Стекло – это удивительный материал, обладающий массой необык-новенных свойств, которые завораживают художников, необходимы в архитектуре и строительстве, незаменимы в самых разных сферах. Без него невозможно представить современную цивилизованную жизнь, а во многих областях ему просто нет альтернативы.
В отличие от дерева, глины и камня, стекло не дано человеку от при-роды. Это искусственный, придуманный материал, и у древнего изобре-тателя должна была быть серьёзная мотивация для создания новой субстанции. Появление стекла является результатом эмпирической и творческой деятельности человека, длинной и витиеватой цепочки целенаправленных экспериментов и случайных открытий, совершенство-вания мастерства и эволюции цивилизации.
Зародившись несколько тысячелетий назад, стеклоделие развивалось вместе с эстетическими запросами и утилитарными потребностями, приобретением новых знаний и расширением научно-технической сферы. Человек далеко не сразу познал исключительные качества стекла, но его творческая натура не могла остаться равнодушной. В настоящее время стекло воплощает в себе в сфокусированном виде веками собиравшийся исторический опыт.
Искусству стеклоделия посвящено немало научных трудов, профес-сиональной и популярной литературы, исторических, искусствоведческих, технологических и других разработок.
Однако, несмотря на кажущуюся изученность, его история таит в себе достаточно нерешенных вопросов. В первую очередь это касается древнего стеклоделия, в меньшей степени – античного. Но и более поздние исторические периоды оставляют немало неразгаданных проблем. Тем не менее, в результате комплексного подхода специалистам разного рода – археологам, историкам, филологам и лингвистам, химикам и технологам, искусствоведам – удалось рассмотреть, проанализировать и хронологи-чески выстроить цепочку основных этапов развития стекольного дела от глубокой древности и до наших дней.
Для исследования ранних периодов в истории стеклоделия доминирующее значение имеют археологические раскопки. Важнейшую роль играет сам объект изучения – изделие из стекла или его осколки. Культурные слои свидетельствуют о времени изготовления обнаруженного артефакта, технологическом уровне и предпочтениях современников. В то же время установление места выработки тех или иных предметов представляет определённую сложность, так как особенности работы со стеклом таковы, что материал мог быть сварен в одном регионе, а изделие из него создано совершенно в другом. Такой принцип организации производственного процесса был характерен для античного периода. При этом определенное влияние могли оказывать и торговые связи, и экономические интересы, перемещение больших человеческих масс из-за политических и природных катаклизмов, которые накладывали свой отпечаток, как на исторические события, так и на развитие ремесла.
Существенным фактором на протяжении веков в истории стекло-делия остаются и переезды мастеров, а в связи с этим перемещение кон-кретных форм и методов работы. Неоспоримыми остаются подражание и откровенное копирование. Но, именно совокупность исторических, поли-тических, экономических, технологических и эстетических данных способ-ствует конкретизации места и времени изготовления изделия из стекла.
Сложность определения места изготовления дополняет факт отсут-ствия маркировки, что характерно для стеклоделия практически во все времена. Только некоторые сирийские мастера в эпоху Древнего Рима «подписывали» свои работы, и отдельные изделия с гравировкой XVII столетия несут имя автора. Современные производители за редким исключением наклеивают этикетки, которые в обиходе просто снимаются. Традиции маркировки неукоснительно поддерживаются только при изготовлении тарного стекла.
Обряды погребения, когда усопшие провожались в мир иной с необходимым запасом вещей для пути в Вечность, стали ёмким повествованием об образе жизни, предметном окружении, значимости тех или иных изделий в древние времена. Для опытного исследователя каждый предмет – это неиссякаемый источник информации, сгусток памяти, которые нужно только суметь открыть и прочитать. Сравнительно-аналоговый искусствоведческий анализ в этом контексте становится основополагающим фактором.
Однако с приходом христианства такие захоронения были запре-щены, и количество археологических находок значительно сократилось.
Сегодня значимую помощь в исследовании истории стеклоделия оказывает современное техническое оснащение: рентгеновская, спектраль-ная, изотопная и другая аппаратура. Различные химические и физические анализы позволяют установить состав шихты, узнать температурный режим варки и отжига, проанализировать состояние готовой стекломассы, сохраняя изделие в целости и сохранности. Отсюда – более точное опреде-ление технологических приёмов и методов выработки изделий, домини-ровавших в том или ином регионе в определённый исторический период.
