Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Искусствоведение. ; ():-.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека, занимает большое место в общекультурном развитии личности. Музыка – постоянный спутник человека во всей его жизни. Музыкальное искусство, по мнению французского писателя Стендаля, является единственным искусством, проникающим в сердце человеческое так глубоко, что может изображать даже переживание его дум. Многие писатели, композиторы, музыковеды, педагоги в своих размышлениях о формировании гармонически развитого человека акцентируют внимание на том, что составной его частью является работа по музыкально-эстетическому воспитанию, имеющая смысл только при наличии качества системности. В процессе музыкально-эстетического воспитания особенное значение приобретает работа с детьми. Она является фундаментом, без которого музыкальное просвещение, воспитание и образование никогда не будет давать полноценных результатов.

Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Занятия музыкой имеют большое значение для формирования личности, развития эмоциональных и творческих задатков у детей. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания. В процессе воспитания и образования необходимо уделять должное внимание музыкальному развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Сформированные в детстве, они оказывают большое влияние на дальнейшее эмоциональное развитие человека. Музыка оказывает стимулирующее действие в интеллектуальном становлении человека, благотворно влияет на нравственное воспитание личности, формирует внутреннюю дисциплину и естественную отзывчивость, а также отвлекает неустойчивую психику ребёнка от опасных увлечений. Кроме того, наукой доказано, что развитие музыкальных способностей влияет положительно на развитие способностей общих.

Музыкально-эстетическое воспитание – это не столько обеспечение детей суммой знаний и навыков в области музыкального искусства, сколько развитие творческой активности, самостоятельности каждого ребенка, формирование у него познавательных интересов, положительной мотивации к знакомству с музыкой. Достижение всего этого возможно только при учете индивидуальных возможностей и особенностей ребенка. Перечисленные выше задачи в настоящее время призвана выполнять широко развитая в России система дополнительного музыкального образования детей, в структуру которой включены школы искусств, музыкальные и хоровые школы.

Подавляющее большинство представителей современного музыкально-педагогического сообщества убеждено, что опора на индивидуальный подход в обучении – это единственный и главный путь повышения эффективности музыкального образования и воспитания детей. Современная музыкальная педагогика исходит из того, что учить музыке можно всех детей, что музыкальные способности поддаются развитию, даже если они находятся в самом зачаточном состоянии. В области современной музыкальной педагогики разрабатывается принципиально новый научный контекст. Одной из важнейших точек проекции этого контекста на проблемы музыкальной педагогики являются музыкальные способности. Если развитием музыкальных способностей человека начинать заниматься с самого раннего детства, это скажется благоприятно на формирование его личности.

Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания и образования детей отражены в трудах выдающихся представителей музыкальной педагогики и психологии Б. М. Теплова, А. Г. Рубинштейна, Л. А. Баренбойма, К. Н. Игумнова, Г. Г. Нейгауза, К. В. Тарасова и многих других. В последние десятилетия теоретическая база современных музыкально-педагогических исследования значительно расширена трудами таких ученых как Л. Л. Бочкарева, В. П. Анисимова и др., которые занимались разработкой данной проблемы в России.

Отмечая позитивное движение в области музыкальной психологии и педагогики, следует констатировать, что в сфере музыкально-педагогической практики продолжают оставаться недостаточно разработанными, слабо подкрепленными научно формы, методы и средства развития музыкальных способностей, учитывающие индивидуальные особенности детей. В этой ситуации становится актуальным осмысление и практическое освоение новых подходов к процессу обучения  музыке.

В учебных пособиях по педагогике индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов воспитания и обучения. Индивидуальный подход понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика, выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий, дозировка домашней работы. Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения. Требования учитывать индивидуальные особенности ребенка младшего школьного возраста в процессе обучения очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся младших классов по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга.

Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика – степень развитости музыкального слуха, чувства ритма, уровень музыкальной памяти, особенности темперамента и характера. Особое место среди индивидуальных музыкальных способностей человека занимают исполнительские данные, которые предполагают не только соответствие физических параметров ребенка данному музыкальному инструменту, но и наличие артистизма, а именно – любовь к публичным выступлениям, поведение человека на сцене, реакция на отношение аудитории.

Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении является педагогический такт учителя, спокойный тон обращения к ребенку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво сыгранную мелодию дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое продвижение, радуется вместе с ним. Эти общие положения особенно важны при индивидуальном подходе к ребенку, они не должны снижать требовательности к ученику.

Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика. Она предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношение к делу.

Реализация индивидуального подхода в обучении школьников – это динамический процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребенка, уровнем его знаний, сформированностью умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей. В соответствии с этим изменяются цели, содержание, приемы подхода к ребенку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребенок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности. Реализация индивидуального подхода включает не только личный контакт учителя с учеником, но и опосредованное воздействие на ученика через детский коллектив, семью школьника.

Индивидуальный подход дает хорошие результаты только в том случает, если работа ведется не только систематически, но и по определенному плану. Индивидуальные занятия строят так, чтобы заинтересовать детей, увлечь их музыкой. Главная цель таких занятий – усвоение приобретенных умений и навыков, полученных на музыкальных занятиях, развитие у детей музыкальных способностей: память, чувство ритма, музыкальный слух. От возраста, индивидуальных черт характера, музыкальных и интеллектуальных способностей зависит индивидуальный подход педагога к ученику, а также подбор репертуара. Успешное развитие индивидуальных способностей учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Индивидуальный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика. Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Как отмечал в своей работе А. Готсдинер: “Для музыкального обучения большие, еще не раскрытые резервы таятся в сочетании индивидуального и коллективного обучения в различного рода ансамблях” [1, c.38]

Таким образом, развитие музыкальных способностей младших школьников на основе индивидуального подхода будет эффективным, если:

  • учитывается индивидуально-личностный фактор в обучении;
  • развитие музыкальных способностей младших школьников осуществляется в процессе музыкально-творческой деятельности;
  • используется принцип интеграции исполнительной, игровой, театрализованной деятельности для развития творческих навыков в музыкальном развитии.

Таким образом, младший школьный возраст чрезвычайно важен для развития музыкальных способностей детей. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развитые в ходе музыкальной деятельности способности участвуют в формировании эмоциональной и эстетической культуры, способствуют духовному становлению личности.

Список литературы  

1.Готсдинер А. Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника? //Вопросы музыкальной педагогики.Вып.№7.-М.,1986.-160 c.[schema type=»book» name=»ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ» author=»Андриевская Ирина Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot deposit pulsa slot88 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor slot terbaik
404: Not Found