Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Революционные события 1917 г. изменили этническую карту Москвы. Новая власть в целях поисков своей социальной опоры была вынуждена обратиться к представителям различных национальных групп, проживавших на территории бывшей империи. Различные народы на равных условиях были приглашены к участию в общественно-политической жизни страны. Одной и активных форм такого участия стали национально-этнические объединения, деятельность которых была особенно заметна в новой столице Советского государства Москве.

В сложные 1920-е г. этнические объединения были формой экономического и политического выживания представителей различных народов. Общества и союзы помогали своим членам деньгами, продуктами, жильем. Иногда такая помощь шла вразрез с коммунистической доктриной пролетарского государства даже в условиях Новой экономической политики. Однако в силу «бедности органов управления» и «отсутствия средств на субсидии большим группам бедствующего национального населения города», советская власть должна была признать эти союзы[1], выполняя тем самым положения принятой большевиками национальной политики.

Деятельность национально-этнических организаций регламентировалась декретом ВЦИК Совета Народных Комиссаров РСФСР от 03.08.1922 «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними»[2]. Согласно декрету регистрация негосударственных общественных объединений была возможна только после подачи проекта Устава обществ в Административный Отдел Московского Комитета РКП(б) и его утверждения. Организации должны были указать в проекте Устава средства дохода, цели существования, представить списки учредителей общества для исключения «лишенцев» из участия в общественной жизни. Нарушение прописанных в утвержденном Уставе организации пунктов грозило ликвидацией общества. Все наиболее крупные этнические группы Москвы имели свои культурно-просветительские общества, союзы и другие представительства, деятельность которых, несмотря на заявленный некоммерческий характер, имела экономическую составляющую.

В некоторых случаях за представителями конкретного этноса были закреплены определенные виды занятости. Среди ассирийского населения Москвы была особенно распространена профессия чистильщика обуви, этот труд был прост и понятен ассирийскому населению. Поэтому Союз Ассирийцев, созданный в Москве в 1922 г., монополизировал этот род деятельности, арендовав все места для чистки обуви в городе. Для того, чтобы удержать эти хлебные места, Союз принуждал ассирийцев пополнять его ряды, ибо «не члены союза не имели права заниматься чисткой обуви, а это было их единственным средством заработка»[3].

Более полное представление о деятельности национально-этнических сообществ дает изучение материалов польского культурно-просветительского общества «Труд». 26 февраля 1922 г. в Москве прошло общее собрание коммунистов-поляков, в котором приняло участие 220 человек. Собрание констатировало, что для ведения «культурно-просветительской работы и для изыскания средств для нужд польских рабочих, детских садов и национальных клубов необходимо организовать общество самопомощи»[4].

Устав общества «Труд» был зарегистрирован 21 августа 1922 г. Общество ставило себе целью осуществление культурно-просветительной деятельности среди польского населения, проживавшего в Советской республике. Но в большей степени деятельность общества сосредоточилась в Москве. Общество имело возможность брать под патронаж школы, детские дома и другие учреждения при условии полного их содержания. Еще 16 сентября 1921 г. в ведение общества «Труд» перешла польская школа имени Розы Люксемург. Она была передана обществу по договору с Московским Отделом Народного образования (МОНО) и Хамовническим отделом народного образования (ХОНО)[5]. В дополнение к этому 25 января 1922 г. общество «Труд» по договору с Народным комиссариатом просвещения получило под свое попечение Московский польский детский дом «Красная звездочка», расположенный по адресу Большая Молчановка, д. №3 вместе «со всем прилегающим инвентарем»[6].

19 октября 1922 г. руководители общества «Труд» обратились к ХОНО с просьбой передать им в ведение кустарные мастерские, организованные при указанных выше школе и детском доме. В сопроводительном письме было написано: «Польское культурно-просветительное общество «Труд» ставит своей целью развитие польского школьного дела на территории РСФСР. Обращаемся к вам с просьбой предоставить в пользование общества организованные при школе Р. Люксембург и польском детском доме мастерские на следующих условиях: мастерские обязательно обучают детей ремеслу в течении 2 часов в день, мастерские отчисляют 10% дохода в пользу школы, после 3-х лет мастерские полностью переходят в пользование детского дома. ХОНО представляем весь необходимый инструмент, а общество «Труд» берет на себя все расходы по организации штата»[7]. Такие условия устраивали органы просвещения. Мастерские также перешли в распоряжение общества.

