Туризм, как вид деятельности человека, отличается яркой пространственной выраженностью и территориальной избирательностью. Рост мобильности людей, сжатие времени и пространства в масштабах глобального туристского рынка, — все это ставит перед территориальными единицами вопрос о том, что можно сделать, чтобы не проиграть конкурентам и процветать. Поэтому страны и регионы должны четко представлять свои перспективы и потенциал, а также то, какие уникальные выгоды по сравнению с другими могут предоставить потребителю туристских услуг.
Природное разнообразие, наряду с культурным, является важным ресурсом развития туристской территории, определяющим ее индивидуальность и самобытность.
Страны, располагающие нетронутыми природными ландшафтами, экзотическими пейзажами, необычными природными объектами и явлениями делают ставку именно на продвижение пейзажного образа страны посредством рекламировании естественных преимуществ. В туристской практике существует немало примеров этому.
Так, Норвегия привлекает туриста, в первую очередь, своей неповторимой природой, которая здесь выступает не как фон или часть окружающей среды, а как основной ее мотив. И именно гармония человека с природой породила все то, что является современной Норвегией, сделав ее одним из самых притягательных туристских направлений. «Норвегия – это богатейшая природа!», «Норвегия – страна природных контрастов!», «Норвегия – это мир цвета и музыки!», «Это страна троллей и фьордов!» — такие эпитеты и слоганы неоднократно встречаются в медийном пространстве. Подобные образные характеристики страны объединяет то, что сильный акцент делается на неповторимой природе норвежской земли.
Многие страны смогли сформировать привлекательный туристский имидж благодаря своим природным особенностям, которые намного беднее, чем в нашей стране: Исландия – остров гейзеров, Финляндия – земля тысячи озёр, много и других примеров.
Многие специалисты во всем мире признают экотуризм одним из самых перспективных видов туризма. Также среди мировых тенденций развития общества стоит выделить охрану окружающей среды, поощрение сохранения культурных традиций и, в целом, экологизацию повседневной жизни.
Природа и традиционная культура России, бесспорно, предоставляют большие потенциальные возможности для развития экотуризма. Разнообразие, уникальность, привлекательность и обширность российских ландшафтов, еще не охваченных процессами урбанизации, интенсивным сельским хозяйством, весьма велики. Сохранились в России и районы с традиционными, аборигенными формами ведения хозяйства и природопользования, представляющие большую эколого-культурную ценность.
Многоликость России поражает каждого путешественника, который отваживается на риск и неизбежные неудобства во время путешествия. Однако, пожалуй, этого больше всего и не хватает идеальному, «конвейерному» производству услуг в большинстве европейских стран. Удивительные пейзажи того или иного уголка Европы за десятилетия уже давно «испробованы» и не способны вызвать бурю ощущений глубоко внутри путешественника.
Не смотря на то, что по оценкам туроператоров, спад въездного турпотока в Россию составил примерно 30-40% от прошлогоднего показателя [1], опытные путешественники хотят собственными глазами посмотреть на то, о чем много слышали, и понять, насколько верны или, наоборот, стереотипны типичные представления о России. Мотив — понять особенности русской природы,- достаточно убедителен и действенен.
Подтверждением этому служат высказывания известных иностранцев о стране. Джеймс Кэмерон признается: «Может быть, в новой серии «Аватара» вы увидите кадры, которые напомнят вам виды Байкала. Это одно из самых красивых мест, где я бывал». «Россия – это окутанная тайной загадка внутри чего-то непостижимого» [Русский альбом, 2011, с. 169-191], — это высказывание Уинстона Черчилля как нельзя лучше отражает тот образ России, который привлекает и впечатляет иностранца.
Большинство маршрутов сосредоточено в нескольких российских регионах, а многие территории, потенциально представляющие интерес для иностранных экотуристов, неизвестны на международном рынке.
Для многих российских территорий момент, когда необходимо реализовывать программы комплексного маркетинга и брендинга, уже наступил. В качестве примера можно привести крупнейший экологический регион России – Сибирь. Здесь расположен едва ли не самый привлекательный для иностранцев и россиян экотуристский объект – озеро Байкал. Но, очевидно, что потенциал экологического туризма реализуется далеко не полностью.
Нет сомнения, что Сибирь в настоящее время остро нуждается в создании привлекательного туристского образа: к сожалению, реальный имидж Сибири далек от желаемого.
Сибирь у многих людей, и даже у россиян, ассоциируется с каторгой, тюрьмами, грязными шахтёрами и нефтяниками, лесоповалами, мужиками в валенках и ушанках и медведях.
Однако еще в далеком 1979 г. зрители Каннского кинофестиваля могли увидеть Сибирь во всей ее красе. Этот мир холодной красоты гор, тайги, заснеженной тундры, озер и старых городов вдохновил Андрея Кончаловского на съёмки киноэпопеи «Сибириада», которая в 979 г. была удостоена золотой ветви престижного кинофестиваля. Отдых в Сибири, суровом крае снега и дикой нетронутой природы, может быть очень разнообразным. Туристам предлагается посетить такие природные объекты, как озеро Ольхон, Восточный Саян, плато Путорано, Красноярские столбы.