Особое положение в научном исследовании истории стеклоделия занимают разнообразные письменные источники. Глиняные таблички из многочисленных «библиотек» Передней Азии, и, в частности, из собрания Ашшурбанипала в Нимруде (VII век до н. э.), содержащие конкретное описание технологии подготовки шихты и стадии стекловарения, открыли исследователям целый пласт в эволюции древнего стекольного дела в Месопотамии. Существенно дополняют страницы истории договоры купли-продажи, таможенные декларации, дарственные грамоты, описания «перемещённых ценностей» и многие другие свидетельства, где стеклоделие упоминается в контексте хозяйственных и торговых действий или различных жизненных эпизодов. Подобные документы зачастую являются неоспоримыми доказательствами направлений торговых путей и экономических интересов, источников сырья, места изделий из стекла в иерархии предметов обихода, социального статуса мастеров-стеклоделов и других косвенных, но важных факторов для понимания исторического развития отрасли. Немалый интерес представляют художественная литература и исторические хроники.
Иногда изображение процесса выполнения предметов из стекла или его описание можно встретить в источниках, не имеющих явного отно-шения к исторической науке, искусствоведению или технологии, но являющихся хроникой исторических событий. Например, среди иллю-страций к средневековому манускрипту «Путешествие сэра Джона Мандевилля» («Sir John Mandeville’s Travels», 1371г.) есть изображение так называемой «лесной гуты», где просматривается подробный рассказ о последовательных этапах изготовления изделий из стекла [1, с. 156]. Миниатюра из манускрипта «Сурнаме-И Хумаюн» (Surname-I Humayun, ок. 1582 г.) иллюстрирует процесс изготовления стеклянных ёмкостей для сервировки стола на Ближнем Востоке [1, с. 112]. Встречаются яркие оригинальные рисунки и на самих стеклянных сосудах, повествующие о работе стеклоделов. Неоднократно мастера эмалевой росписи, «коллеги» стеклодувов, с непосредственной простотой и юмором, а возможно и с портретным сходством, изображали своих собратьев по цеху за работой [1, с. 178]. Среди художников-живописцев и скульпторов явно не было таких, которые вдохновились бы огненной стихией стекольного производства. Всё же во флорентийском дворце Палаццо Веккьо хранится живописное полотно с изображением стекольной гуты XVI в., принадлежавшей Медичи. Работа, написанная Джорджо Вазари и его учениками в 1570-1575 гг., наглядно представляет «демоническую» атмосферу стекло-делательной мастерской [1, с. 8]. С появлением фотографии, а затем и киносъёмки рождение изделий из стекла неоднократно становилось объектом репортажей, научных и популярных документальных фильмов. Камера беспристрастно фиксирует последовательность технологических этапов и их художественный результат.
Вместе с тем можно отметить, что «иконографические свидетельства о стеклоделии практически полностью отсутствуют вплоть до эпохи Древнего Рима за исключением нескольких фресок и мозаик, выполненных в позднюю эллинистическую эпоху» [2, с. 19]. Однако начиная с периода Римской империи, изделия из стекла довольно часто сами становились объектом изображения в творчестве мастеров живописи. Вазы для фруктов, графины для вина, кувшины для воды можно встретить на фресках зажиточных домов Помпеев. Изысканные сосуды из стекла изображались на полотнах мастеров Возрождения. Персидские миниатюры раскрывают порядок использования стеклянной посуды в праздничном застолье. Предметом особого любования стал стеклянный предмет в натюрмортах голландских мастеров. Прозрачность, непостоянство бликов и воздушная растворяемость силуэта не раз вдохновляли и увлекали художников.
Наиболее значимыми письменными документами в истории стеклоделия являются научные разработки и записи древних учёных. Важный вклад в изучение стекольного дела внёс историк и писатель Гай Плиний Старший, живший в I в. н. э. (23/24-79 гг.) [3, с. 1010]. Его трактат «Естественная история» в 37 книгах – это «энциклопедия естественнонаучных знаний Античности» [3, с. 1010], которая содержит подробные сведения по истории искусства, раскрывает особенности традиций и быта Древнего Рима. В этом труде автор уделяет существенное внимание истории возникновения и процессам изготовления стекла. Интересные исторические заметки об использовании стекла приводит в своей «Географии» греческий исследователь Страбон [3, с. 1272], живший на рубеже тысячелетий (58 г. до н.э. – 21 или 25 г. н.э.). Стеклоделие интересовало также римских историков Иосифа Флавия (37-100 г. н. э.) и Тацита (ок. 55 — ок. 120 г. н. э.).
Невероятной по ёмкости материала и скрупулёзности описаний является фундаментальная работа флорентийского физика и алхимика Антонио Нери (Antonio Neri 1576-1614), известная нам в переводе с латыни немецкого алхимика Йоганна Кункеля (Johannes Kunckel 1630–1702) как «Ars vitraria experimentalis oder Vollstandige Glasmacherkunst», что можно перевести как «Всё об искусстве стеклоделия». Здесь собраны и систематизированы все известные к тому времени профессиональные материалы по стеклу и стеклоделию. Книга была отпечатана в 1679г. и стала первым изданием подобного рода с описаниями и иллюстрациями, в котором обобщён и проанализирован не только опыт многих поколений стеклоделов, но и оригинальные наработки различных мастеров Европы. Естественно, данный труд оказал огромное влияние на европейское стекольное дело в последующие столетия, а также явился неиссякаемым источником информации для историков стекла.
