Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕСТО И РОЛЬ КАЗАНСКОГО ПЕХОТНОГО ЮНКЕРСКОГО УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX века



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕСТО И РОЛЬ КАЗАНСКОГО ПЕХОТНОГО ЮНКЕРСКОГО УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX века // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Военные и политические события первой половины XIX века привели вооруженные силы России в состояние упадка. Поражение в Крымской войне 1853-1856 г. показала несостоятельность нашей амии противостоять армиям ведущих государств. Слабая оснащенность и плохая обученность армии сильно подорвали государственный престиж Российской Империи.

В середине XIX века по указу императора Александра II, военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным проводится военная реформа, затрагивающая все подсистемы Вооруженных сил Российского государства. В системе военного образования произошел ряд коренных изменений, который вывел образование Российских офицеров на новый уровень.

Суть реформы заключалась в том, что впервые за много лет система военного образования получила стройную систему управления, которая вошла в систему военного министерства, имела единые задачи, учебные планы и взгляды на комплектование вооруженных сил. Произошло преобразование военных училищ и открытие новых.

Так, в свете происходящих реформ на основании указа императора Александра II, приказом военного министра №183 от 25-го июня 1866г. с 1 сентября 1866г. создается Казанское пехотное юнкерское училище численностью 200 обучающихся, для формирования войск Казанского военного округа.

Пехотные юнкерские училища открывались в дополнение к имеющимся военно-образовательным учреждениям: Пажескому, Финляндскому, Оренбургскому, Сибирскому корпусам, Николаевскому училищу гвардейских юнкеров и трем основным военным училищам, сформированным еще в 1863 году: Павловскому, Константиновскому и Александровскому, которые готовили высокообразованных, профессиональных военных.

Необходимость создания юнкерских училищ такого типа, как Казанское пехотное юнкерское училище, возникла уже давно. Анализ комплектования армии офицерами давал удручающую картину. Не хватало военных училищ, которые готовили бы кадровых офицеров, кроме того, все военно учебные заведения были разрознены и не имели единого управления, и лишь с 1831 года они были переданы ведению особого центрального Управления, которое относилось к Военному министерству только лишь по общим делам и в порядке высшего управления. И хотя обязанность по комплектованию армии офицерами лежала на Военном министерстве и должна была основываться на комплектовании армии грамотными, знающими военное дело и высокообразованными офицерами, основным источником комплектования офицерского звена оставалось производство в офицеры войсковых юнкеров и унтер-офицеров (до 62 %).

Доля комплектования офицерами из военных училищ составляла всего 26 %. Остальные 12% составляли офицеры из числа определившихся из отставки, т.е. офицеров, которые по закону имели право на выход в отставку в любое время, но и в любое время имеющие право восстановиться на службе.

Соответвенно уровень образованности войсковых офицеров был крайне низок. По официальным сведениям, на 1861 год из общего количества офицеров доля обучавшихся в низших учебных заведениях или же не получивших никакого общего образования составляла более 54%.

В армии остро встала проблема: военно-учебные заведения, выпускающие офицеров, имеющий высокий уровень образованности, не могут обеспечить должного комплектования армии.

Для её решения в 1862 году была сформирована особая комиссия при Инспекторском департаменте Военного министерства. Выводы и предложения этой комиссии легли в основу работы Главного Управления военно-учебных заведений по устройству при военно окружных штабах Юнкерских училищ. Так результатом работы стало издание в 1864 году основных правила по формированию и штатов для устройства 10-и пехотных и 2-х кавалерийских училищ. [2, c.191]

Вследствие работы этой комиссии было открытие пехотных училищ: Московского, Виленского, Варшавского, Гельсингфорского, Чугуевского, Одесского, Киевского, Рижского, Казанского, Тифлисского, Петербургского, Иркутского, кавалерийских училищ: Елисаветградского, Тверского, казачьих училищ: Оренбургского, Новочеркасского, Ставропольского.

Заметим, что созданные юнкерские училища имели двойное подчинение, а именно по военным вопросам они подчинялись начальникам военно-окружных штабов и имели военную структуру, но по учебной части училища подчинялись Главному Управлению Военно-учебных заведений.

