22 июня 1941 года фашистская Германия начала войну против СССР. Особое значение в планах гитлеровского командования отводилось захвату Ленинграда, который предполагалось взять раньше Москвы. Захват Ленинграда обеспечивал объединение немецко-фашистских войск с финской армией и их, уже совместные действия, на оперативном пространстве восточнее Ладожского озера. В случае падения города немецко-фашистские войска получали выход на стратегические просторы севера СССР и могли бы развернуть наступление на Москву с северного направления.
В четвертом часу утра 22-го июня начальнику полигона полковнику Михееву М.И. была вручена телеграмма из Штаба ЛенВО, в которой приказывалось привести военные подразделения в боевую готовность и быть готовыми к отражению возможной агрессии со стороны Германии.
В соответствии с мобилизационным планом были расформированы АКУКС: обучавшиеся командиры убыли на свои должности или получили новые назначения. В соответствии с приказами НКО № 00593 и № 00596 1941 года были проведены досрочные выпуски, и офицерам-выпускникам были выданы дипломы без сдачи государственных экзаменов и защиты дипломных проектов.
22 июня 1941 года был назначен спортивный праздник, посвященный открытию лагерей. В красивых спортивных костюмах части двигались на стадион. В это время было получено сообщение о вероломном нападении гитлеровской Германии на СССР. Началась война.
В первый день войны на базе постоянного состава АКУКС на полигоне, был сформирован штаб обороны Лужского района под началом генерал-полковника Т.А. Бесчастнова. Штаб руководил мобилизацией, формированием частей и строительством оборонительных сооружений на подступах к городу Луга. В этих работах участвовали все войска гарнизона. Активно работало гражданское население, в том числе жены командного состава полигона. С утра и до ночи они под руководством инженера Сурошникова строили противотанковую оборону на южной окраине Луги.
Уже с 23 июня 1941 года из команды полигона и железнодорожной роты было сформировано 2 отряда: подвижной истребительный отряд из пяти полуторатонных автомашин для борьбы с авиадесантами на территории полигона и ближайших окрестностей Луги и отдельный отряд для участия в обороне Луги — под командованием Начальника полигона полковника Михеева М.И. (Боевой приказ № 13 Штаба 41-го корпуса за подписью командира корпуса генерал-майора А.Н. Астанина и комиссара Л,В Гаева). Штаб располагался в лесу, в 2-х километрах юго-восточнее деревни Жельцы.
В первые дни войны немцы довольно быстро продвигались по территории нашей страны, несмотря на яростное сопротивление Красной Армии. Делая в сутки иногда до 50 км, немцы через две недели оказались на земле Ленинградской области.
Все службы Лужского военного гарнизона находились в режиме военного времени. Штаб отдельного отряда под командованием полковника Михеева М.И. находился на Втором полигоне. Подвижному отряду удавалось задерживать сбрасываемых немецких парашютистов и диверсантов в районе полигона и окрестностях г. Луги. Первый вражеский парашютист был задержан в районе Крившиц, затем их ловили в разных местах полигона и Луги. Большую помощь отряду оказали выставленные посты наблюдения на вышках Луга-сигнал, Машинный дом, гора Высокая, Каменный Мох, Темные Ворота, Лесковская и других. На всех вышках было организовано круглосуточное дежурство, налажена надежная связь по телефону со штабом руководства на Втором полигоне.
Отряд численностью около 3-х тысяч человек занял оборону в районе Красные Горы — Совхоз «Муравейно» — Выползово — Натальино и прикрывал участок Иминицы -Красные горы. Справа действовала первая, слева — вторая дивизия народного ополчения.
Подвижной и отдельный отряды действовали в полном контакте и эффективно. Так, в эти дни отличилась группа разведчиков из подвижного отряда, которой командовал старший лейтенант Харитонов Федор.
Фашисты подступали к городу Луга. Передовые части противника продвинулись уже к местечку Корпово-Ведрово. Задача отряда состояла в том, чтобы сорвать планы немцев о беспрепятственном захвате Луги с дальнейшим перенесением их удара на Гатчину и далее на Ленинград.
Для этого нужно было добыть сведения о планах противника во что бы то ни стало. Для этого разведчики вступили в неравный бой с фашистами. В районе деревни Гусли они захватили 3 штабных бронемашины противника, в которых находился боевой приказ на наступление; чемодан с картами, с разработанным планом наступления; 2 противотанковые переносные пушки, 250 штук патронов к ним; 6 автоматов с дисками; радиостанция; 2 ракетницы с ракетами; 2 станковых пулемета и 2 тысячи патронов к ним; орден «Железного Креста», знамя части со свастикой и другое имущество.
В другой раз подвижная разведка, высланная в район Осьмино и Сара-гора, занятый и укрепленный противником, также принесла положительный результат. Разведчиками был убит немецкий офицер, ехавший на мотоцикле. Мотоцикл с прицепом был доставлен в штаб отряда в Красные Горы.
