Индустриальное развитие РСФСР неотделимо от Великой Отечественной войны, ставшей водоразделом в решении глобальных проблем ХХ века. С началом Великой Отечественной войны возникла необходимость перестройки системы органов государственной власти, её структур и всей деятельности. Сложившаяся обстановка в стране вызвала к жизни чрезвычайные формы руководства экономикой, Вооруженными Силами, борьбой трудящихся на оккупированной врагом территории.
В военные годы промышленность РСФСР взяла на себя решение подавляющей части военно-экономических задач СССР, так как в первый период войны Украина, Белоруссия, Молдавия и Прибалтийские республики оказались захваченными противником. Основная тяжесть решения задач, связанных с военно-промышленными проблемами, выпала на долю РСФСР. Помощь в решении этих проблем оказывали эвакуировавшиеся из оккупированных и прифронтовых районов предприятия и население, а также союзные республики Средней Азии и Закавказья, Казахстан. Одновременно с этим был внесен весомый вклад в создание и развитие промышленного производства на Востоке и в восстановление предприятий в освобождённых от оккупации районах на Западе.
В объединении материальных, финансовых и трудовых ресурсов страны властью был найден выход из трудного положения, в котором оказался СССР. Анализируя соотношение понятий «советская» и «российская» промышленность в военный период, можно констатировать реально существовавшее организационное, материальное и духовное пространство советской промышленности в масштабах всего Союза ССР, ядро которой составляла индустрия РСФСР [7, c. 4].
Советское политическое руководство задолго до предвоенного кризиса конца 30-х годов, особенно с образования очагов войны в Европе и Азии, рассматривало СССР как «осажденную крепость» во враждебном капиталистическом окружении. Укрепление экономического и оборонного потенциала СССР проходило в сложной и противоречивой обстановке, когда в строительстве социалистического общества имелись серьезные деформации, утверждалась и укреплялась тоталитарная сталинская система.
Объективной предпосылкой укрепления индустриальной мощи страны были огромные людские и природные ресурсы СССР. Важнейшим источником роста производительных сил являлось увеличение численности людей, занятых в народном хозяйстве. В течение 30-х годов среднегодовая численность рабочих и служащих возросла на несколько миллионов человек, и к 1941 году из населения в 194 млн. человек в народном хозяйстве трудились около 63 млн. человек.
Следует отметить, что на состояние военно-экономической готовности СССР к отражению агрессии крайне отрицательное воздействие оказали такие пагубные проявления сталинского тоталитарного режима, как массовые репрессии. Всего к началу Великой Отечественной войны в лагерях и колониях НКВД находилось 2,3 млн. заключённых.
В условиях командно-административной системы вопросы рентабельности и экономической эффективности производства отходили на второй план. Аппаратный бюрократизм, сверхцентрализация управления, директивное планирование, жесткая регламентация, ставка на принуждение без действенных экономических рычагов и стимулов, как показал многолетний опыт, не исключали бесхозяйственности и расточительства, а соседствовали с ними, нанося огромный ущерб экономическому потенциалу.
Самой сложной проблемой накануне войны и в её начальный период оставался технический уровень военного производства и оснащения войск. Из очень большого количества имевшихся танков, состоявших на вооружении Красной Армии, почти 80 % требовали капитального или среднего ремонта. Укомплектованность бронетанковых соединений автомобилями перед войной составляла всего 30 %, тракторами – 44 %, мотоциклами – 17 %. Степень моторизации советских войск была значительно ниже, чем вермахта. Эти факторы сильно влияли на уровень боевых потерь [6, c. 394].
Великая Отечественная война явилась серьёзным экзаменом для советской государственности. С нападением нацистской Германии стало ясно, что созданная И.В. Сталиным политическая система и её государственный аппарат, несмотря на их военно-мобилизационную направленность, оказались не готовыми к большой войне. С началом войны государственное управление оказалось в кризисном состоянии. Сложный и непредсказуемый характер войны, а также недостаточность и неэффективность принятых Политбюро ЦК первых военно-политических решений обусловили создание новых органов власти.
Главное изменение системы власти и государственного управления СССР в военное время заключалось в создании и функционировании чрезвычайных органов власти. В военной ситуации был востребован опыт чрезвычайного государственного управления — «чрезвычайщины», широко применявшийся большевиками в годы Гражданской войны в России. Характерными чертами чрезвычайного государственного управления, как показывает исторический опыт, являются: выстраивание параллельной структуры власти – системы чрезвычайных органов; общество начинает жить в мобилизационном режиме по законам «потребительского коммунизма» – по строго нормированной системе потребления; военный авторитаризм, предполагавший расширение жесткой иерархии с включением гражданской сферы.
Особенностями системы чрезвычайного государственного управления СССР в военный период были: создание чрезвычайных органов власти, наделённых неограниченными полномочиями; милитаризация государственного управления; максимальная централизация государственного управления; усиление административно-командных методов; ужесточение стиля руководства. Подверглась трансформации партийная сущность советского государства. На высшем уровне власти принцип партийного руководства государственными органами и обществом временно отошел на второй план.
