Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ВЫСТАВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1980—2000-Е ГГ. | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ВЫСТАВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1980—2000-Е ГГ.



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ВЫСТАВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1980—2000-Е ГГ. // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Изменения политической, экономической и социокультурной ситуации в России,  приобретшие кардинальный характер на рубеже 1980 — 1990-х гг., затронули все направления музейной деятельности. Главной задачей, стоявшей перед коллективом Томского краеведческого музея на рубеже веков, являлась разработка новой экспозиции. Дело в том, что с конца  1980-х гг.  музей, закрытый сначала на косметический, а затем и капитальный ремонт,  не имел постоянной экспозиции. Созданный тогда же проект экспозиции, в основу которого были положены формационное членение экспозиционного пространства, устаревшие, использовавшиеся еще с 1930-х гг.  тематический и систематический методы показа, невозможно было осуществлять в новых условиях. По мнению руководства и научных сотрудников музея,  требовалась модернизация экспозиционных планов, создание  впечатляющей, эмоционально-выразительной, зрелищной экспозиции [1. Л. 2.].

В ТОКМ была сформирована творческая группа в составе  Л.А. Тимофеевой, Е.А. Андреевой, Н.А. Тучковой, Ю.К. Рассамахина, Т.П. Смердиной, Е.Б. Родионовой, Т.Ю. Назаренко, Л.Н. Приль  во главе с заместителем директора по культурно-образовательной работе Н.Л. Сенюковой.  Силами этой группы началась разработка нового  экспозиционного проекта, который был завершен в 2003 г.

Авторами будущей  экспозиции  в ее основу были взяты положения концепции, предложенной в 1984 г. заместителем директора музея по научной работе Н.Я. Сергеевой. Они позволяли разработать новую структуру краеведческого музея, отойдя от «традиционной» (природа – история досоветского общества – история  советского общества). В качестве ведущей идеи экспозиции  данная  концепция  выдвигала идею  выявления  на  краеведческом  материале  отношения внутри концепции «природа – общество – человек». Эта концепция предлагала свежий,  современный подход к структуре краеведческого музея. Будущая  экспозиция предполагалась в виде четырехчастной системы.

Первая часть экспозиционного плана  включала два раздела: 1. Томский край (территориальное, административное, социально-экономическое представление о Томской области). 2. Человек в мире (представление о взаимосвязи человека и природы, отраженное в  последовательно сменяемых экспозиционных комплексах,  посвященных миру и его отражению в языческом, монотеистическом и научном мировоззрении). Во второй части планировалось 7 разделов: 1. Древнейшее прошлое края до XVII в. (расселение и образ жизни коренных и пришлых этносов, часть из которых имеет  связи  с  современными аборигенными сибирскими этносами). 2.  Коренное население края в XVII в. и его традиции природопользования. 3. Присоединение края к Русскому государству  (создание Томского острога и других крепостных сооружений Томского края, первые монастыри). 4.  Край в XVII–середине XIX в. (характеристика  традиционного крестьянского уклада, показ территории Томской губернии, особенностей ее развития в связи с разработкой алтайских месторождений). 5.  Основание Томского университета;   становление Томска как ведущего центра исследования зауральской территории России. 6. Томский край в конце XIX–начале XX в. (строительство Сибирской  железной  дороги, изменения в природно-хозяйственном,  социокультурном,  бытовом  укладах  Томского края). 7.  Проблема  выбора; будущее  Сибири  и  Томского края в представлениях общественно-политических и культурных деятелей; обострение многих проблем развития, в том числе отношения между сибирскими губерниями и центром страны.

Третья часть экспозиции «Актуальные проблемы Томского края XX–начала XXI в.» проектировалась в формате  сменных  выставок. Намечены были такие темы:  «Природно-хозяйственный комплекс Томского края», «Томские ученые и освоение Западной Сибири», «Город и экология». Четвертая часть содержала материалы о ратной истории томичей, начиная от Томского пехотного полка, сформированного на томской земле в конце XVIII в., включая участие томичей в войнах   XIX – XX вв. и завершая   участием  в локальных военных конфликтах последней четверти  XX в.

Осуществление экспозиционных планов предполагалось с использованием таких методов построения экспозиции, как коллекционный, ансамблевый, ландшафтный, комплексно-тематический, музейно-образный. Был составлен подробный тематико-структурный план новой экспозиции, в котором указывались все разделы, темы, комплексы и конкретное предметное содержание каждого комплекса. Например, тема «Томск – административный, экономический, духовный, культурный центр губернии в XIX в.» включала в числе других комплекс «Основные социальные группы городского населения Томска». Содержание комплекса  планировалось раскрыть с помощью подлинных документов, портретов и фотографий  известных горожан, представить  также городские типажи. Используя коллекции мебели, тканей, предметов прикладного искусства из фондов музея, авторы экспозиционного плана предлагали реконструкцию уголка гостиной в доме золотопромышленника И.Д. Асташева.