Система военно-учебных заведений после проведенных реформ стала такой, взамен расформированных кадетских корпусов начальным военным образованием и общим образованием занимались военные гимназии, имеющиеся практически во всех крупных городах. Обучение в гимназии продолжалось в течение 6 лет. После его окончания выпускники выбирали себе военные училища и корпуса, в которых продолжали обучение и по выпуску получали среднее военное образование с производством в офицерское звание.

В последующем достойно сдавшие экзамены офицеры имели возможность продолжить обучение в одной из трех Академий с получением высшего академического образования. Как видим требования к военному обучению были жесткими.

Казанское пехотное юнкерское училище наряду с другими подобными комплектовалось, как правило, по территориальному признаку, и лишь малая часть юнкеров состояла из непрошедших отбор в Александровское военное училище (считающееся более престижным). Выпуск офицеров распределялся в основном в тот же самый военный округ, в чьем подчинении находилось училище. Благодаря проведенной реформе образования, армия пополнилась грамотными, образованными офицерами и стала одной из самых боеспособных армий мира. Заметим, что система военного образования легла в основу военного образования послереволюционной России и во многом сохранилась в наши дни.

Особо следует отметить подготовку преподавательских кадров военных училищ так, до реформирования, по отчету за 1857 год офицеры-воспитатели имели «уровень образования гораздо ниже своих воспитанников», так как заработная плата была очень мала и достойных воспитателей найти было трудно. После реформирования офицерам воспитателям повысили уровень занимаемых должностей (приравняли к командным должностям), назначили дополнительные пенсии и пособия. Была выработана система подготовки педагогических кадров непосредственно для военно-учебных заведений. Так что преподавательский состав был значительно обновлен.

Кроме того, особое внимание уделялось подбору офицеров командные должности. Как правило, при учреждении военно-учебных заведений на должности начальников училища отбирались исключительно грамотные офицеры, с высшим академическим образованием, имеющие войсковой и педагогический опыт, так что отбор был строгим.

Так, на должность первого начальника Казанского пехотного юнкерского училища был назначен подполковник Александр Васильевич Лобода, имевший боевой опыт службы в лейб-гвардии Павловском полку [1, c.231-235]. Он получил блестящее военное образование, закончил Николаевскую академию генерального штаба, был отобран для испытания на должность ротного командира в Александровское военное училища и ставший впоследствии первым батальонным командиром. [3, c.3-4]

После проведенного реформирования военно-образовательная система отделила военное образование от общего образования. Учебные программы были приведены в соответствие с целями обучения, многие учебные предметы заменены. Учебная и воспитательная работа стала осуществляться воспитателями и педагогами, специально подготавливаемыми для военно-учебных заведений. Качество образования заметно возросло. Офицеры во время службы проходили повышение квалификации. В результате проведенных реформ Российская армия получила высокообразованных профессионально обученных офицеров. Всесторонняя образованность, высокая профессиональная выучка, физическое совершенство офицеров Российской армии конца XIX века и в наши дни являются достойным образцом для подражания, славным наследием традиций военного образования Русской армии.

Литература:

  1. Воронов П.Н. Бутовский В.Д. История лейб-гвардии Павловского полка 1790-1890 . ч. 1 — СПб., Военное министерство — 219 с.
  2. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. От основания в России военных школ до исхода первого двадцатипятилетнего благополучного царствования государя императора Александра Николаевича 1700—1880. — СПб., Главное управление военно-учебных заведений, 1880.-302 с.
  1. Кедрин В.И. Александровское военное училище 1863-1901гг. Краткая историческая справка. Личный состава и выпуски юнкеров в офицеры. М., 1901.- 249 с.[schema type=»book» name=»МЕСТО И РОЛЬ КАЗАНСКОГО ПЕХОТНОГО ЮНКЕРСКОГО УЧИЛИЩА В СИСТЕМЕ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ XIX века» description=»В работе представлены взгляды на военное образование середины XIX века.» author=»Давыдов Игорь Владимирович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found