Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ТРАДИЦИЯ МЭНГЭ ТААС В КУЛЬТУРЕ САХА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ТРАДИЦИЯ МЭНГЭ ТААС В КУЛЬТУРЕ САХА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

В изучении материальной и духовной культуры народов мира огромное значение имеют вопросы,  связанные с  представлениями человека о жизни и смерти.

Вместе с тем в специальной литературе нет широкого освещения тех изменений в поминальных сооружениях якутов, связанных с принятием христианства  и перехода к практике применения каменных памятников.

В связи с этим  целью нашей работы является исследование термина  и понятия «мэнэ таас» как мемориального комплекса старинных якутов.

Исходя из темы исследования нами поставлены следующие задачи:

  1. Выяснить значение термина «мэнэ таас»
  2. Выявить и рассмотреть истоки водружения каменных памятников и провести параллели с каменными погребальными изваяниями древних народов Центральной Азии
  3. Рассмотреть изменения в материальной культуре якутов под влиянием русской культуры и христианства
  4. Выявить местонахождение и дать классификацию памятников «мэнэ таас» на территории IV Мальжагарского наслега

Термин «мэнэ таас» по своей структуре состоит из 2 лексических единиц: «мэнэ» и «таас». По словарю Э.К. Пекарского «мэнэ» приводится как «непреходящий, вечный; большой, обширный, пространный». Для полноты картины почетный академик привел параллели из древнетюркского, монгольского и бурятского языков.

Якутский лексикограф Г.Ф. Сивцев  внес в это определение существенное дополнение, сообщив, что «мэнэ» также употребляется в значении «надгробный памятник, могила». Профессор Антонов Н.К. провел параллель с древнетюркскими словами мэнгу, бэнгу (эр мэнгу – памятник герою; бэнгу – вечный памятник). В половецком языке XIII века  существовали слова менги, мегу, мегулук. По мнению Антонова Н.К. от этих слов и произошло русское слово «могила», что, на наш взгляд, вполне справедливо, так  как половцы  были ближайшими соседями  Киевской Руси.

В якутских преданиях упоминается имя Мэнэ Бэргэн,  сын Болотой Орхона, внук легендарного Эллэя. Известный топонимист М.С. Иванов — Багдарыын Сулбэ  выяснил, что «мэнэ»  является антропонимом и становится топонимом уже в значении «могила, памятник».

 В изучении термина «мэнэ таас» необходимо в первую очередь дать общую характеристику надмогильных сооружений якутов. Р.И. Бравина выявила 5 типов монументальных деревянных сооружений.

  1. Первый тип – так называемые чардатные надмогильные сооружения. Это четырехугольный сруб из 3-4 венцов с двухскатной крышей и массивным коньком, концы которого оформлялись в виде конских голов.
  2. Второй тип надмогильных сооружений составляют конструкции по внешнему виду напоминавшие якутскую юрту – балаган.
  3. Третьим типом надмогильных сооружений являются многоугольные срубы, имеющие шесть или восемь углов. Было два варианта – с конической крышей и с плоской.
  4. Четвертый тип – четырехугольные срубные сооружения с берестяной покрышкой и земляной насыпью.
  5. К пятому типу отнесены сооружения, которые связаны с русской архитектурой и строительной техникой. Углы срубов рублены «в лапу», имеются четырехскатные крыши. Иногда сооружения представлены в виде часовен.

Традиционными элементами надмогильного комплекса якутов также являлись коновязи-сэргэ и перекладины-куочай на дереве или на столбах.

Первые четыре типа вместе с коновязями-сэргэ и жертвенными перекладинами-куочай являются характерными для якутских погребений XV-середины XIX веков. Эти же четыре типа наряду с сэргэ и куочаем имеют прямые аналогии с надгробными сооружениями древних кочевых народов степной Азии. Прослеживается преемственность не только в сооружениях, но и в устройстве внутримогильных камер грунтовых погребений.

Традиции установки каменных  изваяний в якутской погребально-поминальной обрядности появляются с середины XIX века с момента широкого распространения русской культуры и массовой христианизации. Но мы всё же склонны связывать истоки этой традиции с древнетюркским миром.

Древние скифы имели обычай ставить валуны с выбитыми на них изображениями скачущих оленей, сценами охоты и т.д. Эти так называемые «оленные камни» широко распространены в  причерноморских степях, на Алтае,  в монгольских степях.

