В российской истории института наказания экономический фактор всегда имел существенное значение, и часто этот фактор являлся решающим. Так, активное использование осужденных преступников для решения государственных задач, сначала с целью укрепления окраинных территорий, а затем в экономических интересах, началось в России уже с XVII века. В Петровскую эпоху государство значительно усиливает эксплуатацию труда преступников, а затем ее интенсивность снижается, что во многом объясняется развитием капиталистических отношений, позволившим значительно снизить дефицит рабочей силы.
После Октябрьской революции 1917 г. масштабы использования труда заключенных для решения государственных экономических задач резко увеличиваются (с конца 1920-х гг.). Причем, это делалось на идейной основе, заключающейся в том, что именно труд позволит сбившемуся с пути человеку вернуться к честной трудовой жизни в новом социалистическом обществе. Правильное само по себе суждение было, однако, гипертрофировано, и фактически места отбывания наказания в виде лишения свободы и условия содержания в них определялись не целями наказания (которые в УК РСФСР 1922 и 1926 годов, ИТК РСФСР 1924 и 1933 годов были достаточно глубоко обоснованы и имели гуманный характер), а потребностями экономики государства в дешевой рабочей силе. Так, Постановлением СНК СССР от 11 июля 1929 года на ОГПУ была возложена задача «развития хозяйственной жизни наименее доступных, наиболее трудно освояемых и вместе с тем обладающих огромными естественными богатствами окраин нашего Союза, путем использования труда изолируемых социально опасных элементов, колонизации ими малонаселенных мест». Приказом ОГПУ от 25 апреля 1930 года ставились задачи организации новых лагерей в Сибири, на Севере, Дальнем Востоке и в Средней Азии [1, с. 3].
С начала 1930-х гг. в союзном наркомате внутренних дел организационно был выделен ГУЛАГ как его структурное подразделение, который и проводил на практике экономическую составляющую исправительно-трудовой политики СССР того времени. Так, только в 1931-1932 гг. для разработки и добычи угля и нефти, лесоразработок, сельскохозяйственных и рудниковых работ организуются Ухто-Печорский ИТЛ, Вишерский ИТЛ (Пермская область), Казахстанский ИТЛ, Темниковский ИТЛ (Мордовская область), Свирский ИТЛ (Ленинградская область), Кунгурский ИТЛ (Урал), Северовосточный ИТЛ и др. Особую известность приобрели созданные в 1932 году Беломоро-Балтийский ИТЛ (Карелия) — для строительства Беломоро-Балтийского канала; Дмитрвский ИТЛ (Московская область) — для строительства канала Москва-Волга; Байкало-Амурский ИТЛ — для строительства железной дороги [2, с. 95]. Процесс создания промышленных ИТЛ сопровождался крупными организационными неувязками, неустройством быта заключенных, слабым обеспечением специалистами, низким уровнем профессиональной подготовки рабочих; в лагерях повсеместно отмечались низкие темпы работ, которые требовали, как правило, тяжелого физического труда. Вместе с тем отдельные стройки, имевшие первостепенное значение, оснащались современной по тому времени техникой; для подготовки соответствующих специалистов организовывались курсы машинистов, экскаваторщиков, трактористов и т.д.
К концу 1930-х годов ГУЛАГ превратился в крупнейшую производственную организацию страны. Его деятельность распространялась на 17 отраслей народного хозяйства, тяжелую и металлообрабатывающую, лесную и черно-металлургическую, топливную и рыбную промышленность, сельское хозяйство, капитальное строительство, дорожное и аэродромное строительство, транспорт и т.д. Бюджет ГУЛАГа исчислялся миллиардами рублей. Для выполнения работ, осуществляемых НКВД, требовалось много заключенных. И карательная машина исправно поставляла их. Основной поток заключенных шел из деревень (коллективизация). Но нужны были и высококвалифицированные специалисты. Кампания по борьбе с «вредителями» давала для ГУЛАГа таких специалистов в необходимом количестве. Знаменитая ст.58 УК РСФСР 1926 года позволяла руководству НКВД всегда иметь столько заключенных, сколько понадобится. Число заключенных в местах лишения свободы стало быстро расти. Так, если на 1 января 1934 года в лагерях и колониях содержалось 510327 человек, то через два года эта цифра составляла 1 296 494 человека [3, с. 10]. Трудом заключенных в тот период активно использовался во многих отрасли экономики, в числе которых: — лесозаготовка, добыча золота и цветных металлов, строительство в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Складывалась даже практика, когда отраслевые народные комиссариаты вынуждены были обращаться за помощью к НКВД для решения своих задач [2, с. 96].
Эксплуатация труда заключенных позволяла получать огромные прибыли, обходясь при этом сравнительно небольшими государственными дотациями на содержание исправительно-трудовых лагерей. Например, по плану 1940 года бюджет ГУЛАГа составлял 7 млрд 864 млн рублей, его доходная часть — 7 млрд 375 млн рублей [1, с. 16]. Таким образом, государство покрывало его расходную часть в объеме 488 млн рублей. Так, в докладной записке, обосновывающей бюджет, говорилось, что ГУЛАГ имеет от государства только такие ассигнования, которые получает любая другая хозяйственная организация. В документе утверждалось также, что если бы не производственная деятельность лагерей, то расходы на содержание заключенных составили бы 3 млрд рублей в год. При этом производственные планы составлялись в соответствии с пятилетними планами развития СССР [1, с. 16].
