Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Система работы по духовно-патриотическому воспитанию старшеклассников в процессе изучения региональной истории



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Система работы по духовно-патриотическому воспитанию старшеклассников в процессе изучения региональной истории // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

В Современных условиях модернизации российского образования ключевая роль отводится духовно-нравственному развитию и патриотическому воспитанию гражданина России. Его содержание поэтапно

наполняется такими конкретными понятиями, как «Малая Родина», «патриот», «моя семья», «Отечество» и др.

Организованное изучение данных понятий в настоящее время происходит на уроках истории, однако, для некоторых учащихся предмет «История» представляется набором дат, терминов и событий, углубленное введение ЕГЭ фиксирует подобное представление о предмете, а у педагогов сокращает время на наполнение урока живыми картинками и эмоциональным содержанием.

В данной ситуации нам видится противоречие между воспитательными требованиями современных нормативных актов и ограниченными возможностям и по их реализации.

Решение данной проблемы кроется в изучении истории родного края, которое не только расширяет кругозор школьника, но и помогает сформировать чувство сопричастности к событиям прошлого, дает возможность познать и усвоить культуру своей семьи, своего места обитания, включиться в контекст масштабной истории.

Принятый «Историко-культурный стандарт по истории» (2014 г.) признает преподавание региональной истории в контексте истории России необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира [1, Режим доступа: URL:  https://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart]. Процесс изучения родной истории выступает средством формирования национального самосознания и взаимоуважения между народами, следовательно, играет определенную мировоззренческую роль. Наконец, специфика краеведения дает возможность изучать предмет посредством практической учебной деятельности, тем самым полнее реализовать развивающую цель.

Определение «Духовность» мы понимаем как особое человеческое качество, проявляющееся в направленности сознания на духовные ценности [2, с. 24-27].

Понятие «Патриотизм» охватывает широкий спектр ценностей, затрагивает различные аспекты жизни личности. Формирование данного качества включает в себя заботу об интересах нашей Родины, готовность ради нее на самопожертвование, верность Отечеству в период испытаний, гордость за культурный и материальный вклад нашей страны, уважение к отечественным историческим традициям [3, с. 357-358].

Смысл понятия «Духовно-патриотическое воспитание» некоторые ученые понимают как традиционную для дидактики структуру, включающую целевой, содержательный и процессуальный компонент образования [4, с. 180]. Некоторые ученые определяют содержание патриотического воспитания следующими аспектами: «территория», «экономика», «культура», «армия», «язык» [5, с. 111].

Исходя из данного содержания, учитель имеет возможность создать адаптированную под конкретный регион образовательную программу и поурочное планирование. Отбор тематического содержания в данном случае должен побуждать личность к активным действиям, поступкам на благо Родины. Например, при изучении истории Москвы, мы предлагаем затронуть следующие темы:

— Заселение родного края.

— Москва и ее герои (митрополит Алексей, Дмитрий Донской, Д. Пожарский и К. Минин, Ф.В. Ростопчин и др.)

— Благодетели столицы (братья Рябушинские и Третьяковы, А.П. Бахрушин и др.)

-Иностранцы о Москве (А. Олеарий, Р. Джемс, Д. Горсей и др.)

-Москва в стихах и песнях.

Основываясь на выделенных В.И. Загвязинским наиболее значимых в современной дидактике подходах, ведущими мы выделяем личностный и деятельностный подходы [6, с. 8-9].

Предпочтение данным подходам отдано потому, что первый подход предполагает формирование личностных качеств: полезной обществу активности, творческих способностей, положительных черт характера. Деятельностный подход предполагает направленность педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся практической активности, так как через личную деятельность человек эффективнее усваивает культуру и совершенствует личные качества. В этом плане метод проектов является достаточно простым и действенным для достижения целей духовно-патриотического воспитания. Создание мультимедийных презентаций в среде MS Power Point или OO Impress позволяет объединить элементы познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности.

