Общеизвестен факт участия Сардинского королевства в Крымской войне. Однако сегодня существуют ощутимые пробелы в ответе на вопрос о том, что именно привело сардинские войска на берега Тавриды, в Россию, с которой у этого итальянского государства не было спорных вопросов.
Независимые итальянские государства переживали глубокий кризис. После подавления революции 1848-1849 гг. во всех итальянских государствах, за исключением Сардинского королевства, были отменены конституции. Усилилось иностранное владычество. Во многих областях находились австрийские и французские войска. Одно значительное явление свидетельствовало о том, что процесс объединения и освобождения Италии вышел на новый этап. Это было непреклонное усиление Сардинского королевства. Оно имело ряд черт, ставивших его в исключительное положение на всем Апеннинском полуострове. Во-первых, оно являлось одним из наиболее развитых промышленных государств и сохраняло конституцию. Во-вторых, сардинская монархия была единственной «чисто итальянской» монархической династией с присущим ей стремлением к территориальному расширению. В-третьих, пьемонтская армия была единственной реальной военной силой Италии. Ее военная мощь являлась солидной силой не только среди апеннинских государств, но и в масштабах всей Европы.
Все это придавало Сардинскому королевству большой политический вес среди итальянских государств и главенствующую роль в объединении Италии.
В итальянской официальной историографии утверждалось, что участие Сардинии в Крымской войне явилось «гениальным актом» пьемонтского министра Камилло Кавура [2, с. 216]. Действительно, Кавур понимал всю косвенную пользу, которую можно было бы извлечь из этого почти авантюрного предприятия: это сам факт участия в передовой международной политике как первая и прекрасная возможность заявить о себе на мировой арене и приблизится к статусу полноценного европейского государства. Затем, представлялся повод приобрести союзников в лице Франции и Англии в борьбе против Австрии. Наконец, участие в войне давало Пьемонту право присутствовать на конгрессе по окончании кампании и поднять на нем во всеуслышанье итальянский вопрос. К этому добавлялись династические планы Виктора Эммануила II. Они заключались в расширении Сардинского королевства за счет присоединения Ломбардии и Венеции при помощи Наполеона III [4, c. 454].
В целом, по утверждению итальянской официальной историографии, участием в крымской кампании Сардинское королевство обязано «прозорливости и гениальной активной политической и дипломатической деятельности великого патриота К. Кавура, усмотревшего в посылке пьемонтских войск на Восток возможность поднять и утвердить политический престиж Сардинского королевства не только на Апеннинском полуострове, но и в Европе» [6, c.124]. Однако, на решение Кавура в не меньшей степени повлиял внешний фактор. Это было давление Англии и Франции.
Известно, что к осени 1854 г. войска англо-франко-турецкой коалиции в Крыму оказались в сложной ьситуации. ольожении.-турецкой коалицииположение англо-франко-турецкой коалиции в Крыму оказалось сложным. Английский двор осознавал всю бедственность положения. Спасение английской армии заключалось в иностранном легионе. Дело в том, что английская армия была небольшой и наемной, и это не позволяло срочно набрать и подготовить необходимый добровольческий контингент [6, c. 114]. Англия начала активные поиски в Европе нового потенциального союзника. Известно также, что Англия активно добивалась вступления Сардинского королевства в войну, прибегая к зондажу и сильному давлению [1, cc. 283-284]. Франции также было необходимо участие Пьемонта в войне для того, чтобы столкнуть двух заклятых врагов – Сардинское королевство и Австрию, а затем изгнать Австрию из Италии. Наполеон III позволил себе выставить довольно категоричные требования: Сардиния должна или разоружиться, или разрешить австрийцам поставить в Италии свой очередной гарнизон, или же послать войско в Крым [5, c. 82]. Здесь также наблюдается давление со стороны европейской державы.
