплату налогов и рабочую силу для рудников.
Однобокое развитие экономики в испанских колониях имело пагубное последствие для судеб коренного населения и будущего развития континента. Латинская Америка превратилась в сырьевой придаток западноевропейских государств.
До середины XVII в. происходило катастрофическое сокращение численности коренного населения. Во многих районах к 1650 г. оно сократилось в 10—15 раз по сравнению с концом XVI в., в первую очередь из-за отвлечения трудоспособного мужского населения на рудники на 9—10 месяцев в году. Это приводило к упадку традиционных форм земледелия, снижению рождаемости [9, c.368]. Важной причиной были частые голод и эпидемии, которые косили целые районы [19]. В условиях колонизации шло быстрое размывание индейских этнических групп и племенных общностей, вытеснение их языков испанским. Представители различных племен говорили на разных языках, и постепенно их главным языком общения становился испанский. Утрата языка означала утрату культуры, тогда как в русской Сибири языки местных народов сохранились до сих пор.
Следствием колонизации Испанцами Латинской Америки стали почти полное исчезновение коренного населения, экономическая деградация региона, столетия социального и культурного застоя.
Придя в Сибирь, русские увидели большое количество многочисленных племён, враждующих между собой. К приходу русских, к концу XVI века, в Сибири проживало около 240 тыс. человек, а к 1897 г., согласно Первой Всероссийской переписи населения, в Сибири жило 822 тыс. коренных жителей. Получается, что за 250 лет российского правления численность коренного населения выросла в 4 раза [5, 448].
Сибирские народы сильно различались между собой по языку, хозяйственному укладу и социальному развитию. Только Сибирские татары, разгромленные Ермаком, имели свою государственность [10]. Ермак позиционировал себя как освободителя местных народов от агрессии хана Кучума, он не нес насилия и поголовного убийства населения, наоборот, в русских традициях защищая коренных сибиряков от самоуправства татар [12].
«Поход Ермака лишён бесчеловечной жестокости испанской Конкисты. Казаки не отличались от конкистадоров в настойчивости, выносливости, боевом мастерстве, но не было у казаков склонности понапрасну истреблять «туземцев». Для них агаряне-татары и язычники вогулы и остяки оставались людьми. Для испанцев… индейцы настоящими людьми не были. Западные христиане сомневались, есть ли у них душа. Кортес и Писсаро обманом взяли в заложники императоров Мексики и Перу. Ермак же Сибирское царство завоевал честно. А противник у него… был много серьезнее ацтеков и инков» [5, c.448].
Ещё Ломоносов писал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью». В. Соловьев писал, исследуя русский характер: «Чтобы не было какофоний наций, необходимо применить заповедь Иисуса Христа «Люби ближнего, как самого себя» также и к общению наций: «Люби все другие народы, как свой собственный» [2, c.176]. Правительство поощряло заселение Сибири ссудами и податными льготами. В Москве освоение сибирских земель рассматривалось как задача первостепенной государственной важности [20].
Актуальность построения взаимоотношений на такой высоконравственной основе между народами существует и сейчас, так как современное Российское государство насчитывает около 140 различных народностей. Государствообразующим же народом является русский, он составляет 82% от всего населения России и является связующим звеном между всеми народами, населяющими нашу страну.
Сибирское освоение происходило так. Сначала эти края открывали и осваивали «охочие люди», то есть добровольцы, устремившиеся сюда в основном за пушниной, ценными металлами и просто за лучшей долей. А уже вслед за ними назначенные воеводы шли за первопроходцами, устанавливая свою власть и законы на новых землях [8, c.4-8]. «Татары и бухарцы, городские и подгородные, ознакомясь с господствующими пришельцами вели себя откровенно и добродушно» [8, c.72].
Положительными последствиями вхождения народов Сибири в Россию были: прекращение междоусобных войн, приобщение к более передовой экономике и культуре, в частности, русские крестьяне принесли пашенное земледелие, а для некоторых народов Россия вообще стала единственным спасением [14]. Для России же Сибирь была и будет являться неотъемлемой экономической частью. Интерес к её освоению только нарастает. Ведутся исследования природных богатств этой территории. Сибирь имеет огромный потенциал, который лишь нужно умело и осторожно использовать [16].
Присоединение Сибири значительно расширило границы России и изменило ее политический статус в XVII веке, Россия стала многонациональным государством [17].
В последнее время у всех народов России просматривается усиление интереса к изучению своих культурных корней. Изучаются народные традиции, развивается народное творчество, идет взаимное культурное обогащение. Государство помогает малым народам сохранить свой язык, культуру. Все больший интерес к своим корням просыпается и среди русского населения. Корни эти глубоки и значительны, они дадут новую силу для дальнейшего роста и развития всех народов, населяющих Россию.
Благодаря нашим великим предкам сибиряки давно считают себя русскими, они слились воедино с нашим великим народом, став его неотъемлемой частью, как и бескрайние просторы на которых живёт множество народов, ставших русскими по духу после их примирения и воссоединения в состав великого Русского государства.
Список литературы:
- Горинский, А.С. Преднаука и наука// Общие проблемы философии науки. Словарь. Екатеринбург.: Изд-во Урал. ун-та, 2007. – С.206.
- Мединский, В.Р. О русском пьянстве, лени и жестокости. – Изд. 4-е. М.: Олма Медиа Групп, 2013. – 176с.
- Мудрость тысячелетий. Энциклопедия.. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2005 / Автор-сост. В.Балязин. – 848с.
- Резников К.Ю. Русская история: мифы и факты. От рождения славян до покорения Сибири. – М.: Вече, 2012. – 448с.
- Рерих, Н.К. Листы Дневника. Т.1. – МЦР, 1995 – 672с.
- Русь многоликая. Думы о национальном. /А. Салтыков. Стержень российской духовности. – М.: Советский писатель, 1990. – 368с.
- Словцов, П. А. «Историческое обозрение Сибири», период 4, 1842 г., с. 4–8, 75
- 9. Хемминг Джон, «Завоевание империи инков. Проклятие исчезнувшей цивилизации», Москва, издание Центрполиграф,2003г, с. 368, 370–371
Интернет-ресурсы:
- https://cmm.univer.omsk.su/nou/bibliog/metod96/org1.html
- https://www.bestreferat.ru/referat-226159.html
- _istoriya/7_
- klass/rossiya_v_XVII__veke/prisoedinenie_i_osvoenie_sibiri_v_kontse_XVI-XVII_vv_
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=33627
- https://www.istmira.com/karpovsp-istoriya-srednix-vekov-tom-2/1833-velikie-geograficheskie-otkrytiya-i-vozniknovenie.html
- https://tur-plus.ru/sibir/sibir-1.htm
- https://ruskline.ru/analitika/2010/11/09/prisoedinenie_povolzhya_nachalo_osvoeniya_sibiri/
- type=»book» name=»СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР В ВОПРОСАХ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИСПАНИИ XVI- XVII ВВ.)» description=»В данном исследовании сравниваются методы освоения Россией Сибири и колонизации Испанией стран Латинской Америки в XVI- XVII в.в., а также различные подходы к освоению новых территорий и отношение к коренному населению. Рассматриваются экономические, социальные и культурные последствия освоения этих территорий. » author=»Рогачёв Владимир Евгеньевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-28″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]