Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Исторические науки. ; ():-.

Революционные события 1917 г. изменили этническую карту Москвы. Новая власть в целях поисков своей социальной опоры была вынуждена обратиться к представителям различных национальных групп, проживавших на территории бывшей империи. Различные народы на равных условиях были приглашены к участию в общественно-политической жизни страны. Одной и активных форм такого участия стали национально-этнические объединения, деятельность которых была особенно заметна в новой столице Советского государства Москве.

В сложные 1920-е г. этнические объединения были формой экономического и политического выживания представителей различных народов. Общества и союзы помогали своим членам деньгами, продуктами, жильем. Иногда такая помощь шла вразрез с коммунистической доктриной пролетарского государства даже в условиях Новой экономической политики. Однако в силу «бедности органов управления» и «отсутствия средств на субсидии большим группам бедствующего национального населения города», советская власть должна была признать эти союзы[1], выполняя тем самым положения принятой большевиками национальной политики.

Деятельность национально-этнических организаций регламентировалась декретом ВЦИК Совета Народных Комиссаров РСФСР от 03.08.1922 «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и порядке надзора за ними»[2]. Согласно декрету регистрация негосударственных общественных объединений была возможна только после подачи проекта Устава обществ в Административный Отдел Московского Комитета РКП(б) и его утверждения. Организации должны были указать в проекте Устава средства дохода, цели существования, представить списки учредителей общества для исключения «лишенцев» из участия в общественной жизни. Нарушение прописанных в утвержденном Уставе организации пунктов грозило ликвидацией общества. Все наиболее крупные этнические группы Москвы имели свои культурно-просветительские общества, союзы и другие представительства, деятельность которых, несмотря на заявленный некоммерческий характер, имела экономическую составляющую.

В некоторых случаях за представителями конкретного этноса были закреплены определенные виды занятости. Среди ассирийского населения Москвы была особенно распространена профессия чистильщика обуви, этот труд был прост и понятен ассирийскому населению. Поэтому Союз Ассирийцев, созданный в Москве в 1922 г., монополизировал этот род деятельности, арендовав все места для чистки обуви в городе. Для того, чтобы удержать эти хлебные места, Союз принуждал ассирийцев пополнять его ряды, ибо «не члены союза не имели права заниматься чисткой обуви, а это было их единственным средством заработка»[3].

Более полное представление о деятельности национально-этнических сообществ дает изучение материалов польского культурно-просветительского общества «Труд». 26 февраля 1922 г. в Москве прошло общее собрание коммунистов-поляков, в котором приняло участие 220 человек. Собрание констатировало, что для ведения «культурно-просветительской работы и для изыскания средств для нужд польских рабочих, детских садов и национальных клубов необходимо организовать общество самопомощи»[4].

Устав общества «Труд» был зарегистрирован 21 августа 1922 г. Общество ставило себе целью осуществление культурно-просветительной деятельности среди польского населения, проживавшего в Советской республике. Но в большей степени деятельность общества сосредоточилась в Москве. Общество имело возможность брать под патронаж школы, детские дома и другие учреждения при условии полного их содержания. Еще 16 сентября 1921 г. в ведение общества «Труд» перешла польская школа имени Розы Люксемург. Она была передана обществу по договору с Московским Отделом Народного образования (МОНО) и Хамовническим отделом народного образования (ХОНО)[5]. В дополнение к этому 25 января 1922 г. общество «Труд» по договору с Народным комиссариатом просвещения получило под свое попечение Московский польский детский дом «Красная звездочка», расположенный по адресу Большая Молчановка, д. №3 вместе «со всем прилегающим инвентарем»[6].

19 октября 1922 г. руководители общества «Труд» обратились к ХОНО с просьбой передать им в ведение кустарные мастерские, организованные при указанных выше школе и детском доме. В сопроводительном письме было написано: «Польское культурно-просветительное общество «Труд» ставит своей целью развитие польского школьного дела на территории РСФСР. Обращаемся к вам с просьбой предоставить в пользование общества организованные при школе Р. Люксембург и польском детском доме мастерские на следующих условиях: мастерские обязательно обучают детей ремеслу в течении 2 часов в день, мастерские отчисляют 10% дохода в пользу школы, после 3-х лет мастерские полностью переходят в пользование детского дома. ХОНО представляем весь необходимый инструмент, а общество «Труд» берет на себя все расходы по организации штата»[7]. Такие условия устраивали органы просвещения. Мастерские также перешли в распоряжение общества.