Путеводителем по Уссурийскому краю может стать оскароносный фильм известного японского кинорежиссера Акиры Куросава «Дерсу Узала» (1975), который снимался в заповедных местах Сихоте-Алинь. Зритель увидел на экране безбрежность таежных просторов России и их притягательную силу.
Несомненно кино является важным средством воздействия на потребительские мотивы поведения. Телефильм «Россия — царство тигров, медведей и вулканов» был снят в 2011 г. в сотрудничестве с британским телеканалом National Geographic, немецкими телекомпаниями NDR и WDR и российским «Первым каналом». Фильм вышел в кинопрокат Германии. «Россия – самая большая страна планеты. Во многих своих частях она остается неизведанным миром, полным чудес. Пусть сохранится этот мир и для поколений, которые придут после нас», — с этих слов начинается фильм о дикой природе страны [Володина, 2011].
В кинофильм вошли кадры, снятые в шести регионах России: в Заполярье, Сибири, на Камчатке, в Уссурийском крае, на Урале и на Кавказе.
Режиссер Йорн Рёвер признавался: «Даже я с моим большим опытом в научно-популярном кино не думал, что в России такая богатая природа, сохранившаяся во многих местах в ее первозданном виде… такого большого разнообразия и такой экзотики, как, например, на Кавказе, я за всю свою жизнь нигде не видел…»[Володина, 2011].
В этой связи показательна инициатива главы Республики Тува Шолбан Кара-оолы, который на встрече с представителями ведущих российских СМИ и журналистов из зарубежных стран в августе 2013 года высказал идею о насущной необходимости региона занять нишу экологического туризма. Это поможет сохранить первозданную природу, уникальные территории республики и ее культуру. «Тува должна быть такой, какая она есть — с буддизмом, шаманизмом, тувинским горловым пением. У нас есть свой колорит и все условия для развития научного и культурного туризма, которые позволяют окунуться в наш мир»,— заявил глава республики[4].
Ш. Кара-оол напомнил, что в республике водятся такие уникальные животные как снежные барсы, северные олени, верблюды, а многочисленные озера Тувы изобилуют рыбой. «Вы не представляете, сколько у нас озер. Только в отдаленной Тодже (Тоджинский район) их насчитывается более шестисот. Только здесь могут быть окуни и щуки таких размеров, каких поймал Владимир Владимирович (Путин), а то и больше», — отметил Кара-оол[4].
Зарубежные журналисты, совершившие пресс-тур по маршруту «Саянское кольцо» (Хакасия, Тыва и Красноярский край) в рамках Программы по развитию туристско-рекреационного комплекса РФ, воодушевленно отметили Сибирь как особую туристскую дестинацию. В двух словах выразить основную задачу этого региона и Тувы, в частности, смог немецкий журналист Ахим Цильке в статье «Come and see how life can really be!» (Приезжай и увидишь, какой может быть настоящая жизнь!) в журнале «Mikado»: «Думаю, что Сибири не стоит ориентироваться на массовой туризм. К счастью, сюда не поедут шумные любители вечеринок Майорки. В Сибирь стоит привлекать тех туристов, для которых бережное отношение к природе – залог устойчивого развития. Не нужно возводить множество отелей, но стоит улучшить качество уже действующих. Важно наладить диалог со своими целевыми группами, прислушаться, что им действительно нужно, и донести до них то, чего они еще сами не осознали. Вы можете строить спортивные площадки, разбивать сады или улучшать жилищные условия. Но главное, позвольте Сибири быть Сибирью, не делая из нее парк развлечений! Сибирь – место для встречи с собой»[5].
В целом, стоит признать, что экологический туризм как компонент формирования привлекательного имиджа России используется лишь в малой доле, хотя имеет огромные потенциальные возможности. Именно природоориентированные путешествия способны вызвать сильные впечатления и эмоции и стать «визитной карточкой» страны.
- Володина Э. Немецкий взгляд на дикую природу России // Сайт Deutsche Welle на русском языке [Электронный ресурс]: URL: Немецкий-взгляд-на-дикую природу-России/a-14761796 (дата обращения 25.02.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
- Каким будет для туризма 2015 г. // Сайт Ассоциации туроператоров России [Электронный ресурс]. URL: https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/29253.html (дата обращения 25.02.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.
- Русский альбом // National Geographic Traveler. 2011. Октябрь. С. 169-191.
- Республика Тыва займет свою нишу в туризме // Официальный портал республики Тыва [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: (дата обращения 23.09.2013). Загл. с экрана. Яз. Рус.
- Siberia Матушка. Пресс-тур по Саянскому кольцу // Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн» [Электронный ресурс] : [сайт]. URL: https://www.tuvaonline.ru/2013/07/09/potok-turistov-v-tuvu-uvelichilsya-za-tri-goda-na-41.html (дата обращения: 24.09.2013). Загл. с экрана. Яз. рус.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА РОССИИ» author=» Королева Оксана Владиславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_4(13)» ebook=»yes» ]