Внутри Сардинского королевства не было единства взглядов по крымскому вопросу. Общественное мнение и парламентское большинство были против участия Сардинии в Крымской войне [2, c.215-216]. Далеко не все понимали, на что рассчитывал Кавур. После долгих колебаний, 10 января 1855 г. было подписано соглашение о присоединении Сардинии к антироссийскому союзу.
Однако это происходило не совсем на тех основаниях, какие предполагала Англия. Кавур старался обратить ситуацию в свою пользу, где только это было возможно. Благодаря ему Сардиния вступала в коалицию не в качестве простого помощника союзников, а как равноправный контрагент. К тому же Сардиния согласилась принять предоставленную Англией субсидию не иначе, как в качестве займа [3, c. 250]. Таким образом, Пьемонт старался заявить о себе как о полноценном европейском государстве, а не второсортной наемной силе. В целом, участие Сардинского экспедиционного корпуса в военных действиях было незначительным.
Каковы же были результаты участия в войне для Сардинии? Ожидания Кавура, что в качестве компенсации за участие Сардинского королевства в войне будет рассмотрен итальянский вопрос, провалились. В мирном договоре об итальянских государствах не говорилось ни слова. Единственным шагом с их стороны навстречу пьемонтскому министру было осуждение ситуации в Папской области и Королевстве обеих Сицилий, где находились австрийские и французские войска. В целом, Сардинское королевство не получило ничего из данных ей обещаний. Как отмечал К. Маркс, Сардиния как была, так и осталась «игрушкой в руках иностранных держав» [2, c. 217]. Существует и противоположная точка зрения в оценке значения участия Пьемонта в Крымской войне. Согласно ей, именно Сардинское королевство после войны оказалось в большем политическом выигрыше по сравнению с другими европейскими державами. Участие Пьемонта в Парижском мирном конгрессе повысило его политический вес и статус до уровня полноценного европейского государства. Укрепилась вера в Сардинское королевство как в объединителя Италии. Таким образом, Сардинское королевство вышло из Крымской войны союзником, на которого впервые обратили должное внимание и бесспорным лидером объединения Италии.
Очевидно, что Сардинское королевство вовлекла в Крымскую войну и прозорливость Кавура, и, по его же выражению, «злосчастная политическая конъюнктура» [5, c. 82]. Но в целом, Кавур лишь приспосабливал свои дальновидные намерения к ситуации, навязанной Англией и Францией. При этом он старался извлечь максимальную пользу из участия в войне. Его выбор далеко не сразу был по достоинству оценен итальянским обществом. Однако в современной Италии участию Сардинского войска в Крымской войне придается большое значение.
Cписок литературы:
- Smith D. M. Il Risorgimento italiano. Storia e Testi. Bari: Laterza, 1999.
- История Италии. / Под ред. К.Ф. Мизиано. Т. 2. М.:. Наука, 1970.
- История XIX века / Под ред. Э. Лависса, А.Рамбо. Т. 3 – 8. М., 1937.
- История дипломатии / Под ред. Г. Зорина. М., 1959.
- Канделоро Дж. История современной Италии. М.: Изд. иностр. лит., 1979.
- Матвеев В. Д. Сардинское королевство и его экспедиционный корпус в Крымской войне в 1855 – 1865 гг. // Вопросы истории. 2004. № 8. C. 113 – 123.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ ОБ УЧАСТИИ САРДИСКОГО КОРОЛЕВСТВА В КРЫМСКОЙ ВОЙНЕ В 1854 – 1855 ГГ.» description=»Статья посвящена актуальному в исторической науке вопросу об участии итальянского Сардинского экспедиционного корпуса в Крымской войне. Анализируются причины отсылки военного контингента Сардинского королевства под Севастополь в 1854 г. В выводах статьи обозначено значение участия Сардинского королевства в крымской кампании для упрочнения политического статуса Сардинии и объединения Италии.» author=»Горшкова Елена Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-19″ edition=»euroasia-science_28.04.2016_4(25)» ebook=»yes» ]