Получив на содержание детский дом и школу, члены общества активно изыскивали средства на осуществление их деятельности. Для получения средств был открыт кинотеатр «Сфинкс», который приносил обществу доход. Помимо проката кинофильмов доход приносила сдача в аренду помещений кинотеатра. Так, в апреле 1922 г. был сдан в аренду зал на 3 этаже здания кинотеатра преподавателю 1-го рабочего театра Московского Пролеткульта К.В. Матошу, который предложил «арендную плату …..1400 рублей…..за 3 месяца вперед»[8].

Помимо дохода от кинотеатра общество активно привлекало государственные инвестиции. На содержание детского дома и школы общество «Труд» просило помощи у различных государственных учреждений. В преддверии зимних морозов 1922 г. Правление общества отправило заявку на имя начальника Центрального управления Лесной промышленности об отпуске 50 куб. дров, 200 арш. мануфактуры, 50 досок. В ней они писали: «Общество «Труд», исходя из культурно-просветительных целей, и располагая очень скромными ресурсами, не могло обеспечить подведомственные ему учреждения в связи с наступлением зимы, что ставило под угрозу здоровье детей, находившихся в училище с разбитыми окнам дырами в полях. Руководство общества было уверено, что просьба будет удовлетворена, и потому приносило  благодарность  «от имени общества и сотен детей, находящихся на попечении»[9]. Результатом было сообщение: «Центральное Управление Лесной промышленности согласилось отпустить 50 кубов дров для отопления детского дома. Получено нами 25 кубов. В виду усилившихся в этом году морозов правление общества просит довести до конца доброе дело, начатое Вами и разрешить на отпуск остальные 25 кубов»[10].

Общество «Труд» старалось всячески снизить свои расходы, в том числе налоговые и коммунальные выплаты. Интересные события, связанные с оплатой налогов обществом происходили в 1923 году:

 — 25.08.1923 г. из Финансового отдела Московского Комитета РКП(б) в Общество «Труд» пришло постановление о штрафе за несвоевременную регистрацию. В ответном письме Правление общества указало, что «администрация не руководствовалась никакими злыми намерениями. Общество просит обратить внимание на то, что они содержат школы и детский дом. Общество просит Вас о снижении штрафа. Это произошло исключительно по вине администратора, которому сделан выговор с занесением»[11].

-12.11.1923 г. Правление «Труд» обратилось в Московское Энергетическое Управление с просьбой снять пени за электроэнергию[12].

-23.12.1923 г. в обращении к начальнику Налоговой комиссии руководство «Труд» просило снизить размер подоходного налога: «Получено Ваше извещение с требованием уплатить с 25 февраля сбор за первую четверть 1922 года в сумме 22 рубля деньгами 1923 г. Мы известили, что наш оборот в 200 000 рублей в год. «Труд» просит понизить процентное обложение исходя из пролетарского характера и культурно-просветительных целей»[13].

Кинотеатр «Сфинкс» был важным средством пополнения бюджета общества, его деятельность всячески оберегалась. Правление общества «Труд» посылало запрос о снижении налогов на «Сфинкс», отстаивая его культурно-просветительское значение: «Громадный налог пожирает весь доход, делает предприятие убыточным. Принимая во внимание, что «Сфинкс» не несет спекулятивный характер, просим освободить нас от налогов: 1. плата за патент; 2. от 5% в пользу МОНО; 3. от 5 % в пользу Мос. Фильма; 4. налог за право содержать буфет»[14].

При возможности общество старалось получить государственную поддержку и в получении прокатного материала для работы кинотеатра. В 1923 г. руководство отправило запрос следующего содержания: «Общество «Труд» ставит себе целью культурное обслуживание польских национальных масс, проживающих в Москве, проводит лекции и обеспечивает киноматериалом, для этого просит обеспечить их необходимым материалом.  Будучи уверенным, что правление Государственного Кино не откажет, «Труд» просит выделить ему 2 документальных фильма по естественным наукам»[15].