Следует отметить, что с началом Великой Отечественной войны в системе государственной власти и управления Советского Союза произошёл поворот – все конституционные органы центральной власти, высшие партийные органы были подчинены высшему чрезвычайному органу власти. Им стал Государственный Комитет Обороны СССР (ГКО СССР) во главе с Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Правительства СССР, Наркомом Обороны и Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным.
Решение политического руководства о создании ГКО было оформлено как постановление Политбюро ЦК партии № 163 «Об образовании Государственного Комитета Обороны» [8, д. 1041, л. 38]. Правовой базой создания системы чрезвычайных органов власти являлось постановление ЦК ВКП(б), СНК СССР и Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Государственного Комитета Обороны» от 30 июня 1941г. Компетенция ГКО была чрезвычайно широка: он решал все военно-стратегические вопросы, готовил резервы для действующей Красной Армии, назначал и смещал высшее командование, налаживал работу промышленности, транспорта, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по отраслям производства и т.д.
Имея высшие полномочия, ГКО координировал работу всех сторон государственной власти. В его руках сосредоточилась вся полнота власти в государстве. На основании постановления ГКО СССР от 22 октября 1941 года было создано более 60 городских комитетов обороны со всей полнотой военной и гражданской власти на местах. В их состав вошли первые секретари обкомов (горкомов) партии, председатели исполкомов областных (городских) советов, начальники управлений НКВД-НКГБ и военные коменданты городов [2, c. 15].
Государственный Комитет Обороны, как ядро системы чрезвычайной власти, непосредственно руководил тремя сферами: военно-стратегической сферой (через Ставку Верховного Главнокомандования), военно-экономической сферой (через наркоматы военной, тяжелой и топливной промышленности) и административной сферой (через ЦК партии союзных и автономных республик, краевые и областные комитеты партии) [9, c. 13].
Создание ГКО привело к изменению функций и деятельности правительства – Совнаркома СССР. Из его ведения было выделено всё, что непосредственно связывалось с ведением войны, – военная экономика и, прежде всего, военное производство, укрепление и снабжение Вооруженных Сил, а также руководство военными действиями. В ведение ГКО перешли Наркоматы Обороны, Военно-Морского Флота, Оборонной промышленности и др. В этих условиях Совнарком сосредотачивает внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с военным производством, в частности, на руководстве сельскохозяйственным производством и другими отраслями экономики.
Государственный Комитет Обороны, созданный как мозговой центр и механизм перестройки страны на военный лад, в 1941 – 1942 годах осуществлял предназначенную ему функцию по следующим основным направлениям: военно-стратегическое руководство через Ставку ВГК действующей армией и флотом; управление военной экономикой страны, прежде всего, оборонными и базовыми отраслями промышленности; руководство военно-мобилизационной работой и формированием боевых резервов для Красной Армии; осуществление военно-кадровой политики; управление государственным аппаратом в условиях войны.
Усилившаяся в годы Великой Отечественной войны централизация управления, концентрация всех властных функций в руках узкого круга лиц несли в себе как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, повышалась оперативность принятия решений, не было необходимости в многочисленных согласованиях, что очень важно в военной обстановке. Но с другой стороны, гигантская бесконтрольная власть таила в себе потенциальную опасность произвола, беззакония, что, к сожалению, имело место.
Не создавая собственного разветвленного аппарата на местах, ГКО руководил страной через существовавшие аппараты ЦК партии, Совнаркома СССР, а также через местные партийные и советские органы. В наиболее важных отраслях народного хозяйства действовал институт уполномоченных ГКО, обладавших неограниченными правами и отвечавших за выполнение заданий комитета. Местные партийные, советские, хозяйственные и иные организации оказывали всяческое содействие уполномоченным в реализации их функций. Можно констатировать, что создание в первые дни Великой Отечественной войны Государственного Комитета Обороны не было заранее запланировано, а было вызвано чрезвычайными обстоятельствами [3, c. 429-431].
Поражения в первый период войны вызвали к жизни незапланированные ранее направления работы властных структур. К ним следует отнести: эвакуация и перебазирование на восток производительных сил и квалифицированной части населения; создание и боевое использование дивизий народного ополчения и других добровольческих формирований; организация партизанского движения на временно оккупированных врагом территориях; развертывание всенародной помощи фронту; организация Всесоюзного соревнования по отраслям промышленности и сельского хозяйства. Следует отметить, что деятельность чрезвычайной центральной власти в войну, особенно в первый её период, не была свободной от серьёзных недостатков и просчётов. Война обнажила и слабости советского государства.
Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполнению. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, её развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребности действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесообразному использованию военной промышленности в интересах Победы. За время войны ГКО принял 10 тыс. постановлений и решений, связанных, главным образом, с военной экономикой [1, c. 400].