Получив на содержание детский дом и школу, члены общества активно изыскивали средства на осуществление их деятельности. Для получения средств был открыт кинотеатр «Сфинкс», который приносил обществу доход. Помимо проката кинофильмов доход приносила сдача в аренду помещений кинотеатра. Так, в апреле 1922 г. был сдан в аренду зал на 3 этаже здания кинотеатра преподавателю 1-го рабочего театра Московского Пролеткульта К.В. Матошу, который предложил «арендную плату …..1400 рублей…..за 3 месяца вперед»[8].

Помимо дохода от кинотеатра общество активно привлекало государственные инвестиции. На содержание детского дома и школы общество «Труд» просило помощи у различных государственных учреждений. В преддверии зимних морозов 1922 г. Правление общества отправило заявку на имя начальника Центрального управления Лесной промышленности об отпуске 50 куб. дров, 200 арш. мануфактуры, 50 досок. В ней они писали: «Общество «Труд», исходя из культурно-просветительных целей, и располагая очень скромными ресурсами, не могло обеспечить подведомственные ему учреждения в связи с наступлением зимы, что ставило под угрозу здоровье детей, находившихся в училище с разбитыми окнам дырами в полях. Руководство общества было уверено, что просьба будет удовлетворена, и потому приносило  благодарность  «от имени общества и сотен детей, находящихся на попечении»[9]. Результатом было сообщение: «Центральное Управление Лесной промышленности согласилось отпустить 50 кубов дров для отопления детского дома. Получено нами 25 кубов. В виду усилившихся в этом году морозов правление общества просит довести до конца доброе дело, начатое Вами и разрешить на отпуск остальные 25 кубов»[10].

Общество «Труд» старалось всячески снизить свои расходы, в том числе налоговые и коммунальные выплаты. Интересные события, связанные с оплатой налогов обществом происходили в 1923 году:

 — 25.08.1923 г. из Финансового отдела Московского Комитета РКП(б) в Общество «Труд» пришло постановление о штрафе за несвоевременную регистрацию. В ответном письме Правление общества указало, что «администрация не руководствовалась никакими злыми намерениями. Общество просит обратить внимание на то, что они содержат школы и детский дом. Общество просит Вас о снижении штрафа. Это произошло исключительно по вине администратора, которому сделан выговор с занесением»[11].

-12.11.1923 г. Правление «Труд» обратилось в Московское Энергетическое Управление с просьбой снять пени за электроэнергию[12].

-23.12.1923 г. в обращении к начальнику Налоговой комиссии руководство «Труд» просило снизить размер подоходного налога: «Получено Ваше извещение с требованием уплатить с 25 февраля сбор за первую четверть 1922 года в сумме 22 рубля деньгами 1923 г. Мы известили, что наш оборот в 200 000 рублей в год. «Труд» просит понизить процентное обложение исходя из пролетарского характера и культурно-просветительных целей»[13].

Кинотеатр «Сфинкс» был важным средством пополнения бюджета общества, его деятельность всячески оберегалась. Правление общества «Труд» посылало запрос о снижении налогов на «Сфинкс», отстаивая его культурно-просветительское значение: «Громадный налог пожирает весь доход, делает предприятие убыточным. Принимая во внимание, что «Сфинкс» не несет спекулятивный характер, просим освободить нас от налогов: 1. плата за патент; 2. от 5% в пользу МОНО; 3. от 5 % в пользу Мос. Фильма; 4. налог за право содержать буфет»[14].

При возможности общество старалось получить государственную поддержку и в получении прокатного материала для работы кинотеатра. В 1923 г. руководство отправило запрос следующего содержания: «Общество «Труд» ставит себе целью культурное обслуживание польских национальных масс, проживающих в Москве, проводит лекции и обеспечивает киноматериалом, для этого просит обеспечить их необходимым материалом.  Будучи уверенным, что правление Государственного Кино не откажет, «Труд» просит выделить ему 2 документальных фильма по естественным наукам»[15].