Согласно приказу НКВД СССР от 19 августа 1940 года «О переустройстве ГУЛАГа» были созданы управления промышленного и специального строительства, горно-металлургической промышленности, топливной, лесной промышленности, строительства авиационных заводов, снабжения лагерей и строек. Приказом НКВД СССР от 26 февраля 1941 года на базе отделов и управлений ГУЛАГа были организованы самостоятельные промышленные главки наркомата: железнодорожного строительства, гидротехнического строительства, промышленного строительства, лесной промышленности, шоссейных дорог и т.д. К концу 1940 года ГУЛАГу подчинялись 53 лагеря, 425 ИТК (в том числе 170 промышленных, 83 сельскохозяйственных и 172 «контрагентских»), 50 колоний для несовершеннолетних. Общая численность заключенных составляла более полутора миллиона человек [4].
Государство стремилось максимально выжать из заключенных их экономический потенциал, не особенно заботясь об условиях содержания. О каком-либо целенаправленном исправительном процессе, декларированном в исправительно-трудовом законодательстве и ведомственных нормативных документах, в тот период речи также быть не могло. В литературе справедливо отмечается, что в 1930-х годах государство, «по существу, грабило заключенных, получавших только премиальные вознаграждения в пределах 10% от ставки вольнонаемных» [3, с. 11].
Возникает вполне закономерный вопрос: а имело ли Советское государство в довоенный период иной вариант развития исправительно-трудовой политики, то есть могло ли оно отказаться от рабочей силы заключенных для решения своих экономических задач? Как нам представляется, при сложившейся системе государственного управления, характеризуемой резким усилением принципа централизации и недостаточно эффективными производственными отношениями, а также в условиях, когда СССР как социалистическое государство противопоставлял себя окружавшему капиталистическому миру на основе отнюдь не дружественных отношений, советская власть была «обречена» использовать лиц, лишенных свободы, на наиболее тяжелых и масштабных работах. В противном случае экономика не обеспечивала бы необходимой оборонной (военной) мощь советского государства.
С учетом, как отмечалось, весьма сложных и напряженных отношений советского государства на международной арене данное обстоятельство могло серьезно подорвать его внешнеполитические позиции. Допустить же угрозы реальной экономической зависимости от других стран руководство страны, конечно же, не могло. Кроме того, если оценивать деятельность исправительно-трудовой системы в целом, то, по замечанию Н.А.Стручкова, исправительно-трудовые лагеря были необходимыми элементами той репрессивной государственной машины, которая начала складываться с 1920-х годов [5, с. 22]. К этому нужно добавить, что и свободные граждане СССР, то есть не содержавшиеся в местах лишения свободы, в своем большинстве также не проживали в комфортных условиях и не находились на высокооплачиваемых должностях, и их труд в значительной части также был несвободным (достаточно назвать, например, отсутствие длительное время паспортов у крестьян, принятие в 1940 году закона, запрещавшего, по сути, рабочим увольняться с предприятий). Таким образом, в рамках выбранного страной социалистического устройства общества и сложившейся административно-командной системой его управления альтернативы экономической составляющей исправительно-трудовой политике, на наш взгляд, не было, и в этом контексте можно, по нашему мнению, говорить об объективном характере влияния экономического фактора на формирование этой политики, суть которой — предельно возможное использование дешевого труда осужденных преступников в решении государственных экономических задач.
Список литературы:
- Кириллов В.М. История репрессий в нижнетагильском регионе Урала. 1920-1950-е годы. Ч.2. Нижний Тагил, 1996. С.3.
- Детков М.Г. Содержание карательной политики советского государства при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы в тридцатые-пятидесятые годы. Домодедово, 1992. С. 95.
- Кузьмин С.И. От ГУМЗа до ГУИНа // Преступление и наказание. 1997. N 5. С.10.
- Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы, ссыльные и высланные // История СССР. 1991. N 5. С.152; Рассказов Л.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве (1917-1941 гг.). Уфа, 1994. С.273-274 и др.
- Стручков Н.А. Нужна новая концепция исполнения наказаний // Правовые и организационные основы исполнения уголовных наказаний. М., 1991. С.22.[schema type=»book» name=»ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА СОДЕРЖАНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОЛИТИКИ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ДОВОЕННОГО ВРЕМЕНИ» description=»В статье раскрывается экономическая составляющая исправительно-трудовой политики советского государства довоенного времени. Отмечается, что в условиях выбранного социалистического пути развития и при сложившейся административно-командной системе управления обществом советская власть была «обречена» эксплуатировать дешевый труд заключенных для решения народнохозяйственных задач.» author=»Упоров Иван Владимирович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-15″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]