Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Географические науки. ; ():-.

Послевоенные миграционные движения способствовали тому, что в развитых странах Западной Европы стали возникать новые культурные сообщества. Эти страны, будучи либеральными государствами, определенным образом реагируют на изменения, порождаемые миграционными процессами.  Миграционная тематика часто поднимается в публичных дискурсах, освещается в СМИ. В государствах, где интересы личности учитываются на довольно высоком уровне, вопросы, связанные с социокультурными изменениями общества, культурной диверсификацией не могут решаться в одностороннем порядке. Необходима настройка диалога культур.

Обзор миграционной политики зарубежных стран и способы их применения в российском законодательстве становятся все более актуальным  с момента распада Советского Союза, когда «открылись ворота» для населения за рубеж и жители бывшего СССР активно включились в глобальную миграционную систему. До распада СССР вопросами миграции занимались в основном только отдельные исследователи, и их работы, как правило, несли четкий идеологический подтекст.

В России миграционные процессы развиваются по несколько иным сценариям, чем, например, во Франции, Великобритании или Германии. Но опыт данных стран в миграционной политике очень важен для России.

М. Денисенко в статье «Миграционная политика зарубежных стран» [2, с.347] предполагает, что в период формирования миграционного законодательства следовало бы руководствоваться либеральными нововведениями в миграционном законодательстве Великобритании или Германии.

Иммиграционная политика Великобритании

Во второй половине ХХ в. в страны Западной и Северной Европы все активнее прибывают переселенцы. Причиной этому являлась потребность в рабочей силе в этих странах, вызванной экономическим подъемом на фоне низкой рождаемости коренного населения. Британия является типичным примером приема мигрантов из стран бывших колоний. Основные факторы: исторические связи, знание английского языка, плюс более дешевая рабочая сила, все это позволяло работодателям увеличивать свою конкурентоспособность на рынке труда.

Давние связи между метрополией и бывшими колониями стали причиной того, что последние пятьдесят лет ежегодный поток мигрантов в Великобританию никогда не был ниже 200 тыс. человек в год. Переселенцев привлекал уровень жизни в Великобритании, система социальной защиты и терпимость местного населения по отношению к мигрантам [5, с. 240].

На формирование миграционной политики Великобритании в послевоенные годы повлияло два основных фактора: стремление сохранения тесных связей со странами Британского Содружества наций и реализация интересов национального государства. Эти два несколько противоречивых фактора и способствовало тому, что политика властей в области миграции тоже часто меняла свой вектор развития.

С 1948 по 1961 гг. на всех жителей Содружества распространялся статус британского подданства и право на труд в Соединенном Королевстве [9, с.106].

В 1961 г. был принят закон, предполагающий ограничить миграционный поток в Великобританию. Были ужесточены законодательные меры для въезда представителей стран Содружества. Стали формироваться различные меры для контроля над иммиграционными потоками [9, с. 107].

Нормативную базу иммиграционной политики Великобритании 60-70-х г. ХХ в. пополнили три закона, которые были ориентированы на ограничение потока мигрантов, а также три закона о борьбе с дискриминацией на этнорасовой почве. В период с 1951 по 1991 гг. правительство Великобритании всеми мерами пыталось жестко контролировать потоки мигрантов. С приходом к власти Консервативной партии в 1979 г. ужесточалась политика приема трудовых мигрантов. Консервативная партия выступала за ограничения приема мигрантов.  Правительство М. Тэтчер ставило задачу сокращения потока неэкономических мигрантов и максимизации экономической пользы трудовых мигрантов при одновременном сокращении издержек от социальных выплат приезжим рабочим. К 1982 г. ежегодное количество  прибывающих трудовых мигрантов снизилось до 15 тыс. человек [10, с.270].  Однако, начиная со второй половины 80-х гг. ХХ в., политика по отношению к мигрантам стала существенно меняться. Особенно серьезные изменения настали с приходом к власти Лейбористкой партии (1997-2010 гг.), использующие новый электорат (мигрантов) в своих целях [5, с.239].

В 1997 г. правительство Тони Блэра взяло курс на реформирование системы иммиграции, сделав ее более свободной для переселенцев.

С конца XX в. доля этнических меньшинств в составе населения страны возрастала.

