Сегодня особо актуальным является вопрос о философских воззрениях М.А. Булгакова – творца, который не был оценен по достоинству при жизни, во времена советской власти. Из всех писателей XX века, возможно, именно Михаил Булгаков в наибольшей степени сохраняется в нашем сознании. И здесь играют роль не столько биография писателя, из которой обычно вспоминают его письма и телефонный разговор со Сталиным, сколько гениальные произведения, главным из которых является «Мастер и Маргарита». Каждому поколению читателей этот шедевр открывается в новом свете, но, к сожалению, оно не всегда осмысливается в том философском ключе, который предлагает автор. Целью данной статьи является выявление ценностного ряда М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» и связей между этими ценностями.
М.А. Булгаков писал роман на протяжении двенадцати лет, замысел его складывался постепенно. Нам известно, что в 1929 году писатель начинает свой «закатный роман», который на тот момент еще не имел названия. В течение всего времени произведение не раз меняло свое название, среди прочих были такие, как: «Копыто инженера», «Черный Маг», «Подкова иностранца», «Копыто консультанта», «Князь тьмы». И лишь в 1937 году Булгаков на титульном листе написал «Мастер и Маргарита», которое и стало окончательным. Авторская правка романа продолжалась вплоть до самой смерти.
Человеческая жизнь определяется множеством ценностей, и Булгаков наполнил свой роман целой галереей глубинных ценностей-смыслов человеческого бытия. Любовь, дети, творчество, свобода и дом, как экзистенциальное прибежище – вот далеко не полный ряд ценностей, встающих на страницах «Мастера и Маргариты».
Смена культурных парадигм, и как следствие, социальный хаос нивелирует жизненный уклад человека, невероятно снижая его ценностный, эстетический и нравственный уровень [2, с. 6]. Поэтому миросозидающим началом, приводящим в гармонию человеческие отношения, Булгаков видит мировую культуру. Из хранилища мировой культуры писатель заимствует образ ребенка, выступающий в романе символом предела для разрушения, насилия и безумия [4, с. 63]. «И неожиданно дикий разгром прекратился. Маргарита заглянула в крайнее окно… В маленькой кровати сидел мальчик и испуганно прислушивался» [1, с. 128]. Как известно, у М.А. Булгакова не было своих детей, несмотря на то, что он трижды был женат. Возможно, именно поэтому в романе всего несколько раз появляется образ ребенка. Но для Булгакова, как и для Достоевского – главной ценностью становится судьба ребенка, а недопустимость вседозволенности выступает у писателей нравственным императивом.
Во всех своих произведениях Булгаков пишет о том, что ожидает страну, погрязшую в насилии, войнах, революциях. Этот подтекст мы легко можем рассмотреть в сцене «Великий бал у сатаны». Появляющиеся из камина люди в той или иной степени являются жертвами репрессий, внутренних распрей, мелких преступлений, «невинных» человеческих забав. Здесь есть люди, которые заплатили высокую цену за свои проступки и преступления или пострадали безвинно. Автор вкладывает в образ Фриды всю свою боль за обездоленное материнство, за изнуренную и заморенную голодом крестьянскую Россию. В ребенке, которого Фрида задушила в лесу, Булгаков видит олицетворение несбывшихся надежд о новой, светлой и лучшей жизни страны.
Исходя из анализа образов главных героев романа «Мастер и Маргарита», можно выделить две главные ценности – творчество и любовь, которые в смысловом строе, как романа, так и отдельной человеческой жизни взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Образом, который несет настоящую, истинную любовь в романе, на наш взгляд, выступает Маргарита. За исключением сверхъестественных сил Маргарита была единственным человеком, которая поняла, по достоинству оценила роман Мастера и была готова бороться за него. Жертвенность, гордость, стойкость, бескорыстность, истина – испытания, которые прошла Маргарита ради любви после знакомства с Воландом и его свитой.
В образе Мастера мы находим чрезвычайно важный автобиографический аспект. Автора на протяжении всей его жизни волновала тема творчества. Глубокие раздумья о судьбе художника и о его предопределении, стремление понять всю полноту ответственности писателя перед человечеством никогда не оставляли Булгакова. Мастер — талантливый, интеллигентный человек, полиглот. Он ведет отшельнический образ жизни, практически не имея знакомых в Москве. Такую черту характера автор выделяет не случайно, она призвана подчеркнуть философский склад ума Мастера. Немаловажным аспектом является то, что он готов потратить все свои сбережения на книги.
Маргарита испытывается любовью, Мастер – творчеством, и оба оказываются достойными своего избранника и внимания высших сил.