6 и 7 октября 1924 г. общество провело детский праздник в честь Октябрьской революции, в программу которого был включен просмотр детского фильма в кинотеатре «Сфинкс». Общество обратилось к Госкино и на этот раз: «Не располагая необходимыми средствами, общество «Труд» просит Вас разрешить лекторскому отделу отпустить бесплатно 6 и 7 числа кино детского характера. Детский праздник устраивается для детей школы Розы Люксембург и польского детского дома. Планируется собрать до 440 детей»[16].

Несмотря на заявленный некоммерческий характер общества, некоторые сборы от показов в кинотеатре «Сфинкс» шли в пользу работников. Из письма в Правление Госкино следует, что в 1923 г. Общество «Труд» просило отпустить картину «Принц Веселия» на 1 день 14 февраля по сниженной цене. Все предполагалось пустить в пользу сотрудников кинотеатра «Сфинкс»[17].

 24.02.1924 г. по наряду № 647 Мосэнерго (МОГЭС) решено было за неуплату долга «снять счетчик и выключить ток у абонента Польское культурно-просветительское общество «Труд» по адресу Милютинский 18»[18]. На это «Труд» отправило запрос в Правление объединенных государственных электростанций: «С переходом целого ряда гос. учреждений на хозрасчет «Труд» оказалось в тяжелом, почти безвыходном положении. Дабы не допустить в полной остановке просветительскую работу по почину Польбюро, с целью изыскания средств общество открыло кинотеатр «Сфинкс», чистый доход которого идет на удовлетворение нужд общества и содержание школы имени Р. Люксембург и детского дома «Красная Звездочка». Общество получило счет за пользование электрического тока, в котором общество приравнено к частным представителям, целью которых является получение прибыли. «Сфинкс» не является предприятием спекулятивного характера. «Труд» просит Вас понизить тариф. И произвести пересчет по самому льготному принципу»[19].

К великому сожалению, ответы на все эти письма в архивных материалах отсутствуют и поэтому неизвестно, какой был результат по этим обращениям со стороны партийных и государственных органов.

В 1923 г. деятельность общества «Труд» вышла за рамки Москвы. Общество взяло в аренду колхоз «Майданово» в Клинском уезде Московской области и прилагающийся к нему инвентарь, уплатив 261 579 руб. 25 коп.[20]. Однако об активной деятельности общества в этом направлении, и ее результатах материалов нет.

Весной 1923 г. обществом была предпринята попытка организовать в Москве целлюлозное производство: «С этой целью предполагается арендовать у частных лиц здания со всем его инвентарем»[21]. Для осуществления этой цели общество «Труд» сделало запрос в Народный комиссариат труда с просьбой выделить 2500 килограмм целлюлозы с тем, чтобы она была бы употреблена для производства разных изделий[22]. Общество планировало получить целлюлозу бесплатно, а затем после продажи готовой продукции получить деньги на содержание детского дома и школы.

Все национально-этнические общества фактически были формой представительства своих членов перед советскими органами, и тем самым отвечало за их действия. Возникали конфликты, из-за которых приходилось объясняться с госорганами Москвы. Так произошло событие 04.01.1923 г. по делу об административном правонарушении вследствие неправильной аренды помещений членами общества «Труд» Канчинским и Боресовским, которые были вызваны в Губернский отдел НКВД РСФСР.

В ответ Правление общества направило письмо: «Тов. Канчинский и Боресовский не являются собственниками помещения. Товарищи занимают ответственные советские и партийные посты и ограничены во времени, и должны быть предупреждены предварительным извещением за 2-3 дня. Ввиду этого в указанное время они явиться не могут. О дне следующего приглашения просьба сообщать заранее»[23]. Дальнейшее развитие конфликта по архивным материалам проследить не удалось.

Общество «Труд» в середине 1920-х гг. имело широкую экономическую деятельность в Москве и Московской области. Однако 30 декабря  1927 г. начала работу ликвидационная комиссия. Архивные материалы не дают информации о причинах ликвидации общества. В Уставе «Труд» в пункте «О ликвидации общества» значилось, что оно может быть закрыто по решению государственных органов.