Мультикультурализм как официальная доктрина не был провозглашен в Великобритании, но все действия, предпринимаемые властями после того, как у власти стала лейбористская партия, указывали на это. В Великобритании принимались различные законодательные меры по сохранению и поддерживанию национальных культурных ценностей прибывающего населения, а также пресечению любых дискриминационных действий со стороны местного населения. Но данные действия привели к тому, что в стране общины мигрантов превратились в закрытые группы, практически не взаимодействующие с коренным населением и живущим по своим законам. В последние годы в СМИ все чаще сообщается о возрастающем уровне криминализации в районах Великобритании, где преобладает национальное меньшинство.

Новый премьер министр Великобритании Дж. Кэмерон выступил 5 февраля 2011 г на международной конференции в Мюнхене, где заявил о провале мультикультурной политики в Великобритании. Кэмерон объявил о новой политике в области миграции:  переходе от «пассивного толерантного общества» к настоящему либеральному обществу, которое верит в свои ценности и активно их отстаивает.

Данные высказывания говорят о совершенно иной политике Великобритании по отношению к мигрантам.  Настоящий «провал» в попытке построения мультикультурного общества может послужить ярким примером для выстраивания миграционной политики России.

Иммиграционная политика Франции

После Революции 1789 г. во Франции началась политика создания нации и появился принцип разделения людей на граждан страны и иностранцев. В 1803 г. принцип получения гражданства «по закону почвы» («jus soli»), который существовал до этого в стране был признан «феодальным пережитком прошлого» и заменен на «закон крови». Таким образом, гражданином становится не тот, кто прожил в стране определенное количество лет или родился на территории Франции («право почвы»), а тот, кто имеет родителей-французов, не зависимо от его места рождения. Исследователи миграционной политики Франции предполагают, что это связано не с расовыми предубеждениями, а с определенной автономией нации. Данная автономия выражалась в образовании одной единой семьи по отношению к государству [7, с. 415].

В конце XIX в. в страну увеличился поток мигрантов, натурализации которых препятствовал «закон крови». Доля иностранцев росла (около 4% населения страны [6]), и в 1889 г. новый закон возвращает право почвы и впервые вводит понятие «гражданство» во Франции.

После Первой мировой войны на фоне депопуляции населения и экономического подъема усилилась потребность в трудовых мигрантах. Возрос поток мигрантов из африканских стран, который после Второй мировой войны стал намного больше.

Выходцы из бывших колоний Франции стремились в страну в поисках работы. Страна восстанавливалась после войн, вследствие этого рос спрос на рабочую силу. Иммиграционная политика Франции на тот период способствовала тому, что после 1960 г. численность иммигрантов превысила 3 млн. и возрастала с каждым годом.

В середине 1970-х гг. страну охватил экономический кризис, повысился уровень безработицы. Вследствие этого усилилась ограничительная иммиграционная политика, правительство официально объявило о прекращении приема мигрантов. К 1974 г. закрылись все программы, целью которых было привлечение иностранной рабочей силы. Динамика роста мигрантов снизилась. После всех этих мер в стране увеличились масштабы нелегальной миграции, росло недовольство местных жителей по отношению к мигрантам из-за усиливающейся конкуренции на рынке труда.

В начале 1990-х гг., жесткая политика по отношению к мигрантам усилилась. В период правления правого правительства, министр  Ш. Паскуа высказал свою главную цель иммиграционной политики – достижение нулевого миграционного прироста. В результате проведения ограничительной иммиграционной политики приток иммигрантов в страну заметно сократился. В 1974–1982 гг. во Францию в среднем ежегодно прибывало 220 тыс. иммигрантов, в 1982–1990 гг. — 100 тыс., в 1991–1995 гг. — 90 тыс. и в 1997 г. — 81 тыс. человек, из которых 6,4 тыс. были гражданами Европейского Союза [1].

  В 1997 г. во Франции изменились политические силы, к власти пришли представители левых партий. Иммиграционное законодательство реформировалось, «приоткрылись» двери для мигрантов, но больше для высококвалифицированных специалистов.

  В 2003 г. правительство разработало новую программу, целью которой является улучшение положения в стране легальных мигрантов и более жесткие меры по отношению к нелегальным.

  В июне 2006 г. выходит закон об иммиграции, фактически вводится система квот в области трудовой миграции и приоритет делается на высококвалифицированных специалистов.