Особую лепту в историю стеклоделия внесли монахи бенедиктинцы, устав которых предписывал не только полную самоотдачу служению Господу, но и систематическую научную деятельность. Благодаря их усердию и трудолюбию сохранился перечень стекольных мастерских, принадлежавших братству в средние века, а также описание процессов изготовления стекла для мозаик, витражей и сосудов для аптекарских и медицинских целей. В знаменитом Кодексе 132 (Codex132) находится и старейшая из известных иллюстраций средневековой гуты [4, с. 13].
Интересные сведения об изготовлении стекла, организации стеклоделательной мастерской и работе с материалом приводит монах Теофил (Theophilus ок. 1070–1125) в многогранном труде «О различных искусствах» («De diversis artibus») [5, с. 216]. Стекло упоминается также в Библии (Новый Завет, Откровение 21).
Свою весомую страницу в сбор, исследование и систематизацию знаний по истории стеклоделия вписали учёные XIX – начала XX вв. Своеобразной вехой стали труды британского египтолога Вильяма Метью Флиндерса-Петри (William Matthew Flinders-Petrie, 1853-1942). Неоценимый вклад в изучение искусства и ремесел Древнего Египта внес Альфред Лукас (Alfred Lucas, 1867-1945), «много лет проработавший в качестве химика и реставратора Каирского музея в Египте» [6, с. 8]. Характер деятельности позволил ему провести колоссальную научно-исследовательскую работу и собрать «ценную документацию о самых разнообразных материалах и способах их обработки в Древнем Египте» [6, с. 8]. Фундаментальный труд «представляет огромную ценность не только для историков и археологов Древнего Египта, но и для химиков, историков техники и естествознания, биологов, строителей и различных специалистов в области других смежных дисциплин» [6, с. 8]. В основу многих теоретических разработок XX в. в области античного стеклоделия легли аналитические исследования Антона Кизы (Anton Kisa, 1857-1907). Оригинальная система классификации стеклянных сосудов периода Римской империи предложена французским исследователем Жаном Мореном (Jean Morin, 1877-1940) [7, с. 38-41].
Новый взгляд на стекольное дело древнейших времен представила группа учёных, которым удалось детально и многопланово проанализи-ровать и составы стекол, и методы формования, и типологию стеклянных изделий в древнем мире. Среди них историк-филолог Лео Оппенхайм (Leo Oppenheim), археолог Дан Бараг (Dan Barag), химик-технолог Роберт Брилл (Robert Brill), историк Аксель фон Салдерн (Axel von Saldern), научные сотрудники музеев Кристине Лиликвист (Christine Liliquist) и Биргит Шлик-Нольте (Birgit Schlick-Nolte) и многие другие. Дешифровка клинописных текстов из Месопотамии позволила не только доказать существование стеклоделия в этом регионе, но и охарактеризовать процесс появления материала, технологические особенности изготовле-ния стекольной массы, специфические приемы и методы при формовании стеклянных изделий.
Так, «по крупинкам» из разнообразных составляющих, среди которых важную роль играют археологические, исторические, искус-ствоведческие, лингвистические, культурологические, технологические, физико-химические знания, как мозаичное панно складывается общая картина отдельных периодов развития стекольного дела, детализируются конкретные художественные примеры, раскручивается цепочка взаимо-связей, объективных фактов, реальных событий, выстраиваясь в единую историю искусства стеклоделия.
Список использованной литературы
- Tait H. Five Thousand Years of Glass. London: British Museum (изд. Британского музея), 2004.
- Slitine F. Histoire du Verre. L’Antiquité. Paris: Massin, 2005.
- Советский энциклопедический словарь СЭС, Советская энциклопедия.М., 1983.
- Hettes K. Venezianisches Glas. Praga: Artia, 1960.
- Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1985.
- Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта / Пер. с англ. М.: Изд. иностранной литературы, 1958.
- Barois R., Mouclier J. Le cristal. Paris: Armand Colin, 1994.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТЕКЛА» description=»Целью разработки является краткий обзор накопленных исторических и археологических данных, актуализирующий общую картину возникнове-ния и развития художественного стекла. Примененные методы комплекс-ного анализа соответствуют многогранности аспектов исследования, в результате которого формируется более стройное понимание истории стекольного дела.» author=»Грошкова Любовь Германовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-19″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_28.11.15_11(20)» ebook=»yes» ]