Разведка отряда постоянно держала противника в напряжении и следила за его передвижением, о чем немедленно докладывали в штаб 41 корпуса. Тыл отряда располагался на Втором полигоне под командованием майора Петрова.
После выполнения отрядом своих задач по обороне Красных Гор, ему было приказано прибыть в распоряжение штаба 41 корпуса, передав участок обороны 6-ой стрелковой дивизии, которой командовал подполковник Рогинский (впоследствии — генерал-лейтенант, начальник штаба ЛенВО).
На Лужском рубеже с врагом сражались курсанты военных училищ, слушатели АКУКС, дивизии народного ополчения.
Артполк АККУКС, которым командовал полковник Г.Ф. Одинцов с осени 1940 года, выделил материальную часть для формирования двух артиллерийских полков, сформировал и направил в дивизию народного ополчения тяжелый артиллерийский дивизион, отгрузил на Центральные артиллерийские базы 11 эшелонов различного имущества и к 1 июля, отмобилизовав 3 огневых дивизиона и один разведывательный артиллерийский дивизион, вошел в состав действующих войск Северного фронта.
Для того, чтобы остановить наступление фашистских войск, Северный фронт (в последующем Ленинградский фронт) образовал Южную (Лужскую) оперативную группу в составе нескольких дивизий.
В эту группу входили артполк АККУКС, артиллерийский полк, сформированный 3-м ЛАУ, дивизион из состава 1-го ЛАУ, два дивизиона из состава 2-го ЛАУ и зенитный дивизион, сформированный арттехучилищем.
Вся эта артиллерия директивой Командующего Северным фронтом была объединена в Особую артиллерийскую группу (ОАГ), и был назначен начальником этой группы полковник Г.Ф. Одинцов (Георгий Федотович Одинцов (1900-1972) большую часть своей жизни, свыше 50-ти лет, посвятил службе в Вооруженных Силах, был участником Гражданской войны, прошел путь от рядового бойца до маршала артиллерии. Г.Ф. Одинцов был крупным специалистом в области артиллерии, с 1942 года и до 1945 года командовал артиллерией Ленинградского фронта, позже стал маршалом артиллерии СССР), командир учебно-артиллерийского полка АКУКС.
Командующий Южной оперативной группой поставил перед ОАГ следующие основные задачи: организовать артиллерийскую противотанковую оборону на шоссе Городец.-Луга, обеспечить оборону 177 сд, прикрывающей центральное направление на Лугу, быть готовой к маневру огнем и колесами во всей полосе обороны Лужской оперативной группы. Для организации противотанковой обороны был использован весь 1-й дивизион (командир капитан ТРУШИН) и 107 мм батарея 3-го диви-зиона артполка АККУКС.
Все остальные подразделения артполка с другими частями ОАГ составляли группы ПП и ДД 177 сд.
Важную роль в артиллерийской группе ОАГ играл дивизион артиллерийской инструментальной разведки полка АКУКС. От его всё слышащих ушей и все видящих глаз не ускользала ни одна действующая батарея противника, если даже она была укрыта в лесных чащах, в самых глухих урочищах. Звукометристы, как правило, быстро и точно определяли координаты стреляющих орудий, сообщали их в штаб группы, в дивизионы. Естественно, это сказывались результаты довоенной учебы, богатого практического опыта, накопленного слушателями АКУКС на Лужском артиллерийском полигоне. Подлинными мастерами меткого огня показали себя капитаны К.И. Волков, В.Г. Гущин, Г.А. Трушин, Н.А. Черняев, старший лейтенант А.В. Яковлев, сержанты Шифрин и Бахарев, младший сержант Губанов и многие другие.
Пленные немецкие офицеры-артиллеристы удивлялись, как это нашим звукометристам удается за одну — две минуты определить, кто и откуда стреляет, да еще и подготовить данные для ответного огня.
С 10 июля начались бои с передовыми частями фашистских войск, которые, заняв Струги Красные, завязали бой с частями, оборонявшимися южнее г. Луги. Полтора месяца наши части успешно отражали атаки превосходящих сил противника.
Первостепенное значение в этих боях имел мощный огонь артиллерии Особой артиллерийской группы, в которую к этому времени дополнительно вошли два дивизиона 51 КАП и один дивизион 28 КАП, прибывшие с Карельского перешейка.
Стремительный марш бронетанковых соединений 4 ТГ и 18 А — северного крыла гитлеровских войск был задержан. Фашисты не могли понять — почему сравнительно легко они преодолели такие рубежи, как Псковский укрепленный район и не могут продвинуться к Луге. Особенно большие потери противник понес в артиллерии. Фашистские артиллеристы без достаточной разведки занимали полузакрытые, а чаще всего открытые огневые позиции и попадали под огневые налеты батарей ОАГ.
Во второй половине августа фашистские войска, захватив пи Кингисепп, Сиверскую, Чудово, вышли в тыл Лужской оперативной группе.