  Часто сменяющаяся политика властей по отношению к мигрантам привела к тому, что в других странах складывается стереотип, который активно подпитывают СМИ:  население Франции не может однозначно определиться в своем отношении к мигрантам, а правительство не может решить проблемы с нелегальной миграцией самостоятельно.

Усиливающаяся борьба с нелегальной миграцией во Франции в 1990-х гг. привела к росту недовольства со стороны новоприбывших мигрантов, большую часть из которых депортировали обратно. Во многих регионах Франции растет количество конфликтов между иммигрантами и коренным населением. Наиболее известные массовые беспорядки со стороны мигрантов, охватившие многие регионы Франции —  в 2005, 2007 гг., когда мигрантами и потомками мигрантов совершались массы вандалистских акций, погромы и конфликты с властями. Менее масштабные беспорядки периодически возникают локально, в районах, где количество мигрантов повышено.

11 февраля 2011 г. президент Франции Николя Саркози официально объявил, что политика мультикультурализма, которая проводилась во Франции и была направлена на сохранение и развитие в Пятой республике культурных и религиозных различий провалилась. Французская система интеграции иммигрантов не оправдала себя.

Опыт проведения иммиграционной политики Франции, так же, как и Великобритании, показателен для России. Правительству Франции все тяжелее настроить диалог с замкнутыми инокультурными сообществами, возникновение похожих закрытых групп возрастает и в России.

Иммиграционная политика Германии

В Германии, как и во многих развитых странах с каждым годом все острее встает проблема, которую очень непросто решить: потребность в мигрантах из других стран, связанная с нехваткой своей рабочей силы и в то же время неготовность прибывающих мигрантов принять немецкую культуру и немецкие традиции.

Со второй половины ХХ в. численность иностранных граждан в стране растет, хотя до этого считалось, что Германия была классической страной эмиграции [3]. Рост количества трудовых мигрантов в стране связан с экономическим послевоенным развитием. Уже на тот период кадров, существовавших в Германии, не хватало для восстановления страны. Оживление промышленности требовало рабочих рук, а активная политика возвращения на родину этнических немцев всего лишь компенсировала людские военные потери, для поддержания экспортно-ориентированной промышленности этого было недостаточно. С 1955 г. Германия привлекает рабочую силу из других стран, сначала из Италии (1955 г.), затем из Испании (1960 г.), Турции (1961 г.), Югославии (1968 г.). Само название таких переселенцев («гостящие работники», «gastarbeiter»)говорило о том, что немцы рассчитывали на скорый отъезд мигрантов из страны, вопросы об ассимиляции прибывающих рабочих даже не задавались. Значительная часть мигрантов (в основном, итальянцы и испанцы) действительно после выполненной работы выбывали из страны.  Возрастающая безработица, связанная с нефтяным кризисом 1973 г., привела к остановке найма иностранной силы. Таким образом, с 1960 по 1973 гг. численность иностранного населения возросла с 686 тыс. чел. до 2,6 млн. чел. [3].

Однако прекращение найма иностранной силы не остановило поток мигрантов в Германию. Если итальянские, испанские, португальские гастарбайтеры вернулись на родину, то рабочие из Турции продолжали приезжать в Германию. Кроме того, в страну шел поток членов семей турецких и других мигрантов, целью которых было «воссоединение семей». Лояльное к беженцам законодательство ФРГ, социальные льготы для необеспеченных работой мигрантов и фактическая неспособность правительства равномерно перераспределять мигрантов по федеральным землям – все это привело к тому, что произошла концентрация иностранных граждан в крупных городах Западной Германии (Франкфурт-на-Майне — 28%, Штутгарт – 24%, Мюнхен – 23%, Кёльн – 19%, Гамбург – 15%, Берлин – 13%). В отдельных городских районах доля иностранцев достигала 60%. Как выяснили исследователи, такая концентрация в некоторых случаях приводит к возникновению «параллельных обществ», со своими системами норм и ценностей [4]. Следует сразу оговориться, что репатрианты в статистике Германии не относятся к иностранным гражданам.