Усилия различных властных структур в деле подготовки важнейших центров региона к обороне позволили сконцентрировать образованные не только в центре, но и на местах чрезвычайные органы власти ─ городские комитеты обороны (ГорКО). ГорКО обеспечивали военную подготовку граждан, организовывали защиту городов Нижнего Поволжья. Они определяли начертание и сроки готовности оборонительных рубежей, а также привлекаемые для их оборудования силы и средства. Примером может служить работа Сталинградского ГорКО, включавшая в себя множество направлений, в том числе организацию оборонительного строительства, формирование подразделений народного ополчения, укрепление истребительных батальонов, борьбу с дезертирством и т. д. Создание городских комитетов обороны не упраздняло другие местные органы власти и управления. Одной из форм реализации решений комитета обороны было создание оперативных групп, особоуполномоченных и чрезвычайных комиссий, штабов при ГорКО. Они направлялись на строительство оборонительных рубежей, на железнодорожные узлы, сооружения местной противовоздушной обороны, решая на месте неотложные вопросы. Сталинградский ГорКО, например, за время своего существования образовал 6 оперативных групп и 9 особоуполномоченных комиссий.
Главная цель перестройки работы Советов депутатов трудящихся и партийных организаций сводилась к тому, чтобы правильно решать военные вопросы, нацеленные на усиление помощи фронту, обеспечение устройства жизни и быта населения в тылу. Все изменения в задачах, организационно-правовых формах, структуре и методах деятельности Советов депутатов трудящихся имели целью максимально приспособить аппарат Советов к нуждам военного времени. Происходило сращивание государственного и партийного руководства (городские комитеты обороны, исполкомы, оргкомитеты, специальные комиссии, тройки). Одним из направлений перестройки работы органов власти является изменение численного состава Советов и их исполнительно- распорядительных органов в условиях военного времени. За годы войны состав местных Советов сократился. Поэтому при выполнении мероприятий оборонного характера Советы сразу же столкнулись с проблемой трудовых ресурсов.
Необходимо отметить, что перебазирование в тыловые районы огромного количества промышленных предприятий в годы войны было величайшим подвигом рабочего класса нашей страны. «Работа проделана поистине гигантская… – говорил М.И. Калинин. – Можно с уверенность сказать, что наши партийные, советские и технические кадры показали всему миру свои большие организационные способности, прошли такую практическую школу, какой не знала ещё история» [4, c. 670]. Эта высокая оценка имеет прямое отношение и к деятельности комсомола и молодёжи.
Летом и осенью 1941 года комсомольским организациям приходилось решать самые разнообразные вопросы, связанные с оказанием помощи эвакуированным предприятиям. Необходимо было возводить навесы для оборудования, строить бараки и общежития, разгружать вагоны. Пришлось столкнуться со многими трудностями, но энтузиазм не покидал молодое поколение советских людей.
Большой вклад в налаживание серийного производства военной продукции внесли комсомольцы и молодёжь всех промышленных центров страны, всех оборонных предприятий. На базе многих ремесленных училищ и школ ФЗО были созданы мастерские по выпуску стрелкового оружия, корпусов мин, военного снаряжения. Например, в ряде школ ФЗО Свердловской области было налажено производство деталей для реактивных миномётов. Большую заботу об удовлетворении нужд действующей армии проявляли школьники. Только в Москве было создано 375 детских производственных мастерских, в которых работали свыше 17 тыс. учащихся. Менее чем за год ими было выпущено продукции на сумму около 40 млн. рублей [5, c. 334].
Деятельность комсомола и молодёжи по оказанию помощи предприятиям в освоении новых видов продукции расширяла возможности государственных и хозяйственных органов в перестройке экономики страны на военные рельсы, способствовала быстрому наращиванию военного производства. Она свидетельствовала также о том, что советская молодёжь способна справиться со многими, кажущимися порой неразрешимыми, техническими задачами и производственными вопросами.
Таким образом, участие комсомольцев и молодёжи в перебазировании промышленности и восстановлении её на новых местах свидетельствует о том, что с первых дней войны молодое поколение выступило активной силой в реализации плана перестройки экономики страны и мобилизации всех её ресурсов на отражение фашистской агрессии, а также о глубоком понимании молодёжью целей и задач экономической политики страны, направленной на укрепление и наращивание военно-экономического потенциала.
Список литературы
- Всемирно-историческая победа советского народа: М., 1971. – 648 с.
- Дементьев П.С. Государственный комитет обороны СССР в годы Великой Отечественной войны: М., 1985. – 28 с.
- История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др.: М.: Издательство АСТ, 1997. – 608 с.
- Калинин М.И. Вопросы советского строительства. Статьи и речи.: М., 1958. – 711 с.
- Москва – фронту.: М., 1966. – 501 с.
- Наше Отечество: (Опыт политической истории). – Ч. II. / Кулешов С.В., Волобуев О.В., Пивовар Е.И. и др.: М.: Терра, 1991. – 1016 с.
- Парамонов В.Н. Динамика промышленности РСФСР в 1941-1945 гг.: Учебное пособие. Самара, 2005. – 23 с.
- Российский Государственный Архив Социально-Политической Истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп. 3.
- Хрусталев В.Н. Государственный Комитет Обороны в системе чрезвычайных органов власти СССР в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – май 1945 г.): Автореф. дис. … канд.ист.наук. М., 2007. – 20 с.[schema type=»book» name=»ПЕРЕСТРОЙКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ВЫПУСК ВОЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.» author=»Македонская Вера Александровна, Худяков Сергей Ильич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]