Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

С реализацией в Российской Федерации принципов федерализма и рыночной экономики актуализировалась проблема роли государства в управлении социально-экономическим развитием ее территориальных образований – субъектов Федерации. В соответствии с задачами, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, решение данной проблемы осуществляется путем и посредством методов стратегического управления.

Актуализация государственного стратегического управления развитием территориальных образований требует научного обоснования методологии исследования сущности, факторов и результатов данного процесса. В зависимости от научного видения сущности процесса территориального развития, его цели и механизмов реализации, а также критериев  оценки его результатов, должны определяться механизмы государственного стратегического управления территориальными образованиями (правовые, организационные, экономические, социальные и др.): чем  точнее будут определены научные основы методологии исследования процесса развития территориальных образований, тем более эффективными будут механизмы государственного стратегического управления.

Представляется, что для определения методологии исследования процесса развития территориальной системы, как объекта стратегического управления, могут быть использованы положения таких научных теорий, как: общая теория систем и теория социально-экономических систем, кибернетика, синергетика и институционально-эволюционная теория.

В соответствии с общей теорией систем все объекты реального и абстрактного (идеального) мира являются системами, т.е. определенным образом организованными совокупностями взаимодействующих элементов. При этом объект характеризуется следующими, объективно присущими  любой системе, свойствами: объект состоит из элементов (подсистем), которые при определенных условиях могут и должны рассматриваться как системы; между элементами объекта существуют связи и взаимосвязи, которые определяют его интегративные свойства, то есть свойства, отличающие объект от простого конгломерата, и характеризующие его как целостное образование; элементы объекта находятся в состоянии определенной организации, что проявляется в снижении степени неопределенности (энтропии) в поведении объекта по сравнению с его элементами; объект обладает интегративными свойствами, которые качественно отличны от свойств его элементов и не сводятся к сумме этих свойств.

Теория социально-экономических систем исключительно важное значение для их развития придает такому системному свойству как целостности структуры системы, обусловленного другим системным свойством – свойством связности элементов системы. Структурная связность системы является наиболее существенной качественной характеристикой. Именно связность определяет границы социально-экономической системы; приводит к определенному единству хозяйственных интересов ее элементов в их направленности на реализацию общей функции системы [2, с. 96, 97]

В теории социально-экономических систем подчеркивается, что с исчезновением связности элементов (подсистем) исчезнет и сама система. Сущность исследования связности элементов социально-экономических систем, к которым  относятся и территориальные образования, состоит в том, чтобы выявить связи между отдельными элементами системы; описать характер и свойства этих связей.

Для описания связности элементов территориальной системы в ее составе выделяют следующие структурные элементы (подсистемы): «власть», «бизнес», «местное сообщество». Очевидно, что территориальное образование как объект стратегического управления это, прежде всего, местное сообщество, включающее в себя не только местное население, но и его внешние и внутренние связи (социальные, экономические, политические и пр.). Материальным носителем связей местного сообщества территориального образования выступают результаты совместной деятельности его структурных компонентов – местной власти, местного бизнеса и местного населения.

Таким образом, общая теория систем и теория социально-экономических систем определяют следующее очень важное методологическое требование: исследование процесса развития территориального образования как объекта стратегического управления необходимо осуществлять, прежде всего, через выявление и оценку связности его элементов (подсистем): их интересов, действий, результатов действий. Обеспечение связности (взаимодействия) элементов (подсистем) территориального образования необходимо рассматривать как один из основных критериев оценки качества территориального развития. Чем выше уровень связности элементов (подсистем) территориального образования, тем больше возможностей для его устойчивого развития в долгосрочной, то есть стратегической перспективе.

Методология исследования процесса развития территориальных образований как объектов стратегического управления должна включать в себя и методологию определения целей данного процесса. В этой связи целесообразно обратиться к кибернетике. В кибернетике  цель системы рассматривается как основной системообразующий фактор.  Цель системы это то ее конечное состояние, которое должно удовлетворять потребностям как управляющей, так и управляемой подсистем. Цель системы определяют ее надсистемы. При этом нельзя исключать роль местного сообщества в определении целей развития территориального образования.