Лучшие мыслители первой трети XX века, не равнодушные к судьбе родины, предчувствовали грядущие беды, которые зачастую лишают человека самого главного – лишают его дома. Из биографии самого Булгакова известно, что большую часть своей жизни он не имел постоянного места жительства и вынужден был скитаться по съемным квартирам. Именно поэтому он так тепло отзывается о той комнате в подвале, в которой жил Мастер. «Ах, это был золотой век! … совершенно отдельная квартирка, и еще передняя…» [1, с. 72]. В отличие от Мастера, Маргарита жила красивой и обеспеченной жизнью, что называется – ни в чем себе не отказывала, но, несмотря на это, счастливой она себя не чувствовала. По-настоящему счастливыми они были именно в этом теплом и уютном подвальчике, в своем мире, в котором кроме них не существовало больше никого. С большой любовью Мастер и Маргарита, находясь в разлуке, вспоминали это место и время, проведенное вместе.
Булгаков словно предвидел современную вселенскую обездоленность людей. Великая революция, смена царского режима, первая мировая война, голод – все это испытал на себе автор. Последнему писатель придал большое значение в своем романе. Скрупулезно, тщательно, красиво описывая сцены трапезы, поражающие своим великолепием, Булгаков как будто оттенял те минуты голода, которые сопровождали его в некоторые периоды его жизни. «Буфетчик положил кусочек мяса в рот и сразу понял, что жует что-то действительно очень свежее и необыкновенно вкусное… прожевывая душистое, сочное мясо, буфетчик едва не подавился и не упал вторично» [1, с. 111].
Люди, обладающие богатым внутренним миром, неординарные и эмоциональные, часто находятся в конфликте с обществом. Они не способны принять стандартизированные ценности и нормы, соответственно, общество исключает их из числа своих участников, тем самым обрекая на одиночество и на неудовлетворенность таких значимых потребностей, как социальная включенность и признание. Таким был сам писатель и таким героем в романе является Мастер – он не подчинился законам своего общества, избрав путь истинного творца. Отрешаясь от суетного, главный герой произведения погружается в философские размышления.
Творчество, свобода, любовь становятся смыслами жизни Мастера. Он видит себя творцом, пришедшим в мир для высшей цели, подобно тому, как приходит утро, пробуждая все от ночного сна. Окончив свое творение, воодушевленный Мастер вылетел в свет на крыльях счастья, наивно думая, что люди нуждаются в его романе. Общество отвергло роман, сделав Мастера глубоко несчастным человеком.
Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, тем самым лишив свободы, дома, любимого человека, но уничтожить созданное ею, невозможно. Мастер навечно был связан со своей рукописью. Гибнет книга, и влюбленные теряют друг друга, но когда Воланд возвращает Маргарите роман, возвращается и Мастер – все взаимосвязано.
Булгаков хотел донести до читателя, что в мире много ложных ценностей и только сильная личность может противостоять этому гнету. Истинные ценности в романе для писателя – это дом, любовь, свобода личности, творчество, дети, культура, а мнимые ценности – деньги, ложные идеалы людей, построенные на алчности и трусости общества. Таким образом, в творчестве Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, высвечиваются ценности, которые чаще всего относят именно к гуманистическим, общечеловеческим: жизнь и ценность человеческой индивидуальности; бытие и отношения человека с бытием; сознание и конституирование значений опыта; Дом, Книга и Культура; творчество и мастерство; любовь и внутренняя цельность [3, с. 86].
«Рукописи не горят» и бессмертие творчества Булгакова подтвердила это пророческое высказывание. Это поразило воображение, как когда-то прозрение юной Цветаевой:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Книги Булгакова оставляют ощущение беспокойства. Поистине всему свое время в истории. Разве легко было понять народу, еще не остывшему от боев гражданской войны, что даже «графы» бывают разные или что интеллигент – это не бранное и презрительное слово?
Но сейчас мы все чаще вспоминаем слова, сказанные Булгаковым на смертном одре: «Я хотел служить народу».
Наследие Булгакова «не сгорело», оно вернулось к нам в самый нужный момент.
Список литературы:
- Булгаков М. А. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1989-1990.
- Горохов П. А. Историческая фантастика Михаила Булгакова: опыт философского прочтения // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004 . — № 4. С. 4 — 9.
- Южанинова Е.Р. Анализ философских текстов как метод ценностного самоопределения студентов // Теория и практика общественного развития. – 2014. — № 5. С.84-86.
- Южанинова Е.Р. Ценностные и рационально-теоретические компоненты в мировоззрении М.А. Булгакова. Дис. канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. – 162 с.[schema type=»book» name=»ЦЕННОСТНЫЙ РЯД М.А. БУЛГАКОВА В РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»» author=»Южанинова Екатерина Рафаэлевна, Ахметшина Татьяна Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]