Федеральный Закон Российской Федерации от 22.07.2003 N 112 –ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» трактует личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которое ведется ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства [5]. Ведется оно на участке земли, являющимся собственностью семьи или находящемся в ее временном или постоянном пользовании, с целью производства продукции растениеводства и животноводства.
Краснодарский край в настоящее время является одним из крупных регионов России по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны.
Личному подсобному хозяйству населения края оказывается большая поддержка, так как в регионе они производят значительную часть продовольствия. Для того чтобы деятельность государственных органов по поддержке хозяйств населения была более эффективной, необходимо учитывать исторические особенности их развития, опираться на опыт, накопленный в предшествующий период.
Еще до начала 90-х годов Советом Министров РСФСР было отмечено, что в ряде областей, краев и автономных республик неудовлетворительно развиваются личные подсобные хозяйства граждан, коллективное садоводство и огородничество, кооперация предприятий промышленности и сельского хозяйства и постановили исполнительные органы власти осуществить в 1989 — 1990 годах конкретные меры по созданию необходимых условий для дальнейшего развития подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, личных подсобных хозяйств граждан, коллективного садоводства и огородничества, расширению кооперации, предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Распад СССР в 1991 г. и создание независимых республик привели к тому, что сложилось несколько путей к формированию рыночной экономики в сельском хозяйстве. И началом аграрной реформы в РФ стали Указ Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановление Правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», которые должны были регламентировать переход к рыночным отношениям.
27.10.1993 Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» закрепил за гражданами и юридическими лицами — собственников земельных участков права на продажу, передачу по наследству, дарение, сдачу в залог, аренду, обмен и др. — с целью совершенствования правового регулирования земельных отношений, а также углубления аграрной реформы.
С начала 1991 года в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан Российской Федерации получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев). Однако многие вопросы правового регулирования земельных отношений законодательно не были решены.
В период изменений в аграрном законодательстве наблюдались разнонаправленные тенденции в производстве продукции сельскохозяйственными предприятиями и индивидуальными хозяйствами. Дефицит продовольствия и либерализация цен в начале 90-х годов побудили к развитию индивидуальный сектор на Кубани. Заметно повысилась численность граждан, имеющих земельные участки для ведения личного хозяйства, огородничества и садоводства.
За 1992-1997 гг. площадь земель, находящейся в личном пользовании граждан, выросла на 4,9 млн га.
По состоянию на 1 января 1998 г. в собственности граждан находилось 11 млн га земли, из них для ведения личного хозяйства — 536, садоводства — 11,8%, огородничества —5,4%, коллективного животноводства — 23,6%. Всего в ведении личных подсобных хозяйств было задействовано 38,8 млн семей, из них ведением личного хозяйства занимались 16,4 млн семей, садоводством — 15,1 млн семей, огородничеством — 6,1 млн семей и коллективным животноводством — 1,2 млн семей [4].
Резкий спад производства в общественном секторе повысил значимость личных подсобных хозяйств граждан в самообеспечении продовольствием населения. Не хватало продуктов питания, так же как и денежных средств. Поэтому в 90-е гг. личные подсобные хозяйства становятся основным источником дохода кубанского населения. Например, уже к началу 1999 г в личных подсобных хозяйствах жителей Кубани производство мяса увеличилось до 54%, яиц — до 40%, молока — до 26%. К концу 1998 г. посевная площадь, приходящаяся на ЛПХ населения, выросла с 3% до 6%, из них под зерновые культуры было отведено 3%, технические — 2%, картофель и овоще-бахчевые культуры — 76%, кормовые культуры — 1% .
Поголовье свиней в крае к 1999 г. составило 353,8 тыс голов (26,1%), поголовье коров возросло до 101,8 тыс. голов (25,6%), валовой надой молока – 281,2 тонн (26%), валовые сборы зерновых культур – 107 тыс. тонн (3%), сахарной свеклы – 4 тыс. тонны (0,2%), подсолнечника – 15 тыс. тонн (2,6%), картофеля – 699 тыс. тонн (97,8%), овощей – 269 тыс. тонн – (75,9%), плодов и ягод – 55 тыс. тонн (37,9%) [1].
Например, на убой скота и птицы из личных подсобных хозяйств Краснодарского края реализовано всего 155,7 тыс. тонн живой массы, из них лидерами являются г. Славянск-на-Кубани – 7892 тыс. тонн, Отрадненский район – 6156 тыс. тонн, г. Крымск – 5739 тыс. тонн, Красноармейский район – 5698 тыс. тонн и Тихорецкий район – 5692 тыс. тонн.
В это время меняется структура каналов реализации продукции личных подсобных хозяйств. Более 50% работников сельхозпредприятий сбывают свою продукцию частным скупщикам, значительная ее часть реализуется на городских рынках. Из-за упадка организованного рынка сбыта продукции личных подсобных хозяйств произошло неполное использование его товарных возможностей. К этому привели разрушение на селе потребительской кооперации, сокращение сети магазинов и приемно-заготовительных пунктов , сельскохозяйственной кооперации [4].
Также на неэффективный рост эффективности личных подсобных хозяйств повлияло отсутствие финансовых ресурсов и материально-технической базы, т.е. нет льготных кредитов, сельхозтехники для мелкого производства, сельхозпредприятия сокращают материально-техническую помощь личным хозяйствам [2].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 1990-е годы личные подсобные хозяйства вносили значительный вклад в продовольственное обеспечение населения Кубани, отсутствие поддержки со сторон законодательства и сельхозпредприятий приостанавливали повышение их эффективности.
Список литературы
- Агропромышленный комплекс Кубани: Стат. Сб. Краснодар, 1999.
- Лысенко Е. Верят ли в ЛПХ их владельцы // Экономика и жизнь – Юг, 1999. № 29. С. 9.
- Серогодский Н.А. Экономические и социальные проблемы села в условиях аграрной реформы. 1990-2000 годы. – Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2003.
- Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ (ред. от 21.06.2011) «О личном подсобном хозяйстве»
- Черногоров А. О личных подсобных хозяйствах.[schema type=»book» name=»О РАЗВИТИИ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА КУБАНИ В 1990-Е ГОДЫ» author=»Жук Татьяна Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]