Древние тюрки устанавливали ряды каменных столбиков рядом с поминальными сооружениями. По свидетельству китайских хроник, описывающих погребальный обряд тюрков – тугю, эти столбики – балбалы ставились по числу врагов, убитых самим погребенным.

От древнетюркской эпохи сохранились также каменные стелы с выбитыми надписями, посвященные каганам Бильгэ, Кюль-Тегину и Тоньюкуку. Они также входили в комплекс могильных сооружений этих правителей.

Для более полного и широкого освещения термина «мэнэ таас», были рассмотрены каменные надмогильные памятники, находящиеся на территории IV-мальжегарского наслега в Хангаласском улусе.

Местонахождение этих памятников:

  • местность Ат Дабаан
  • местность Кытыл кутуруга
  • устье речки Уодэй
  • местность Быhагас
  • устье речки Улахан Тарын
  • местность Бачык
  • местность Ой Мураан

          Хронологические рамки установки памятников «мэнэ таас» также легко определить – это вторая половина XIX века – 20-е гг. XX века.

          Все рассмотренные нами памятники «мэнэ таас» можно объединить в три основных типа:

  1. I тип. Представляют собой четырехугольные продолговатые плиты, установленные в горизонтальном положении.
  2. II тип. Четырехгранные каменные столбики с вычурными формами.             Некоторые из них имеют навершия в форме шара.
  3. III тип.     Вертикальные плиты на массивном постаменте.

Отдельно от этих типов выделяется один памятник в местности Бачык, по форме напоминающий стилизованное сэргэ. Он вызывает наибольший интерес, так как усматривается в нем отголосок якутской дохристианской традиции установки коновязи сэргэ рядом с могилой.

В Хангаласском улусе происходили события, имеющие грандиозные последствия в истории всего народа. Сосуществование якутского и русского народов, взаимопроникновение и взаимовлияние их культур еще долго будет уникальной чертой данного улуса. Именно это во многом и предопределило выбор тематики данного исследования.

Таким образом, рассмотрев специальную литературу и письменные источники можно выявить ряд особенностей в изучении материальной культуры якутов:

  1. Использование камня как материала при сооружении надмогильных памятников на территории расселения якутов не выявлено в хронологических рамках XV- середина XIX вв. Это могло быть вызвано тем, что вообще камень как материал практически не использовался в культуре якутов.
  2. Установка каменных постаментов, памятников и изваяний прослеживается с середины XIX века, т.е. со времени широкого распространения христианства. Но при этом, все новое – это хорошо забытое старое. Навязанная с принятием христианства традиция могла пробудить генетическую память народа, что и привело к безболезненному и быстрому переходу к практике установки каменных памятников.
  3. Далекие предки якутов, несомненно, были знакомы со стелами и каменными балбалами древних тюрков, а может быть, и сами практиковали сооружение каменных изваяний.
  4. Три случая обнаружения камней в погребальной практике дохристианских якутов зафиксированы на территории Хангаласского улуса. Сам этот факт является весьма интересным и требует дополнительного исследования.

Список литературы:

  1. Антонов Н.К. Материалы по исторической лексике якутского языка. – Якутск, 1971
  2. Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII-XVIII вв.) – Якутск, 1996
  3. Бравина Р.И. Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.) – Новосибирск, 2008
  4. Гоголев А.И. Историческая этнография якутов: учебное пособие. – Якутск: Якут.ун-т., 1980
  5. Иванов М.С. Топонимика Якутии. – Якутск: Бичик, 2004
  6. Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. – Якутск, 1971
  7. Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: 1996
  8. История мировой культуры. Новейший справочник школьника. – М: Слово, 2007
  9. Энциклопедия для детей. Религии мира. – М: Аванта+, 1992
  10. Антонов Н.К. Былыргы тюрк тыла (VI – VIII уйэлэр) – Якутскай, 1970
  11. Саха тылыгар комо тылдьыт: эргэрбит, кэлим тыллар,омонимнар. – Дьокуускай, 2004[schema type=»book» name=»ТРАДИЦИЯ МЭНГЭ ТААС В КУЛЬТУРЕ САХА» author=»Кельцинова Туяра Ивановна, Атласова Саргылана Серафимовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot terbaru slot demo slot gacor slot terbaru slot gacor slot dana rtp slot server luar slot gacor slot gacor
404: Not Found