Из протоков заседания ликвидационной комиссии польского культурно-просветительского общества «Труд», на котором присутствовали председатель комиссии т. Грузель, администратор общества т. Индринос и представители Моссовета Сафронов и Новиков видно, что заседавшие постановили: «ликвидировать общество. Подлинный устав и печать сдать в Административный Отдел Моссовета»[24]. О ликвидации был дан материал в газету «Трибуна», все претензии к обществу принимались в порядке 2-х недельного срока. В доме по Милютинскому переулку №18  было организовано жилищное товарищество, которому и передали дом. Основной проблемой работы комиссии было решение вопросов о безболезненном выведении школы им. Розы Люксембург и детского дома «Красная Звездочка» из сферы влияния общества в ведение соответствующих советских государственных органов.  Правление общества «Труд» сопротивления не оказало и подчинилось всем решениям ликвидационной комиссии.

Таким образом, общество «Труд» старалось облегчить жизнь своих членов и подведомственных ему организаций, и получить для этого поддержку государственных органов. Однако большая часть обращений к официальным структурам осталась без ответа. Общество пыталось вписаться в нормы жизни города Москва, но его активная гражданская позиция воспринималась не слишком позитивно государственными структурами и могла стать косвенной причиной закрытия.

В 1930-е гг., окрепшее государство больше не нуждалось в широкой системе национально-этнических общественных организаций. К этому периоду они уже выполнили свою функцию консолидации представителей этнических групп вокруг новой власти, объяснили массам новые правила жизни, выступили институтами социализации. С ликвидацией основной массы этнических организаций, многие национальные группы оказались без своих представительств. Государство считало, что национальный вопрос в стране решен и новое общество сформировано на принципиально новой вненациональной классовой основе. К концу 1930-х гг. были ликвидированы практически все национально-этнические общественные объединения Москвы. Их возрождение началось только в 1990-е гг., но это уже другая тема.

[1]       ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 14, л 11. Материалы Еврейской секции при Народном Комиссариате по делам национальностей.

[2]      ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 263,  л 11. Материалы Союза ассирийцев Москвы.

[3]             Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства, М. 1922

[4]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 10 Учредительное собрание польского культурно-просветительского общества «Труд».

[5]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 14, л 11. Акт передачи школы имени Розы Люксембург в ведение польского общества «Труд». 1921 г

[6]             Там же. Акт передачи детского дома «Красная Звездочка» из ведения Народного комиссариата просвещения в ведение общества «Труд».

[7]     ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 122, л 3. Переписка польского культурно-просветительского общества «Труд».

[8]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 165. Письмо преподавателя 1-го рабочего театра московского пролеткульта К.В. Матош в Правление польского общества «Труд»

[9]             ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 162. Письмо из Правления общества начальнику Центрального Управления Лесной Промышленности.

[10]          ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 162. Письмо из Правления общества начальнику Центрального Управления Лесной Промышленности.

[11]   Там же, л. 165. Письмо Правления общества «Труд» в Финансовый отдел Московского Комитета РКП(б)

[12]   Там же, л. 188. Письмо Правления общества «Труд» в Московское энергетическое Управление.

[13]           Там же, л. 189. Письмо Правления общества «Труд» в Налоговую комиссию при Финансовом отделе МК РКП (б).

[14]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 133. Письмо Правления общества «Труд» в Налоговую комиссию при Финансовом отделе МК РКП (б).

[15]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общ-ва «Труд» в Гос. кино

[16]   Там же

[17]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества «Труд» в Правление Госкино

[18]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества «Труд» в Правление Мосэнерго

[19]   Там же

[20]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления общества в Народный комиссариат труда.

[21]   ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 9, л 164. Письмо Правления польского общества «Труд» в Народный комиссариат труда.

[22]   Там же

[23]   Переписка польского общества «Труд». 1922 г. ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 2, л 6.

[24]   Протоколы ликвидационной комиссии культурно-просветительского общества «Труд». 30 декабря 1927 г.  ЦИАМ, ф. 1492, оп. 1, д. 46, л 3.[schema type=»book» name=»Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа: создание и проблемы деятельности» description=»Период 1920-х гг. был «золотым веком» общественных объединений России. Революционные события, изменили общественно–политическую ситуацию в стране, вывели в авангард общественной жизни различные общественные объединения, в том числе и национально-этнические. Общества пытались вписаться в нормы жизни города Москвы, найти свое место, старались облегчить жизнь своих членов. Иногда это приводило к противоречиям с ценностями нового государства.» author=»Крякин Евгений Николаевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-14″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.05.2015_05(14)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaru
404: Not Found