 Научная концепция и выполненный  профессиональными дизайнерами архитектурно-художественный проект постоянной экспозиции ТОКМ были утверждены ученым советом музея, получили положительный отзыв  научно-методического совета Государственного исторического музея, Центра проблем информатизации культуры Министерства культуры РФ. Проект новой экспозиции  был также одобрен научным советом музеев Сибири, имел положительные отклики от участников  ряда научно-практических конференций. Новую стационарную  экспозицию  Томского областного краеведческого музея планировалось открыть в  2004 г., когда Томск праздновал свой  400-летний юбилей. Кроме того, в 2004 г. отмечалось 200 лет со времени образования Томской губернии и 60  лет Томской области. Однако по причине отказа в выделении  денежных средств на подготовку экспозиции ее проект не был реализован. Но идеи и конкретные наработки в ходе выполнения экспозиционного проекта использовались  на практике во время реэкспозиции Нарымского музея политической ссылки в 2001 г., создания стационарной экспозиции «Томичи в боях за Родину» (в здании бывшего гарнизонного Дома офицеров в 2005 г.), в оформлении ряда корпоративных музеев.

В отсутствие постоянной экспозиции в Томском краеведческом музее,  при явном недостатке технических средств, фондового оборудования, выход нашли в организации временных выставок. В условиях определенной нестабильности начала  1990-х гг. именно выставочная деятельность оказалась наиболее приемлемой. Во-первых, выставки не требовали таких больших затрат, как стационарная экспозиция, их можно было гораздо быстрее корректировать и изменять. Во-вторых, наличие на выставках  подлинных музейных предметов отвечало основным задачам и функциям музея и давало музейным сотрудникам чувство удовлетворенности своей работой.

В 1990 – 2000-х гг. ТГОИАМ (ТОКМ) организовывал  выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, в выставочном зале г. Северска, в помещениях Томского высшего военного командного училища связи, а затем и в собственных помещениях. Популярностью пользовались такие выставки, как «Бабья дорога от печи до порога» (по этнографии русских), «Наше наследие» (к 70-летию Томского краеведческого музея), «Буддийская коллекция ТОКМ», «Дамский мир» (совместно с томскими коллекционерами и Томским драматическим театром), «Сибирское искусство. Связь времен» (совместно с ТОХМ и МАЭС ТГУ), «Томичи – защитники Отечества»,  «Дочери Сарры», «Томская власть: вчера, сегодня, завтра». Проводились  временные выставки, приуроченные к определенному событию или празднику, например,  «Томская масленица», «Пасха», «Открытие Сибири». Осуществлялись передвижные выставки –  «По дорогам войны», «Юные томичи Томску», «Народные промыслы и ремесла Сибири» и др. Кроме того, в залах Томского краеведческого музея проводились выставки материалов из музейных фондов Северска, Омска, Новокузнецка, Санкт-Петербурга.

За выставками культурно-исторической тематики последовала работа по изучению старинных ремесел. Как следствие, в 1998 г. в Томском музее были подготовлены и проведены выставки «Бисерное чудо», «Второе рождение дерева» [ 2. Л. 10.].

Сотрудники музея создали ряд долговременных  выставок, работавших по несколько лет и частично возмещавших отсутствие постоянной экспозиции. Именно такую роль сыграли  выставки «Животный мир Томской области»,«Искусство ГУЛАГа», «В гостях у господина Асташева».

 Для расширения информационного поля музея в 1999 г. в Интернете открылась музейная страница «По выставкам Томского краеведческого музея». Первыми были показаны выставки «Пейзаж П.М. Кошарова» и «Дочери Сарры». А в 2000 г. был создан музейный web-сайт, на котором размещается  информация о музее, его структуре, коллекциях, публикациях, текущих выставках, дается краткое описание выставочных экспонатов. Разработкой и последующим пополнением сайта занимались сотрудники музея Е.Д. Кижнер и Д.В. Загоскин  [3].

Список литературы:

  1. Архив Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова (ТОКМ). Оп. 1. Д. 1324. Л. 2.
  2. Архив ТОКМ. Оп. 1. Д. Л. 10.
  3. https://tomskmuseum.ru/ (дата обращения – 12.03.2015)[schema type=»book» name=»ЭКСПОЗИЦИОННАЯ И ВЫСТАВАЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В 1980—2000-Е ГГ.» description=»В статье были изучены условия и обстоятельства создания новой экспозиции Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова на рубеже веков; раскрыта концепция новой экспозиции; дана характеристика временным выставкам.» author=»Григорьева Светлана Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found
slot gacor slot gacor slot gacorslot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor streaming bola slot gacor slot demo slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor