30 Апр

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «СОВЕРШЕННЫХ» КАТАРОВ И ВЕРУЮЩИХ КАТАРСКОЙ «ЦЕРКВИ» ПО МАТЕРИАЛАМ ИНКВИЗИЦИОННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ




Номер части:
Оглавление
Содержание
Журнал
Выходные данные


Науки и перечень статей вошедших в журнал:
Авторы:
DOI:

Активное изучение катарской «церкви» началось в конце прошлого века и, большей частью, теми энтузиастами, которые симпатизировали катарам, поэтому в научной литературе бытует сочувственное отношение к людям, объявленным еретиками Католической церковью.

«Совершенными» называют действительных членов катарской церкви, которые через особый обряд очищались от греха и становились как бы посредниками между Богом и людьми.

Основными источниками о взаимодействии верующих со служителями катарской «церкви» являются свидетельские показания инквизиционных расследований. В данной работе были проанализированы следующие документы:

  1. Doat XXII. Время создания – 1243-1247 гг., инквизитор – Бернард де Ко, 28 свидетелей, местность – Аген, Кагор, Тулуза. О событиях – 1225-1226 гг. и далее [1].
  2. Doat XXIII. Время создания – 1244-1245 гг., инквизитор – Феррариус, 7 свидетелей, местность – Тарн-и-Гаронна. О событиях – 1224-1225 гг. и далее [2].
  3. Fragment Bonnet. Время создания – 1256 г., инквизиторы Жан де Сан-Пьер, Реджинальд де Шартр, 9 свидетелей, местность – совр. Вильфранш-де-Лораге. О событиях 1244-1246 гг. и далее [3].
  4. Doat XXV, XXVI. Время создания – 1273-1280 гг., инквизитор – Жан Галанд, 83 свидетелей, местность – Тулуза. О событиях – 50е, 60е годы и далее [4].
  5. Manuscrit ms Время создания – 1299-1300 гг., инквизиторы – Николай из Аббевилле, Бернард Кастане, 35 свидетелей, местность – Альби. О событиях – 1275-1276 гг. и далее [5].
  6. Реестр инквизитора Жоффре д’Абли. Время создания – 1308-1309 гг., инквизиторы – Герард де Блюмако, Иоанн де Фельдосио, 17 свидетелей, местность – Каркассон-Тараскон. О событиях – 1300-1301 гг. и далее [6].

Таким образом, показаниями свидетелей охвачен период – с 1220х годов XIII в. по 1310е годы XIV в.

Для временного промежутка с 20-х годов до середины 40-х XIII в., характерно, что свидетели верили в догматы, которые существовали и до начала Альбигойского крестового похода (1209-1229 гг.), но не считали, что существует два начала – плохое и хорошее, или два бога, и не причисляли  себя к какой-либо церкви. Но церковная структура у катаров в то время существовала.

 «Совершенные» довольно свободно передвигались от деревни к деревне, из города в город. Их принимали в разных домах, часто это был господин (dominus) или шевалье (рыцарь с дворянским титулом) с семьей, в доме которого они подолгу оставались. Все жители одной деревни были верующими, а когда узнавали о прибытии «совершенных» выходили навстречу от мала до велика (homines et mulieres de villa sepe veniebant ad eos indifferenter et maiores et minors). Есть упоминание  о диспуте между «совершенными» и двумя капелланами [1, Willelmus Faber de Podio Hermer].

Обряд почитания «совершенных», по всей видимости, был установлен достаточно давно, в протоколах инквизиции используется термин adoratio для его обозначения. Обряд выполнялся с преклонением колен, со скрещенными руками, верующие говорили «Benedicite, probi homines, orate Deum pro nobis» (Благословите, добрые люди, молите Бога за нас), а им отвечали «Deus sit rogatus» (Бог будет испрошен ) или «Deus vos benedicat». Затем верующие слушали проповеди «совершенных» и садились обедать за общий стол.

В свидетельствах нет информации о том, что «совершенные» соблюдают какие-либо посты, это упоминание появляется в более позднее время. В основном на столе был хлеб и вино, над которыми проводилась краткая благословляющая молитва. Еду «совершенным» обычно давали сами верующие, не только приглашая в свой дом, но и отдавая, когда они уходили или через посредников. В качестве такой пищи упоминается лук, рыба, черешня, пшеница, орехи.

Вопрос, касающийся финансовых подарков «совершенным», весьма сложен. По всей видимости, в это время еще не было установлено твердых цен на «обряды», выполняемые «совершенными», что появляется в последующем. Также следует обратить внимание на что именно «совершенные» тратили полученные деньги, если всем необходимым снабжали их верующие, и где они их хранили. В это время на территории Лангедока использовались «солиды» (soldos) и «денарии» (denarius) чеканки разных городов – Morlanenses, Caturcenses (Кагор), Tholosanos (Тулуза), Magalonensis (Монпелье). Так же были английские Sterlingos и испанские Marabotinus. 1 солид равняется 12 денариям, 4 стерлинга равняется 13 солидам. За 20 солидов можно было купить 10 кур с 20 цыплятами или одного быка. От 100-200 солидов и выше стоил конь.

В показаниях 20-х-40-х годов XIII в. деньги упоминаются просто как подношение: 10, 30, 50 солидов. Только в одном случае есть упоминание, что после обряда consolamentum, умирающая женщина передала женщине-«совершенной» и ее подруге, которые при этом присутствовали денежное вознаграждение [2, Arnauda de Lamota de Monte Albano]. В двух случаях «совершенные» либо сами платили деньги, либо предлагали их заплатить [2, Bernard Alaman]. Имеется описание дачи взятки в сумме 150 тулузских солидов должностным лицам за то, чтобы были медлительными и бездеятельными в отношении еретиков. Еще один свидетель говорит, что его отец, житель Кагора, хранил деньги еретиков и верующих [2, Guillelmus Donadieu].

«Совершенные» и верующие писали письма друг другу, в показаниях свидетелей имеются ссылки на то, что кто-то передавал, либо носил с собой письма. Со временем упоминания о существовании переписки исчезают из документов следствия.

Только в одном свидетельстве есть упоминание того, что «совершенные» по-особому одевались – hereticus vestitus, это один из терминов, обозначающий «совершенного» катара.

В показаниях свидетелей этого времени нет упоминания еще одного важного вопроса, который известен в более позднее время – дети до определенного возраста отстраняются от участия в делах, связанных со служением «совершенных». Имеется интересное упоминание отношения к беременным женщинам: они и те, кто хочет забеременеть – не могут спастись. Возможно, эта категория женщин тоже отстранялась от  adoratio.

В показаниях одного из свидетелей имеется упоминание о том, как относились к уже мертвому телу «совершенного». Этот человек умер в доме одного из верующих, и собравшиеся люди решили отдать тело рыбаку, чтобы тот утопил его в реке Тарн. С телом еще одного умершего «совершенного» поступили проще – обернули тканью и выбросили в яму [1, B. Gralh de Villamuro].

Обрядовая сторона служения катарской церкви делилась на несколько частей, имеется ссылка на три обряда: pax (facere pacem), apparellamentum и consolamentum.

Pax или заключение мира (поцелуй мира) осуществлялось «совершенными» в случае вражды между двумя людьми. В других случаях pax выполняется после adoratio: заключение мира принималось от книги, далее от плеча одного из «совершенных», а после следовал взаимный поцелуй в губы.

Имеется следующее описание обряда apparellamentum [7]: книгу и руки клали на голову верующего и читали отрывок из Евангелия, потом заключался pax и следовал взаимный поцелуй в губы; другой свидетель говорит, что сначала осуществлялось apparellamentum, которое еще называется служением (servitium), потом присутствующие adoraverunt ipsos hereticos, как предписано, после – заключался pax и следовал взаимный поцелуй в губы. Принимать участие в таком обряде можно было много раз.

По своей сути обряд consolamentum — это принятие крещения «Духом Святым и огнем», через дыхание Духа Святого, передаваемое возложением рук, которое описывается в Евангелие как крещение ап. Павла (Деян.9:17) и противопоставляется крещению водой от ап. Иоанна, поскольку «Идущий за мной…будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11). Обряд обычно совершался над больными, уже умирающими людьми, и как бы подготавливал их к смерти, но и принятие в «совершенные» также обозначается этим термином. В реестрах инквизиции обряд появляется под этим же названием или именуется «еретикацией» (hereticatio), поскольку слово «еретик» было синонимом «совершенного» катара.

Между 30-ми и 50-ми годами XIII в. в источниках имеется большая лакуна, потому что единственный опубликованный документ Fragment Bonnet содержит только 9 свидетельств.  В этот период инквизиция начинает проводить активную работу с населением. Однако «совершенные» продолжают свою деятельность, а верующие по-прежнему считают, что hereticos esse bonos homines et amicos Dei et habere bonam fidem, и можно спасти душу, только оставаясь в их «секте», не смотря на то, что многие из верующих носят кресты на одежде — отбывают наказание за общение с еретиками. Только в регионе – Тарн-Верхняя Гаронна в свидетельствах очевидцев можно насчитать до 10 пар «совершенных». Однако в документах не упоминается ни о догматической составляющей веры, ни обряды, кроме adoratio. В единственном свидетельстве упоминается сумма в 1000 солидов, которую требовал себе «совершенный» [3,  Bertrandus de Rocovila].

Новая волна свидетельских показаний поступает в 1273-1280 гг. из Тулузы, свидетели очень четко вспоминают события 30-ти, 40-летней давности, что заставляет сомневаться в датировке, потому что только в одном случае есть упоминание исторического события – занятие папского престола Урбаном IV (1261-1264 гг.) [4, Petrus Guillelmi de Rochavilla], в другом, свидетель говорит о тех же событиях, но датирует их в 1254 г. Все описываемые свидетелями события связаны с Ломбардией, куда переместилась верхушка катарской церкви. Туда же верующие целыми семьями отправляются в паломничество или спасаясь от преследований инквизицией.

Инквизиторов начинают меньше интересовать догматы, а больше, что делал свидетель: почитал ли «совершенных», слушал ли проповеди,  ел и пил вместе, составлял им компанию, давал или принимал что-либо от еретиков, был ли их посланником, видел ли беглых еретиков. Многие говорят, что уже давали показания инквизиторам.

Еретиков прятали не только в собственных домах, но и в неких убежищах (condamina), хижинах из хвороста, на фермах. Из пищи давали фиги, виноградные гроздья, пшеницу, горох и бобы, орехи, лук, капусту, рыбу, плоды, груши, угрей и другое продовольствие. Из вещей упоминаются льняные покрывала, покрывало для ночлега, скребок и клещи, сапоги, веревка и шесть локтей льняной ткани.

Об одежде самих «совершенных» и атрибутах, которые они носили с собой, говориться достаточно редко: книги, специальные светильники. Часто свидетели видели людей одетых «как еретики» или одетых в особый род монашеской одежды (de sarlato). Имеется упоминание об особом виде ремешка (zona, cordula) или веревки, которыми обвивали себя люди, прошедшие обряд consolamentum.

Имелись ограничения по возрасту для верующих: дети могли слушать проповеди, но не участвовали в обряде adoratio.

Обрядовая сторона совершения adoratio и consolamentum практически не изменилась. Обряд consolamentum не совершался над людьми, находящимися без сознания [4, Emblardus Vassali de Ruppe Arifat]. После совершения обряда можно было и отказаться от него, продолжая есть мясо, это не налагало на человека никаких дополнительных обязательств.

Денежный вопрос очень часто присутствует в показаниях свидетелей в отличие от того, что наблюдалось в более ранние годы. Обряд consolamentum приобретает денежный эквивалент и весьма значительный. О том, что кто-либо из родственников или сам умирающий оплатил совершение обряда, говорится во многих свидетельствах: quandam peccunie summam ex parte patris sui, 100 солидов тулузских, 400 золотых турнозов.

Один больной, посылая своего знакомого за «совершенным», сказал, что за обряд следует получить 300 солидов и отдать их добрым людям. Другой больной – попросил своего наследника, передать «совершенным» 30 солидов тулузских. Еще один больной человек сообщил, что у него есть 500 солидов после раздела имущества с братом, и он дает 100 солидов на дела милосердия, сыновьям и погребение, а 400 – добрым людям. Другие серьезно заболевшие и умирающие, после получения consolamentum, тоже передавали деньги: 60 солидов тулузских, 30 и 500 солидов Монпелье, 50 солидов тулузских и ценности. Описан случай, когда с больного человека, который просил привести «совершенных», требовали, чтобы он дал им 100 солидов тулузских, но он отказался [4].

Имеются свидетельства доверенных лиц, которые забирали, приносили и передавали деньги «совершенным» — около 300 солидов, спрятанных в двух хлебах, около 100 солидов тулузских в хлебе, мешок с 20 солидами тулузскими, 300 солидов Монпелье, 300 солидов тулузских.  Случалось, что «совершенные»  попросили людей напомнить некоему человеку о его долге.  «Совершенные» также пытались выгодно обменять свои деньги: например 11 солидов и 6 денариев тулузских на турнозы. «Совершенный» Стефан Донати передал своему брату 100 ливров для торговли, и в последствие, он  получил половину от прибыли [4, Petrus de Beuvilla de Avinione]. Когда инквизитор Петр Тулузский поймал Раймона Санчи, диакона катарской церкви Санкти Фелицис с товарищами, то нашел в доме не только книги, но и деньги – 1000 солидов тулузских.

Таким образом, стоимость обряда варьировала от 20 до 400 солидов, причем, из-за малого количества информации о людях, дающих эти деньги, и неточного указания времени произошедшего события, невозможно проследить, увеличивалась ли стоимость обряда со временем или зависела от материального статуса.

Верующие, вернувшиеся из Ломбардии, приносили домой благословенный хлеб и раздавали соседям. Чтобы добраться до Ломбардии брали проводника и платили за его услуги 40 солидов тулузских или по 10 турнозов за каждого. В городе Пьяченца «совершенный» держал небольшой постоялый двор, где останавливаются верующие.

На еретиков периодически устраивали облавы, но за некоторое денежное вознаграждение 25 солидов тулузских, власти их отпускали, иногда верующие вскладчину собирали деньги на выкуп.

Таким образом, весь центр церковной жизни перемещается в Ломбардию, куда устремляются многие «совершенные», на местах же остаются верующие люди. Иногда «совершенные» приходят к ним, собирают деньги за проповеди и обряды, получают возможность проживания, проповедей и почитание верующих. Если им удается благополучно с полученными деньгами вернуться обратно в Ломбардию, то они живут там, однако, на что тратятся полученные деньги, остается неизвестным. В 1278 г. более 200 «совершенных» были сожжены в Вероне [8].

Рукопись ms 11847 говорит об осуждении 35 человек, обвиняемых в ереси, между декабрем 1299 г. и мартом 1300 г. [5]. Все эти люди имели общения с двумя «совершенными» катарами между 1276 и 1299 гг.

В показаниях свидетелей можно выделить несколько сюжетов с массовым участием верующих: собрания в домах, в подвальном помещении, придорожной гостинице, винограднике. Описание профессиональной деятельности верующих меняется, помимо традиционных: плотник, столяр, погонщик волов, портной, ткач, сапожник, рыцарь, появляются — хозяин гостиницы, слуга короля, заведующий доходами провинции Каркассона и Безье, юрист, управляющий, нотариус, учитель права, клирик и викарий.

Во время встреч верующих происходит adoratio, и описываются 13 сюжетов обряда consolamentum. Только в одном случае говорится об одетых в некую рясу из грубого полотна, в остальных – «совершенные» по одежде не отличаются от обычных людей, и свидетелям их представляют как «совершенных» и называют имена. Из еды, которую приносили для них, упоминается только вино, пироги, соленые угри и хлеб. Уже появляются совместные обеды, когда на столе есть и жареная курица, и сыр – просто «совершенный» не притрагивается к этой пище, а ест рыбу.

Инквизицию боятся, многие уже давали показания ранее и сходили в паломническое путешествие или носят кресты.

Кроме веры в «совершенных» и в их способность отпускать грехи, подготавливать душу человека к спасению, ничего важного, что действительно составляло доктринальные установки более ранних катаров, в свидетельских показаниях не говорится. Следует отметить, что в нет информации о том, что катары верили в двух богов, нет описания какой-либо церковной структуры. В Ломбардии, где свидетель якобы видел много еретиков и беглых, он говорит только о трех-четырех постоялых дворах еретиков.

Денежная сумма, которая передается «совершенным» за обряд consolamentum, точно не называется или редко упоминается: 140, 160 или 300 солидов тулузских. За обряд посвящения в «совершенные» Ломбардии дают 400 солидов тулузских, чтобы привезти оттуда «совершенных» 320 солидов тулузских.

Братья Отье начали свое служение в примерно в конце 1299 г. или начале 1300 г. Показания свидетелей, проходивших по этому делу – очень подробны и разнообразны, хотя свидетельство перед инквизиторами самого Петра Отье – утрачено. Петра Отье называют «последним великим «совершенным» в истории катаризма [8] и «ересиархом» [9]. Все описываемые события происходили в одной местности, где практиковало пять пар «совершенных»: между Тараскон-сюр-Арьеж и Акс де Термес. В одном доме на проповеди собрались до двадцати и более верующих [6].

Впервые в представлениях верующих о Боге и творении появляется утверждение, что существует два бога, хороший и плохой, а душа может переходить из тела в тело. Римская церковь в показаниях свидетелей является мировым злом, «совершенные» говорят о себе, что именно они являются истинной Церковью Бога, которая имеет силу отпущения грехов и спасения душ, потому что «совершенные» никогда не лгут и безгрешны, имеют жизнь и веру Бога и апостолов. И никто, не прошедший через их руки, не пребывая в их вере и в их секте, не может достигнуть спасения.

В основном «совершенные» брали у верующих хлеб и пшеницу, упоминаются также форель, фиги, виноград, сливы и вино. «Совершенные» соблюдали пост: три дня в неделю ели только хлеб и пили воду, а в остальные дни – как в сорокадневный пост, но пили вино; в течение года — держали три сорокадневных поста.

