Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

БИТВА ЗА ПЕРЕВАЛЫ ГЛАВНОГО КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА (1942-1943 ГГ.)



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . БИТВА ЗА ПЕРЕВАЛЫ ГЛАВНОГО КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА (1942-1943 ГГ.) // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Разгром немцев под Москвой стал началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Победа, одержанная Красной Армией означала, что советский народ сумел преодолеть трагические последствия внезапного нападения фашистской Германии, изменить в ходе тяжелейшего единоборства соотношение сил. В борьбе с Советским Союзом оказалась несостоятельной стратегия «молниеносной войны», обеспечившая немецкой армии легкую победу над западноевропейскими государствами. Не принес успеха «Блицкриг» немцам под Москвой. Перед всем миром была развеяна легенда о «непобедимости» фашистской армии.

Но еще достаточно силен был военно-экономический потенциал врага. В полную мощь работали на Германию ее союзники и покоренные страны Европы.

После поражения под Москвой правители фашистской Германии и военное командование решили взять реванш в южном направлении, — на Северный Кавказ и Сталинград.

В начале весны 1942 года стратегическая инициатива вновь перешла в руки врага. Немцы нанесли поражение войскам Крымского фронта, вынудив их оставить Крым и переправиться через Керченский пролив на Таманский полуостров. Наступление немцев в направлении Воронежа дало им возможность пробить широкую брешь между Брянском и Юго-Западным фронтом [6, с. 313-315].  Развивая наступление, фашисты заняли Донбасс, вышли в большую излучину Дона и создали непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу. В этом направлении в конце июля начались военные действия, которые развивались в дальнейшем со все возрастающим напряжением.

С самого начала битва за Кавказ, которая развивалась одновременно с историческим сражением под Сталинградом, приобрела большое политическое и военно-стратегическое значение. Немецким командованием был разработан план по захвату Кавказа под кодовым названием «Эдельвейс». Немцы рассчитывали, что с захватом богатейших в промышленном и сырьевом отношении районов СССР получат возможность упрочить военную экономику Германии.

Советское Верховное командование преследовало задачу не только сорвать немецкий план, остановить немецкое наступление, но и задержать здесь значительные силы противника и тем самым лишить их возможности перебросить их под Сталинград в самый решающий момент битвы на Волге.

Стратегический план, разработанный Советским Верховным командованием  оказался глубоко верным. Ход военных событий показал, что боевые действия на Кавказе значительно повлияли на исход Сталинградской битвы так же, как в дальнейшем победа под Сталинградом резко ухудшила военно-стратегическое положение немецких войск на Кавказе [3, с. 410].

Немцы в середине июля 1942 года прорвали оборону Красной Армии между Доном и Северным Донцом на широком фронте. 24 июля 1942 года наши войска вынуждены были оставить Ростов и отойти за Дон. Немецкое командование приступило к осуществлению разработанного плана по овладению Кавказом.

К  сожалению, слабо была подготовлена оборона Кавказа. К началу боевых действий было закончено не больше 30% оборонительных сооружений.

Летом 1942 года, после сдачи Армавира и Краснодара на огромной территории от Терека до Кубани практически некому было вести бои с наступающим врагом. На обозначенной территории оставалась лишь небольшая группа войск генерала Р.Я.Малиновского, которая вряд ли могла внести какие-либо существенные изменения в сложившуюся военную обстановку в данном районе.

В города Буденновск, Ставрополь, Черкесск, Минеральные Воды, Пятигорск, Нальчик противник продвигался беспрепятственно [7, с. 175].

Но на линии сел Покойное – Архангельское, далее вдоль реки Кумы, от села Нины до Минеральных Вод, а также под Черкесском наши войска оказали организованное сопротивление. Сюда по приказу Ставки Главнокомандующего были выдвинуты передовые отряды из состава Северо-Кавказского фронта [7, с. 168].

Тяжелые оборонительные бои севернее г. Черкесска вела 295-я стрелковая дивизия под командованием полковника Сафарян Н.Г.

Под Черкесском сражалась и 2-ая гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор Ф.В.Захаров. В этих боях особо отличились артиллеристы 423-го артиллерийского полка этой дивизии. При поддержке танков вражеская пехота предприняла ряд попыток прорвать оборону, но все они были сорваны умелыми действиями наших бойцов.

Несмотря на упорное сопротивление защитников г. Черкесска, немцам удалось прорваться к Черкесску у хутора Евсеевского, бросив в бой пехоту при поддержке 28 танков и бронемашин.

В тяжелых условиях для наших войск проходил первый этап битвы за Кавказ с 25 июля до 17 августа 1942 года. Враг имел большое количественное превосходство в танках, авиации и артиллерии. У наших частей отсутствовали крупные подвижные соединения, в то время как у врага танковые и моторизованные войска составляли более 40%. Враг господствовал на всем протяжении оборонительных боев в воздухе, причиняя огромный ущерб нашим войскам.