Для правильной расстановки акцентов в процессе выбора методологических подходов к формированию целей развития территориальной системы имеет большое значение теория самоорганизации систем, то есть синергетика. Данная теория указывает на объективный характер самоорганизации элементов системы как основы формирования системы и движущей силы  ее эволюции. Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы упорядочивания, происходящие в системе за счет действия ее составляющих, т.е. процессы структурирования системы, управляемые изнутри этой системы. [3, с. 29]

Системы, способные к самоорганизации, это открытые системы. Открытость означает наличие постоянных процессов обмена с окружающей средой, обмена веществом, энергией, информацией и т.д. Социально-экономические системы принимают внешние воздействия через механизм межсистемного обмена: обмена природными богатствами, территориями, сферами жизненного пространства, человеческими ресурсами, обмена товарами, капиталом, обмена информацией, ценностями. Все эти формы обмена тесно переплетены и накладываются друг на друга. Усиление такого обмена систем с внешней средой создает определенный задел неравновесности: разные элементы системы по-разному воспринимают влияние окружающей среды, возникают центры структурной неоднородности. Внешние факторы, стимулируя внутренние источники динамизма системы, обусловливают появление новых элементов и структур системы.

Одним из центральных мест синергетики является понятие параметров порядка – величин, переменных, функций, законов, которые подчиняют себе движение системы, ее микро частей. Воздействие на систему управляющих параметров при достижении ими определенных критических значений приводит систему в неустойчивое состояние. В результате коллективных действий разных групп микроэлементов появляются определенные структуры, одни из которых имеют тенденцию к росту, а другие со временем исчезают. Параметры победивших структур называют параметрами порядка. Когда значения параметров порядка близки к критическим, достаточно незначительного воздействия на систему для того, чтобы она скачком перешла из существующего, ставшего неустойчивым, в новое устойчивое состояние. В таких критических поворотных пунктах траектории развития системы – точках бифуркации (ветвления) – происходит выбор альтернатив дальнейшего движения. В какое конкретное состояние перейдет система, какой путь развития выберет – во многом определяется случайными факторами. Тем не менее, случайность, неопределенность не отменяет детерминизм, а дополняет его. Случайность влияет на выбор конкретного направления развития, но оно может быть не каким угодно, а находится в рамках вполне определенного поля возможностей (поля путей развития), существующего у каждой открытой нелинейной системы. Границы поля путей возможностей развития во многом связаны с актуальными и потенциальными структурами системы, сложившимися к данному моменту ее развития. Альтернативность потенциальных структур, т.е. наличие многих, исключающих друг друга при реализации состояний, определяет, чем может и чем не может стать при тех или иных условиях данная система.

Указанная закономерность развития сложных систем имеет особый смысл применительно к стратегическому управлению территориальными системами. Во-первых, стратегическое управление развитием территориальной системы не должно рассматриваться только как волевое вмешательство в процессы, протекающие в системе; во-вторых, стратегическое управление развитием территориальной системы оказывается в принципе невозможным без ясного представления о том, что вообще  представляет собой данная система, каковы закономерности (внутренние и внешние) ее формирования и развития, каковы исторически сложившиеся закономерности и тенденции ее самоорганизации.

Данный вывод весьма существенен с точки зрения эффективности стратегического управления развитием территориальных систем. На практике нередко колоссальные усилия и мощные рычаги воздействия приносят несопоставимо малые результаты, что является свидетельством недостаточно ясного представления о внутренних тенденциях развития системы на основе процессов самоорганизации, на которые накладывается управляющее воздействие.