В качестве проекта, ставящего целью усвоение патриотических ценностных ориентаций для учащихся средней школы, была разработана мультимедийная презентация «Благодетели столицы» (А.П. Бахрушин, братья Рябушинские и Третьяковы). На первых же слайдах презентации дается информация об их вкладе в культуру России и Москвы, информация и фотографии о местоположении безвозмездно переданных городу зданиях и материальных ценностях. Особую воспитательную функцию играет пояснение символичных особенностей  внутреннего устройства особняка С. П. Рябушинского, фотография иконной мастерской и образцы возвращенных к жизни икон. Это позволяет задать нужную направленность и приковать внимание учащихся, выступающих в роли зрителей. Далее, ученикам предлагалось ответить на вопросы, проанализировать историческую ситуацию в стране и мировоззрение соответствующих меценатов. Наводящие вопросы стимулировали познавательную активность учащихся. Постепенно создавалась целостная картина о личностных качествах конкретного мецената.

В изучение темы «Москва в стихах и песнях» мы включили приемы прослушивания музыкальных произведений с их последующей интерпретацией с точки зрения извлечения духовного и патриотического содержания, что позволило адекватно понять творческий и духовный замысел автора, сопоставить его со смысловым целым, который находят читатели, но не всегда способны определить [7, с. 107].

Нами была предложена песня XVI-XVII «О нашествии крымских татар на Русь в 1572 году» и фрагменты ее текста:

…куде едет собака крымской царь?

А ко силнему царству Московскому:

«А нынечи мы поедем к каменной Москве,

а назад мы поидем, Резань возмем».

А как будут оне у Оки-реки,

а тут оне станут белы шатры роставливать.

«А думайте вы думу с цела ума:

кому у нас сидеть в каменной Москве,

а кому у нас во Володимере…

…Выходить Диви-Мурза сын Уланович:

«А еси государь наш, крымской царь!

А табе, государь, у нас сидеть в каменной Москве,

А сыну твоему в Володимере…

…Прокличет с небес господен глас:

«Ино еси, собака, крымской царь!

То ли тобе царство не сведомо?

А еще есть на Москве Семьдесят апостолов

опришенно Трех святителей,

еще есть на Москве православной царь!»… [8, с. 13-15].

К тексту данной песни предложен комплекс вопросов, направленный на развитие учебных умений и на умение соотносить смысл произведения с внутренним миром, со своими ценностными установками — Что Вы можете сказать об авторе песни? Можно ли его назвать патриотом? Какие образы и чувства у Вас возникали при прослушивании произведения? Какие слова в содержании песни проявляют чувства патриотизма? Из указанных слов составьте ассоциативные круги, связанные с аспектами патриотизма: «территория», «экономика», «культура», «армия», «язык»? В чем в тексте песни проявляется уникальность названного края? Реализация предложенных приемов работы не только обеспечила понимание произведения, но и способствовала эффективному развитию духовных чувств школьника.

При изучении темы «Москва и ее герои» мы использовали проблемное обучение, для этого перед учащимися ставилась проблемная ситуация, в данном случае необходимость доказать не причастность московского градоначальника Ф.В. Ростопчина к городскому пожару 1812 года. Обычно проблемные уроки организуются посредством дискуссионных технологий, однако спор не всегда выступает эффективным способом воспитания.

Мы реализовали параллельное мышление, когда все учащиеся решают задачу в одном направлении, в рамках метода шести шляп [9, с. 50]. Согласно данному методу, учащиеся делятся на группы по цвету шляпы. «Красная шляпа» позволяет оперировать чувствами и эмоциями в доказательстве доводов коллектива, «желтая шляпа» оперирует логикой и рациональным объяснением общественных процессов. «Зеленая шляпа» отвечает за творческое мышление, соответственно группа учащихся должна предложить альтернативный вариант развития событий прошлого. «Синяя шляпа» отвечает за определение проблемы, направление и обобщение мыслей остальных групп. Участники группы, представляющие «белую шляпу», отвечают за структурирование, поиск имеющейся и недостающей информации. Наконец, группа ребят, входящих в «черную шляпу» оценивают степень риска, уровень достоверности и убедительности предложенных идей для разрешения задачи урока.