  Миграционная политика Германии выстраивалась путем поиска множества компромиссов, при принятии каждого Закона или дополнения к нему велись ожесточенные споры. Однако главным свойством миграционной политики страны является умение быстро и оперативно реагировать на меняющуюся экономическую, политическую и социальную ситуацию, как в мире, так и в самой Германии. Список различных Постановлений Правительства, касающихся мигрантов, репатриантов и интеграции их в стране очень большой. Существенное значение тут играет особое внимание и желание Правительственных структур выбрать из всех переселенцев наиболее этнически близких, что могло бы быть полезным опытом для России в первые годы формирования миграционной политики.

В законодательстве Германии существует огромный список законов, касающихся миграции. Исследователи миграционной политики Германии высказывают опасения, что «регулирование» миграции может дойти до стадии «зарегулированности» [3].

Начавшаяся в ХХ в. политика мультикультурализма по сохранению мигрантами своих культурных особенностей привела к перманентному отделению иммигрантов от коренного населения. Турецкие мигранты больше отождествляли себя с Турцией, чем с Германией. По утверждению Джорджа Фридмана, в последние годы происходит возвращение немецкого самосознания, национальной идентичности. В послевоенные годы в Германии старались не возвращаться к этому вопросу, но, как утверждает политолог, в немецком обществе сейчас происходит активизация данных явлений [8].

  Ужесточается система социального обеспечения малоимущего иностранного населения в связи с растущим недовольством коренных немцев.       Миграционная политика Германии меняет свой курс. По недавнему утверждению Канцлера Германии Ангелы Меркель проводимая в данной стране политика мультикультурализма  провалилась. Такого же мнения лидер «Христианско-социального союза» (ХСС) Хорст Зеехофер.

  Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Современное население каждого отдельно взятого государства Западной Европы – это формировавшееся веками коренное оседлое население, имеющее свою культуру, язык, традиции и формы поведения. Но после 1945 г. национальные государства Европы получают значительный приток граждан, культура которых отличается от коренного населения Европы. Однако для дальнейшего экономического развития требовались людские ресурсы. У каждого из рассматриваемых нами государств значительно увеличилась доля «этнических меньшинств». Эти страны пытались по-разному наладить отношения с новыми этнокультурными группами, но итог был один – признание провала политики мультикультурализма и необходимость интегрировать пришлые народы с коренными гражданами.

На сегодняшний день, миграционная политика России – результат напряженных дискуссий в экспертном обществе. Множество государственных служащих, исследователей миграции, представители международных организаций, работодатели и многие другие предлагают различные варианты. Для совершенствования миграционной политики России стоит обратиться к зарубежному опыту, который намного шире и накапливался долгие годы.

Список литературы:

  1. Боргулев М. Иммиграционная политика Франции: выводы и уроки для России // Группа «Русский Архипелаг». 2003. URL: https://www.antropotok.archipelag.ru/text/a123.htm (дата обращения 27.01.2014)
  2. Денисенко М. Миграционная политика зарубежных стран // Миграция в России, 2000-2012 . Хрестоматия. в 3 т. Т.2/ НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова, 2013. С. 346-353
  3. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт// Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7
  4. Карачурина Л. Б. Пространственное размещение и социальная адаптация мигрантов в современной Германии: уроки для России? // Региональные исследования. 2008. — № 1. — С. 31-38.
    5. Кондратьева Т.С. Иммиграционная политика Великобритании: Уроки для России // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 8. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. – М., 2013. – Ч. 1. С. 237-242.
  5. Павлова Н. Исследование европейской миграционной политики на примере Франции. Использование опыта Франции для решения миграционных проблем России. – Санкт-Петербург: СпбГУ, 2013.
  6. Филиппова Е. Кого можно считать французом? // Миграция в России, 2000-2012 . Хрестоматия. в 3 т. Т.2/ НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова, 2013. С. 415-428
  7. Фридман Дж. Германия и провал политики мультикультурализма. // Диалоги. 2012. URL: https://dialogs.org.ua/ru/cross/page27174.html (дата обращения 02.02.2014)
  8. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого — проблемы для будущего // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2010. – Т.3. Вып.6. С.104-120.
  9. Salt J., Kitching R. Labour migration and the work permit system in the United Kingdom // Internation Migration.1990.№3. Р.267-294.[schema type=»book» name=»ПРОВАЛ ПОЛИТИКИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ: УРОКИ ДЛЯ РОССИИ» author=»Лазаренко Вячеслав Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found