6 и 7 октября 1924 г. общество провело детский праздник в честь Октябрьской революции, в программу которого был включен просмотр детского фильма в кинотеатре «Сфинкс». Общество обратилось к Госкино и на этот раз: «Не располагая необходимыми средствами, общество «Труд» просит Вас разрешить лекторскому отделу отпустить бесплатно 6 и 7 числа кино детского характера. Детский праздник устраивается для детей школы Розы Люксембург и польского детского дома. Планируется собрать до 440 детей»[16].

Несмотря на заявленный некоммерческий характер общества, некоторые сборы от показов в кинотеатре «Сфинкс» шли в пользу работников. Из письма в Правление Госкино следует, что в 1923 г. Общество «Труд» просило отпустить картину «Принц Веселия» на 1 день 14 февраля по сниженной цене. Все предполагалось пустить в пользу сотрудников кинотеатра «Сфинкс»[17].

 24.02.1924 г. по наряду № 647 Мосэнерго (МОГЭС) решено было за неуплату долга «снять счетчик и выключить ток у абонента Польское культурно-просветительское общество «Труд» по адресу Милютинский 18»[18]. На это «Труд» отправило запрос в Правление объединенных государственных электростанций: «С переходом целого ряда гос. учреждений на хозрасчет «Труд» оказалось в тяжелом, почти безвыходном положении. Дабы не допустить в полной остановке просветительскую работу по почину Польбюро, с целью изыскания средств общество открыло кинотеатр «Сфинкс», чистый доход которого идет на удовлетворение нужд общества и содержание школы имени Р. Люксембург и детского дома «Красная Звездочка». Общество получило счет за пользование электрического тока, в котором общество приравнено к частным представителям, целью которых является получение прибыли. «Сфинкс» не является предприятием спекулятивного характера. «Труд» просит Вас понизить тариф. И произвести пересчет по самому льготному принципу»[19].

К великому сожалению, ответы на все эти письма в архивных материалах отсутствуют и поэтому неизвестно, какой был результат по этим обращениям со стороны партийных и государственных органов.

В 1923 г. деятельность общества «Труд» вышла за рамки Москвы. Общество взяло в аренду колхоз «Майданово» в Клинском уезде Московской области и прилагающийся к нему инвентарь, уплатив 261 579 руб. 25 коп.[20]. Однако об активной деятельности общества в этом направлении, и ее результатах материалов нет.

Весной 1923 г. обществом была предпринята попытка организовать в Москве целлюлозное производство: «С этой целью предполагается арендовать у частных лиц здания со всем его инвентарем»[21]. Для осуществления этой цели общество «Труд» сделало запрос в Народный комиссариат труда с просьбой выделить 2500 килограмм целлюлозы с тем, чтобы она была бы употреблена для производства разных изделий[22]. Общество планировало получить целлюлозу бесплатно, а затем после продажи готовой продукции получить деньги на содержание детского дома и школы.

Все национально-этнические общества фактически были формой представительства своих членов перед советскими органами, и тем самым отвечало за их действия. Возникали конфликты, из-за которых приходилось объясняться с госорганами Москвы. Так произошло событие 04.01.1923 г. по делу об административном правонарушении вследствие неправильной аренды помещений членами общества «Труд» Канчинским и Боресовским, которые были вызваны в Губернский отдел НКВД РСФСР.

В ответ Правление общества направило письмо: «Тов. Канчинский и Боресовский не являются собственниками помещения. Товарищи занимают ответственные советские и партийные посты и ограничены во времени, и должны быть предупреждены предварительным извещением за 2-3 дня. Ввиду этого в указанное время они явиться не могут. О дне следующего приглашения просьба сообщать заранее»[23]. Дальнейшее развитие конфликта по архивным материалам проследить не удалось.

Общество «Труд» в середине 1920-х гг. имело широкую экономическую деятельность в Москве и Московской области. Однако 30 декабря  1927 г. начала работу ликвидационная комиссия. Архивные материалы не дают информации о причинах ликвидации общества. В Уставе «Труд» в пункте «О ликвидации общества» значилось, что оно может быть закрыто по решению государственных органов.