На долю советских солдат и командиров, оборонявших Главный Кавказский хребет, выпали тяжелейшие испытания. При крайней нехватке оружия, не имея баз снабжения, испытывая нехватку боеприпасов, им предстояло сдержать намного превосходящие силы противника, не пропустить врага к заветной бакинской нефти, в Закавказье.

Немецкое командование взятие Главного Кавказского хребта и переход в Закавказье возложило на 49-й горнострелковый корпус. Особые надежды гитлеровское командование возлагало на 1-ую горностелковую дивизию «Эдельвейс».  Хорошую подготовку и опыт боевых действий имела 4-ая горнострелковая дивизия. Она в основном состояла из тирольцев, для которых родной стихией были горы. Специальным горным снаряжением были укомплектованы все соединения корпуса [3, с. 102-103].

Кроме того для действий на горных перевалах в распоряжении армий «А» имелись две румынские горностелковые дивизии. Вслед за войсками в резерве группы шел корпус особого назначения  «Ф».

Немцы в середине августа устремились к перевалам центральной части Кавказского хребта [4, с. 250].

В августе – сентябре 1942 года ожесточенные бои шли на Клухорском, Эльбрусском и Санчарском направлениях. Наступавшие на перевалы немецкие войска почти в два раза превосходили защищавших перевалы советские войска. Только на Клухорском направлении фашисты бросили почти 10 тысяч солдат и офицеров. Несмотря на численное превосходство противника ему был нанесен сокрушительный удар. Опасаясь окружения, немцы начали отступление, однако бои за Клухорский перевал продолжались до наступления зимы в горах, до конца октября. И только в январе 1943 года немцы под напором наших войск оставили перевал [3, с.145].

Особо отличившийся в этих боях 121-й горнострелковый полк был награжден орденом Красного Знамени. Сотни солдат и офицеров погибли при защите Клухорского и Нахарского перевалов [5, с. 242-243].

Особые надежды немцы возлагали в разгроме советских войск на Эльбрусском направлении. Наступление немцев в этом направлении началось успешно. 21 августа они поднялись на вершину Эльбруса, где и установили знамя со свастикой. Захват некоторых перевалов Эльбруса и установление на нем фашистского флага немецкая пропаганда преподносила как «начало новой эры», как скорый разгром Советского Союза [4, с. 251]. Но в сентябре положение немцев резко ухудшилось. В тыл фашистской группировки прорвался отряд особого назначения 27-ой армии и разгромил фашистов в течение 11-20 сентября. Таким образом, очередная попытка фашистов прорваться в Закавказье провалилась. Немецкое командование принимает решение, сосредоточив свои силы на Марухском, Санчарском  направлении выйти к Черному морю любой ценой.

Бои на северных скатах Марухского перевала, который защищал 810-й полк, усиленный одним батальоном 808-го полка начались 28 августа. Особо упорные бои шли за ледник Кара-Кая, который преграждал гитлеровцам путь к южным склонам Марухского перевала. Подтянув свежие силы, при поддержке артиллерийского, минометного огня, авиации 30 августа противник беспрерывно атаковал позиции советских частей. Отрезанный от главных сил, героически дрался с врагом 2-й батальон 810-го полка, почти полностью погибли бойцы 4-ой и 6-ой стрелковых рот, но никто не отступил ни на шаг. В тяжелом положении были и другие подразделения 810-го полка [1, с. 37-38].

Участники тех событий «эдельвесовцы» вынуждены были признать мужество бойцов 810-го и 808 полков, которые стояли насмерть. Спустя много лет бывший командир дивизии «Эдельвейс» генерал Г.Ланц писал: «… на Марухском перевале проходили бои с переменным успехом. 28 августа 810-й грузинский стрелковый полк с выделенными автоматными ротами занимает высоту 3012 и угрожает эти самым нашему правому флангу в Марухской долине. Боевой отряд альпинистов получил приказ взять перевал. В начале сентября 1-ая горная дивизия находится на высокогорном  фронте, шириной своей охватывающем 80 км, в наступлении и обороне. Неповторяемы события тех недель в скалах на льду. До середины сентября усиливается вражеский натиск на север. Каждому благоразумному становится ясно, что наша высотная точка пройдена. Сил не хватает. Прорыв через Главный Кавказский хребет должен быть остановлен…» [2, с. 107, 129].

Немцы к вечеру 5 сентября ввели в бой главные силы альпийской дивизии «Эдельвейс» и при поддержке авиации и артиллерии овладели Марухским перевалом. Защитники перевала 9 сентября предприняли наступление, но успеха не имели. Ожесточеные бои за высоту 1176, которая являлась вратами Марухского перевала, велись до 25 октября. Бои за перевал завершились тем, что господствующие высоты были взяты силами 1-го батальона 810-го полка и батальонами 155-й и 107-й стрелковых бригад.

Советские воины, отрезанные от внешнего мира, без средств связи, в летнем обмундировании стояли насмерть, сражаясь до последнего вздоха. Все они, защитники перевалов Главного Кавказского хребта, до конца выполнили свой долг перед Отечеством, сдержали натиск врага, а затем и разгромили хваленные немецкие дивизии, специально обученные для военных действий в горах, проявив несгибаемую волю к победе [1, с. 51-52].