Еду готовили сами: у них были горшочек и небольшая миска, и из этой посуде ели только «совершенные». Обеды проходил совместно, верующие подобный пост не соблюдали: ели хлеб, сыр, пили вино и молоко.

Имеется только одно упоминание об одежде – Петр Отье носил плащ из черной овечьей шерсти.

Верующие практически не дают им никаких предметов: упомянуто только полотенце. Однако «совершенные» отдают верующим некие предметы и деньги: одна женщина получила от них драгоценности, в том числе —  гребни и шпильки; дали денег свидетелю и его супруге за хлеб и вино; 10 золотых турнозов отдали за пшеницу; есть упоминания 6 и 12 денариях.

Петр Отье покупал книги у одного клирика за: 10 ливров, 20 турноз, 20 ливров за Библию, 10 ливров за старые книги. В основном читали Евангелие, послания Петра и Павла, видения Исайи.

Обряд adoratio практически не меняется по сути, но привносятся новые элементы: руки кладутся на скамью, само приветствие происходит не только с поклоном, но и «снимая шапку», с произнесением «Benedicte…», поцелуем в губы, объятиями,  «совершенные» отвечают тем же.

Обряд consolamentum приобретает своеобразные особенности, и свидетели разнятся в деталях, в двух случаях обряд проводит только один «совершенный», хотя по правилам их должно быть двое, некая Мательдис дважды за одну болезнь прошла обряд.[1].

После получения consolamentum в болезни только в свидетельствах этого времени упоминается эндура — некий пост, ограничение в еде, но нельзя утверждать, что эти люди пили только воду и отказывались от еды, обрекая себя на смерть, что часто можно встретить в литературе, посвященной катаризму, потому что один больной человек до своей смерти постился так 12 недель, другой — longo tempore.  Некоторые умершие, были похоронены не на общественных кладбищах. Иногда погребение совершалось ночью.

Стоимость обряда consolamentum упомянута только в одном случае: 25 солидов тулузских.

В отличие от активной финансовой деятельности в 70-е годы XIII в., «совершенные» практически не получают денег: 2 или 10 solidos Regalium (французские золотые монеты).

Формула о непогрешимости «совершенных» логически замыкается сама на себя: они имеют силу прощать грехи, соединять душу со Святым Духом и отправлять ее на небо, в это нужно абсолютно верить, потому что – они никогда не лгут и не приносят клятв, потому что – это не имеет смысла, если они никогда не лгут. В подтверждение своей уникальности «совершенные» ведут закрытый монашеский образ жизни с разработанной системой постов, обрядов почитания, ритуала благословления хлеба и его распространения, подчеркнутой отдаленностью от Римской церкви. Таким образом, «совершенные» делают себя посредниками между Богом и людьми, причем, не просто посредниками, получившими божественное право выполнять служение, а некими персонажами, через которых Бог совершает свое общение с простыми верующими.

Таким образом, суть служения катаров со временем не меняется, но имеется культ почитания «совершенных» как некоего высшего сообщества, стоящего между Богом и людьми.

Литература

  1. Doat XXII. 1243-1247. Bernard de Caux, Agen, Cahors, Toulouse.
  2. Doat XXIII. 1244-1245. Ferrarius, Tarn-et-Garonne.
  3. Fragment Bonnet. 1256. Jean de Saint-Pierre, Reginald de Chartres, Villefranche-de-Lauragais.
  4. Doat XXV, XXVI. 1273-1280. Jean Galand, Tolosa.
  5. Manuscrit ms 11847. 1299-1300гг, Nicolas d’Abbeville, Bernard de Castanet, Albi.
  6. Реестр инквизитора Жоффре д’Абли. 1308-1309гг, Gerardo de Blumaco, Johanne de Felgosio, Каркассон-Тараскон.
  7. Du Cange et al., Glossarium mediæ et infimæ latinitatis. Niort : Favre, 1883-1887.
  8. O’Shea S. The perfect herecy. Walker Publishing Company, Inc, London, 2001, 332 p.
  9. Historia Inquisitionis// P. van Limborch. Amsterdam, 1692, с. 197.

[1] Arnaldus Piquerii, Реестр инквизитора Жоффре д’Абли.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ «СОВЕРШЕННЫХ» КАТАРОВ И ВЕРУЮЩИХ КАТАРСКОЙ «ЦЕРКВИ» ПО МАТЕРИАЛАМ ИНКВИЗИЦИОННЫХ РАССЛЕДОВАНИЙ
Written by: Родионова Юлия Валентиновна
Published by: БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА
Date Published: 03/31/2017
Edition: ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)
Available in: Ebook