Наши части оказались в тяжелом положении: прекратилось снабжение всеми видами довольствия и, самое главное, прекратился подвоз боеприпасов и горючего. По приказу фронта 20 августа мы оставили г. Лугу и начали отходить на север. Отступая, части непрерывно вели бои, показывая образцы мужества и самоотверженности.
29 августа отдельный Лужский отряд был расформирован по частям 41 корпуса, а имущество полигона и отряда передано на Ново-Токсовский полигон. Полковник Михеев М.И. был направлен в распоряжение штаба артиллерии Пулковского укрепрайона, которым командовали генералы Свиридов В.П. и С.А. Краснопевцев.
С этого момента на весь период немецкой оккупации г. Луги деятельность полигона прекратилась.
Только после освобождения от немцев города Луги в феврале 1944 года можно было приступить к возрождению Лужского полигона. Распоряжением Командующего Артиллерией Главного Маршала Артиллерии Воронова Н.Н. полковнику Михееву М.И. было приказано прибыть в г. Лугу и восстанавливать артиллерийский полигон.
За время нахождения немцев на полигоне было разрушено 55% жилого фонда, 8 блиндажей, 15 км подземной связи, 20 км УЖД. Паровой двигатель фирмы «Вольф» немцы отправили в Германию. Кроме этого было уничтожено 110 км воздушной связи, разрушено 10 наблюдательных вышек высотой 18 — 30 метров.
Немцы за время оккупации города Луги и полигона с сентября 1941 года по 12 февраля 1944 года использовали военный полигон в своих целях. В первую очередь они воспользовались материальными ценностями, которыми располагал полигон. Древесина, разрабатываемая немцами на полигоне, направлялась целыми эшелонами в Германию. Ее предварительно очищали и разделывали на подвижном электролесопильном заводе, который был установлен на Втором полигоне, куда была подведена ветка железной дороги. Немцы использовали полигон и для учебных целей. Немецкие офицеры обучались артиллерийской стрельбе на направлении г. Командная — машинный дом. Стрельба проводилась из самоходных артиллерийских установок (САУ) по броневым щитам. С этой целью устанавливались вертикально лобовые и боковые стенки разобранных наших танков Т-34 и КВ в направлении от горы Командной к горе Фугасной и далее до машинного дома. Немецкие самоходки, двигаясь по директрисе, стреляли с хода по этим целям, решая две задачи одновременно: испытывали пробиваемость брони наших танков и учились стрельбе с хода по неподвижным броневым целям. Проводились испытания также бетонобойных снарядов по полигонным железобетонным блиндажам. В результате этих испытаний было разрушено большинство блиндажей. Разрушенными оказались и концы подземной связи, выходившие в каждый блиндаж.
Во время войны на полигоне содержались советские военнопленные. Целую казарму, например, занимали солдаты Второй ударной армии. К ним, по воспоминаниям Е.И. Шильевской, работавшей на полигоне по направлению немецкой комендатуры, приезжал их бывший командир, генерал Власов, и обращался к ним с предложением вступить в Русскую Освободительную армию (РОА).
При отступлении немцы взорвали несколько зданий на полигоне, в том числе Дом Красной Армии, который использовали, как свой клуб, а в его подвале жестоко пытали пленных советских бойцов.
С 5 марта 1944 года Лужский полигон вошел в состав Ленинградского фронта с минимальным штатом -17 человек. Начальником полигона Ленинградского фронта был назначен полковник Михеев М.И. Команда полигона несла охрану и проводила частичное восстановление зданий полигона. Территория полигона использовалась как учебное поле для подготовки маршевых рот, отправляющихся на фронт. Несколько позже полигон получил наименование «Лужский окружной артиллерийский полигон».
Список литературы:
- История центральных артиллерийских ордена Ленина Краснознаменных офицерских курсов. Исторический очерк.- Ленинград.: Политический отдел курсов, 1958. С. 8-9.
- Лужский артиллерийский полигон (1906-2006 гг.). Исторический очерк.-СПб.: Издательство Политехнического университета, 2006. С.22-23.
- Куллама Г.З. Лужский артиллерийский полигон: исторический очерк/Г.З Куллама.– 3-е изд., испр. и доп.– Луга: Изд-во Голубева, 2010.– 140с. : (История Лужского края).
- Центральные артиллерийские офицерские ордена Ленина дважды Краснознаменные курсы имени маршала артиллерии Казакова В.И. Очерк истории.- Ленинград.: Политический отдел, 1978.С. 10-11.[schema type=»book» name=»ЖИЗНЬ И РАБОТА ЛУЖСКОГО ПОЛИГОНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГОДЫ)» description=»Статья освещает деятельность Лужского артиллерийского полигона, а также рассказывает о подвигах личного состава АКУКС при защите Лужского оборонительного рубежа. О боевом применений артиллерийских подразделений в том числе о подразделениях боевого обеспечения.» author=»Добряк Сергей Юрьевич, Дьяков Сергей Иванович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]