Из протоков заседания ликвидационной комиссии польского культурно-просветительского общества «Труд», на котором присутствовали председатель комиссии т. Грузель, администратор общества т. Индринос и представители Моссовета Сафронов и Новиков видно, что заседавшие постановили: «ликвидировать общество. Подлинный устав и печать сдать в Административный Отдел Моссовета»[24]. О ликвидации был дан материал в газету «Трибуна», все претензии к обществу принимались в порядке 2-х недельного срока. В доме по Милютинскому переулку №18  было организовано жилищное товарищество, которому и передали дом. Основной проблемой работы комиссии было решение вопросов о безболезненном выведении школы им. Розы Люксембург и детского дома «Красная Звездочка» из сферы влияния общества в ведение соответствующих советских государственных органов.  Правление общества «Труд» сопротивления не оказало и подчинилось всем решениям ликвидационной комиссии.

Таким образом, общество «Труд» старалось облегчить жизнь своих членов и подведомственных ему организаций, и получить для этого поддержку государственных органов. Однако большая часть обращений к официальным структурам осталась без ответа. Общество пыталось вписаться в нормы жизни города Москва, но его активная гражданская позиция воспринималась не слишком позитивно государственными структурами и могла стать косвенной причиной закрытия.

В 1930-е гг., окрепшее государство больше не нуждалось в широкой системе национально-этнических общественных организаций. К этому периоду они уже выполнили свою функцию консолидации представителей этнических групп вокруг новой власти, объяснили массам новые правила жизни, выступили институтами социализации. С ликвидацией основной массы этнических организаций, многие национальные группы оказались без своих представительств. Государство считало, что национальный вопрос в стране решен и новое общество сформировано на принципиально новой вненациональной классовой основе. К концу 1930-х гг. были ликвидированы практически все национально-этнические общественные объединения Москвы. Их возрождение началось только в 1990-е гг., но это уже другая тема.

[1]       ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 14, л 11. Материалы Еврейской секции при Народном Комиссариате по делам национальностей.

[2]      ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 263,  л 11. Материалы Союза ассирийцев Москвы.

[3]             Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, М. 1922

[4]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 10 Учредительное собрание польского культурно-просветительского общества «Труд».

[5]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 14, л 11. Акт передачи школы имени Розы Люксембург в ведение польского общества «Труд». 1921 г

[6]             Там же. Акт передачи детского дома «Красная Звездочка» из ведения Народного комиссариата просвещения в ведение общества «Труд».

[7]     ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 122, л 3. Переписка польского культурно-просветительского общества «Труд».

[8]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 165. Письмо преподавателя 1-го рабочего театра московского пролеткульта К.В. Матош в Правление польского общества «Труд»

[9]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 162. Письмо из Правления общества начальнику Центрального Управления Лесной Промышленности.

[10]          ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 162. Письмо из Правления общества начальнику Центрального Управления Лесной Промышленности.

[11]   Там же, л. 165. Письмо Правления общества «Труд» в Финансовый отдел Московского Комитета РКП(б)

[12]   Там же, л. 188. Письмо Правления общества «Труд» в Московское энергетическое Управление.

[13]           Там же, л. 189. Письмо Правления общества «Труд» в Налоговую комиссию при Финансовом отделе МК РКП (б).

[14]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 133. Письмо Правления общества «Труд» в Налоговую комиссию при Финансовом отделе МК РКП (б).

[15]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общ-ва «Труд» в Гос. кино

[16]   Там же

[17]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества «Труд» в Правление Госкино

[18]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества «Труд» в Правление Мосэнерго

[19]   Там же

[20]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества в Народный комиссариат труда.

[21]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления польского общества «Труд» в Народный комиссариат труда.

[22]   Там же

[23]   Переписка польского общества «Труд». 1922 г. ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 2, л 6.

[24]   Протоколы ликвидационной комиссии культурно-просветительского общества «Труд». 30 декабря 1927 г.  ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 46, л 3.[schema type=»book» name=»Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности» description=»Период 1920-х гг. был «золотым веком» общественных объединений России. Революционные события, изменили общественно–политическую ситуацию в стране, вывели в авангард общественной жизни различные общественные объединения, в том числе и национально-этнические. Общества пытались вписаться в нормы жизни города Москвы, найти свое место, старались облегчить жизнь своих членов. Иногда это приводило к противоречиям с ценностями нового государства.» author=»Крякин Евгений Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found