Врагами советских бойцов были не только немцы, к ним прибавились еще холод и голод. Особенно тяжело приходилось бойцам, которые находились на самом перевале. Зима в горах была исключительно суровой. Командование Кавказским фронтом прилагало все возможные усилия, чтобы облегчить положение защитников перевала не только в борьбе с врагом, но в борьбе с холодом и голодом.

Тяжело раненных наших бойцов приходилось оперировать в землянках, часто засыпаемых снегом. Сотни раненных бойцов и командиров вынесли с поля боя на перевалах санинструкторы Полина Губенко, Ольга Пакуль, Иван Перепеченко.

Санинструктор 155-й стрелковой бригады Аня Дутлова, находясь в одном взводе с мужем лейтенантом Иваном Дутловым, под пулями врага, по льду выносила с поля боя раненных, перевязывала их, оказывала первую помощь. В самую тяжелую минуту, когда взвод был окружен противником, Аня и ее муж лейтенант Дутов написали два заявления одного и того же содержания: «Желаю коммунистам биться с врагом,… звание коммуниста оправдаю с честью». Заявления супругов были удовлетворены, но командира взвода Ивана Авдеевича Дутлова приняли в партию уже посмертно» [2, с. 107, 135].

Каждый защитник перевалов, на каком месте он не находился, проявлял беспримерное мужество и героизм. Связист Василий Федоров, устраняя порыв телефонной связи вынужден был вступить в бой с прорвавшейся группой ягерей. Неожиданно автомат замолк – кончились патроны. Герой погиб. Приказом по войскам 46-й армии Василий Федоров был награжден орденом Отечественной войны II степени [2, с. 141, 142, 145].

Видя неизбежную гибель, враг неистовал в бессильной злобе. О чудовищных зверствах «эдельвейсовцев» рассказывали защитники перевалов. 12 наших автоматчиков, будучи окруженными, погибли в неравном бою. Немцы на этом не успокоились, не могли оставить в покое трупы погибших бойцов – всем отрезали головы. Наши разведчики в оставленных фашистами землянках находили труппы зверски замученных женщин.

Ожесточенные бои за перевалы велись еще на одном направлении – Санчарском. С временным успехом началось наступление немцев на Санчарский перевал. Им удалось овладеть южными склонами перевала. 28 августа фашисты захватили небольшой аэродром в местечке Псху и попытались его использовать для переброски по воздуху подкреплений.

Для отпора врага в этом районе наше командование создало Санчарскую группу войск. Части Санчарской группы 16 сентября перешли в наступление и к 20 октября овладели группой Санчарских перевалов. Остатки вражеской группировки отшли на северные скаты Главного Кавказского хребта. С приходом зимы активные военные действия на этом направлении прекратились [3, с.45].

Умпырский и соседние перевалы фашисты атаковали в конце августа двумя батальонами «тирольцев». Оборону на перевалах держали две роты 174-го полка 20-ой горнострелковой дивизии. Ценой огромных потерь немцам удалось захватить Умпырский перевал, но остальные перевалы оказались неприступными. Получив подкрепление, советские горные стрелки отбросили противника от перевалов. За эти бои 174-й горностелковый батальон был награжден орденом Красного Знамени.

Новое наступление советских войск началось 4 октября. Не выдержав мощного удара наших частей, фашисты отошли на  северные склоны Главного Кавказского хребта. Первые километры территории Карачая и Черкесии были освобождены.

Немцы на Кавказе никогда не чувствовали себя в безопасности. Своему верховному штабу командование фашистской группировки армии «А» сообщало: «Мы потеряли около 5000 солдат и офицеров, сотни машин. Нам придется держать большие гарнизоны в каждом ущелье, бросать крупные силы для охраны дорог и троп…» [3, с. 150].

Осенью 1942 года наступление германских войск на перевалах Главного Кавказского хребта было остановлено. В январе 1943 года фашисты были отброшены с перевалов. Оказался сорванным план немецкого командования по овладению Главным Кавказским хребтом и проникновения в Закавказье.

Поражение немцев на перевалах позволило советскому Верховному Главнокомандованию выиграть время, накопить резервы и усилить ими Закавказский фронт.

Список литературы:

  1. В суровые годы войны. Ставрополь, 1978.
  2. Гнеушев В., Попутько А. Тайна Марухского перевала. М, 1971.
  3. Гречко А.А. Битва за Кавказ. М, 1967.
  4. Напсо Д.А.. Надежда и доверие. Черкесск, 1993.
  5. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1972.
  6. 50 лет вооруженных Сил СССР М, 1968.
  7. Тюленев И.В. Через три войны. М, 1972.[schema type=»book» name=»БИТВА ЗА ПЕРЕВАЛЫ ГЛАВНОГО КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА (1942-1943 ГГ.)» author=»Карданова Ася Хусиновна, Шенкао Маргарита Башировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found