Таким образом, теория самоорганизации дополняет характеристику основных свойств социально-экономических систем, объясняя природу их эволюции и  указывая на факторы эффективного осуществления данного процесса, что, в свою очередь, обусловливает необходимость пересмотра подходов и методов к определению целей развития территориальных систем и механизмов их достижения. Основная идея синергетики – управление системой  через познание ее сущности, закономерностей и тенденций ее развития в прошлом и настоящем; обоснование активной роли микроэлементов системы при формировании параметров порядка, влияющих на движение системы, выборе путей ее развития – имеет прямое отношение к определению методологии стратегического управления развитием территориальных образований любого уровня.

Методология исследования процесса развития территориальных систем как объектов стратегического управления может базироваться и на положениях институционально-эволюционной теории общественного развития. Так, одним из основных выводов данной теории, имеющим принципиально важное значение для обоснования методологических основ исследования процесса развития территориальных образований, является утверждение общественных институтов как факторов, обеспечивающих поступательное развитие общества.  С помощью институтов, которые рассматриваются как самоподдерживающийся, самовоспроизводящийся социальный феномен (в особенности неформальные институты), в обществе происходит передача информации во времени. Тем самым сохраняются и развиваются определенные социокультурные традиции. На основе формирования и воспроизведения системы институтов в обществе возникает определенный социально-экономический порядок.

Институционально-эволюционная теория, в отличие от многих течений экономической мысли, допускает возможность появления устойчивых случайных траекторий развития социумов. Это сближает ее с синергетическим видением роли случайных факторов в выборе одного из возможных путей развития социальной системы. Возникшая устойчивая траектория социально-экономического развития может оказаться неоптимальной и даже вовсе тупиковой. Но это свидетельствует лишь о том, что спонтанная селекция, имеющая определенную специфику в социальной среде, далеко не всегда действует в соответствии с критерием социальной целесообразности. В этой связи оказывается существенным вопрос о роли сознательного фактора, и прежде всего роли государства, его способности активно влиять на институциональную среду развития социально-экономических систем.

Американский экономист Ф. Хайек определяет эволюцию и самоорганизацию порядка двумя важнейшими аспектами формирования любой сложной структуры. Сложные, высокоорганизованные порядки взаимодействия, по мнению Ф. Хайека, не могут быть объяснены по аналогии с механическими феноменами как результат однонаправленных причинно-следственных  связей. Их можно понять лишь как результат процессов самоорганизации [4, с. 249]. Несмотря на много общих методологических позиций в теории самоорганизации и эволюционных идеях Ф. Хайека, синергетический подход к исследованию социально-экономических систем оставляет больше места сознательной деятельности человека. При этом он ставит человека не рядом, а внутри процесса самоорганизации, что  позволяет  глубже понять закономерности процесса самоорганизации, особенности их проявления в различных типах социально-экономических систем и учесть в управлении их развитием.

Таким образом, территориальное образование в системе стратегического управления это не только объект, но и субъект, определяющий в лице местного сообщества пути и способы развития своей территории. В этой связи ключевым методологическим аспектом исследования (анализа, прогнозирования, планирования и оценки) процесса развития территориальной системы является определение роли взаимосвязи и соотношения организации (то есть, управления) и самоорганизации (то есть, самоуправления) в обеспечении устойчивости развития ее подсистем и системы в целом. Научную базу для решения поставленной исследовательской задачи составляют положения общей теории систем, теории социально-экономических систем, кибернетики, синергетики и положения институционально-эволюционной теории. Логика научного исследования процесса развития территориального образования в контексте названных теорий включает в себя исследование следующих компонентов: связности элементов системы, цели развития системы, соотношения и взаимовлияния процессов управления и самоуправления развитием системы, состояния системы как результата взаимодействия процессов управления и самоуправления деятельностью элементов (подсистем) территориального образования.

Список литературы:

  1. Васильева В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб: Экономистъ, 1999. – 154 с.
  2. Исаев В.В., Немчин А.М. Общая теория социально-экономических систем: учеб. пособие. СПб: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 176 с.
  3. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1984. – 277 с.
  4. Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Наука, 1992. – 350 с.[schema type=»book» name=»МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СИСТЕМ КАК ОБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ» author=»Иванова Татьяна Борисовна, Рудь Евгений Михайлович » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-23″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found