На практике это выглядело так: «желтая шляпа» приводит официальное обвинение Наполеоном московского градоначальника в поджоге города как естественное стремление снять вину оккупантов и предстать освободителями среди русского населения. Указанный довод является оправданием московского градоначальника. «Синяя шляпа» предлагает факт сознательного оставления графом своего имущества стоимостью около полумиллиона рублей на разграбление французам, опасаясь обвинений в преследовании личных интересов [10, Режим Доступа: URL: https://www.museum.ru/1812/library/Gornostaev/part4.html]. «Красная шляпа» приводит в качестве аргумента непричастности Ф. В. Ростопчина факт гибели в пожаре многих русских раненых, что было совершенно не приемлемо ни царскому командованию, ни Ф.В. Растопчину [11, с. 133-136].

Любую из «шляп» можно комбинировать или использовать самостоятельно, чтобы настроиться участников на определенный тип мышления. Например, педагог предложить команде «желтой шляпы» подумать три минуты в «красной шляпе» и оценить деятельность графа в драматичный период августа-сентября 1812 г., сделать выводы о духовных и патриотических качествах градоначальника. Это помогает направить мышление учащихся в определенное направление. Постепенно различные группы учащихся должны сами или под весом убедительных доказательств усвоить содержание патриотических качеств и признать их наличие за исторической личностью.

История родного края предоставляет большие возможности для воспитания качеств патриотизма. Методологическими основаниями являются личностный и деятельностный подходы. Уроки краеведения, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важную роль в формировании патриотического сознания школьников, которое, переходя в убеждения, становится качеством личности.

Список литературы:

  1. Историко-культурный стандарт по истории. [электронный ресурс]. –Режим доступа: URL: https://histrf.ru/ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart (дата обращения 03.10.2014).
  2. Германова, Е. А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания / Е. А. Германова // Воспитание школьников. – 2013. – № 7. – 80 с.
  1. Батракова, Ю.С. Патриотическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей / Ю.С. Батракова//Социально-гуманитарные знания. — 2014. №2. — 367.
  2. Чаленко, О.Е. Концептуальные основания исследования проблемы патриотического воспитания старшеклассников в контексте использования педагогического потенциала региональной среды / О.Е. Чаленко //Теоретические и методологические проблемы современного образования. – Материалы XVII международной научно-практической конференции 25-26 июня, 2014. — 203.
  1. Бабурина, Н.Ф., Пелевина, Е.А. Теоретические основы патриотического воспитания на уроках истории / Н.Ф. Бабурина, Е.А. Пелевина // Ярославский педагогический вестник ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. – 2006. — № 4. – 160 с.
  2. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студ. Высш. Уч. Заведений. – 4 изд. М.: Академия, 2007. – 192 с.
  3. Васильев, С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев, институт философии, 1988. – 239 с.
  4. Симони, П.К. Великорусские песни, записанные в 1619-1620 гг. для Ричарда Джеймса на Крайнем Севере Московского царства / П.К. Симони // Сборник отделения русского языка и словесности АН. — СПб., 1907. — Т. 82. — № 7. – 855с.
  5. Боно, Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления. Мн.: Поппури, 2005. – 288 с.
  6. Горностаев, М. В. Генерал-губернатор Москвы Ф. В. Ростопчин: страницы истории 1812 года. [электронный ресурс]. – Режим Доступа: URL: https://www.museum.ru/1812/library/Gornostaev/part4.html (дата обращения: 10.01.2015).
  7. Дубровин, Н. Ф. Отечественная война в письмах современников: 1812–1815 гг. — Репринтное издание 1882 г. — СПб.: Альфарет, 2012. — 722.[schema type=»book» name=»Система работы по духовно-патриотическому воспитанию старшеклассников в процессе изучения региональной истории » author=»Максимова Наталья Александровна, Голдина Елена Александровна, Хасанов Руслан Галимжанович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found