Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

В течение многих десятилетий философия и экономическая наука оказывались «оторванными» друг от друга, а с начала 1990-х годов философия оказалась никому не нужной с точки зрения серьезных государственных интересов. Возможно, это и послужило основной причиной возникновения различных экономических кризисов, в том числе в развитии отечественной экономики. Экономисты нередко ставят вопрос о том, что философы не разработали, не подготовили для экономистов необходимой методологической базы, и поэтому экономистам ничего не остается, как самим браться за разрешение философских проблем в той части экономических исследований, в которой должны быть заняты специалисты в области философии. Подобное положение вещей лежит в основе многих методологических просчетов в системе знания теории экономики и вытекающих из них иных ошибок, касающихся непосредственно всего комплекса экономических наук. Например, выдающийся шведский экономист, лауреат Нобелевской премии за 1974 год, Гуннар Мюрдаль пишет: «Общая философия не смогла обеспечить экономику готовой методологией, в результате чего экономисты вынуждены были в значительной мере полагаться лишь на себя» [4, с.96]. Потому необходимо установление единства философии и экономики,  «вооружения» экономистов тем методологическим богатством, которое наработала философия. При этом теория экономики в значительной мере обогатится, и ее методологические основы будут прояснены, уточнены и получат необходимое продуктивное развитие.

Нужен новый путь в развитии экономики, необходима тесная связь философов с практиками, с экономистами теоретиками как представителями конкретных наук. В этой связи в настоящее время требуется установить и доказать связь философии и экономики, плодотворность такой фундаментальной области научного познания как экономика, плодотворность философской теории и теории познания, философских принципов и т.д. Необходимо, чтобы философов слышали и понимали, не только деятели науки, но и политики, представители власти и все, интересующиеся проблемами развития нашего общества.

В ходе философского анализа экономических проектов выясняются адекватные методологии исследования и соответствующие им теории познания. Научное познание неразрывно связано с мышлением, которое осуществляется по определенным законам, предполагающим соответствующую логику. Как пишет П. Ульрих, «эта логика (экономическая – О. Л.) обладает собственными нормами – задача в том, чтобы обнаружить их внутри экономического мышления» [5, с.11] В системе этой логики осуществляется процесс научного познания. Итогом философского познания экономической сферы общественной жизни становится выявление принципов, способов и форм производства общественной жизни в целях построения и реализации адекватных экономических проектов.

Все проекты экономического развития реализуются в соответствии с разработанными теориями, имеющие собственные методы построения и логику научного мышления. Любое мышление, в том числе и экономическое, осуществляется по определенным логико-методологическим основаниям, соответствующим основным системам философского познания: диалектической и метафизической, актуализирующие соответствующие стили экономического мышления.

Основой метафизического стиля экономического познания изначально выступала скептицистская методология, агностицизм как признание непознаваемости сущности явлений и процессов действительности, и соответствующие им принципы: принцип дуализма, согласно которому сущность и явления не взаимосвязаны, и принцип антропоцентризма, согласно которому познание осуществляется произвольно избранными средствами. В соответствии с данными принципами процесс познания ограничивается либо описаниями явлений и процессов, либо их  конструированиями. Для построения метафизических экономических теорий по принципу антропоцентризма принимается набор понятий, совокупность аксиом и устанавливается система доказательств на основе формальных логик. В этой системе познания вступает в силу теория познания как теория репрезентации. Основы метафизической методологии были заданы еще средневековыми схоластами, принимающими формальную логику в качестве системы доказательств в искусстве споров и аргументации истины. Для этого средневековыми схоластами были разработаны два основных типа формальных логик: индуктивные и дедуктивные, которые выступили образцами построения индуктивных и дедуктивных теорий. При этом, одно направление схоластики – номинализм – придает особое значение индуктивным формальным логикам и индуктивным теориям; другое направление – реализм – дедуктивным логикам и дедуктивным теориям. Номинализм и реализм являются двумя версиями дуализма: согласно номинализму первичным выступает материальное по отношению к идеальному; согласно реализму – идеальное первично по отношению к материальному. Теория познания как теория репрезентации и соответствующие ей индуктивные и дедуктивные формальные логики составляют содержание метафизического стиля научного мышления в экономике. Важно, что формальные логики раскрываются в особых отношениях, в частности, как образцы экономического мышления и построения экономических теорий.

Диалектические основания стиля мышления актуализируют принципы единства мира и всеобщей связи явлений. Эти принципы легли в основу содержательной диалектической логики, согласно которой форма и содержание находятся в диалектическом единстве. Как пишет П. В. Копнин, «формальная логика, изучая формы мышления, отвлекается от их конкретного содержания, а диалектическая логика, изучая процесс развития понятий, суждений и т. д., не абстрагируется и не может абстрагироваться от их содержания, ибо в отвлечении от содержания нельзя понять этот процесс» [3, с.80]. В этой связи диалектическая логика является содержательной логикой и выступает в качестве стандарта научности диалектических экономических теорий. Потому для этой логики, изучающей явления и процессы так, как они существуют в действительности, адекватна теория познания как теория отражения, в рамках которой образ и прообраз неотделимы друг от друга. Теория познания предполагает соответствующую ей методологию исследования, обусловливающую диалектическое экономическое мышление.

На различении формальной и диалектической логик акцентирует внимание русский философ Э. В. Ильенков. Он пишет: «Метафизическое мышление, то есть такое мышление, которое принимает формальную логику и превыше всего ставит закон, запрещающий противоречие в определениях. Напротив, диалектическое мышление и соответствующая ему логика возникают именно там и тогда, когда метафизическое мышление с формальной логикой окончательно и безвыходно запутывается в противоречиях с самим собой, одних своих выводов – с другими, каждый их которых получен при точнейшем соблюдении всех норм и постулатов рассудочного мышления, свод которых представляет собой формальная логика» [1]. Экономическое мышление, так же как и мышление в целом, востребует материалы или формальной логики, или диалектической, что является основанием для классификации экономического мышления на метафизическое и диалектическое. Таким образом, руководствуясь двумя основными философскими системами теоретизирования:  диалектической и метафизической выявляются соответствующие стили научного познания. В данном отношении важно не столько соответствие экономического мышления законам логики, сколько востребованность логики в качестве стандарта научности, согласно которому оценивается научность экономического мышления и намечается продуктивность философии экономики.

Стиль экономического мышления реализуется в теориях, по которым строятся соответствующие экономические проекты. Экономический путь развития каждой страны индивидуален и зависит от многих условий, в том числе от приобретенного исторического опыта, детерминирующего соответствующий тип экономического мышления. Экономическое мышление раскрывается в построении экономических теорий, на основе которых разрабатываются проекты экономического развития, обусловливающие характер хозяйственной деятельности. При этом либеральные и консервативные экономические проекты отвечают метафизическому экономическому мышлению, созидательный (информационный) экономический проект – диалектическому экономическому мышлению.

Английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории Джон Мейнард Кейнс пишет: «Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям» [2, с.52]. Несомненно, что для получения правильных заключений необходимо руководствоваться адекватной методологией познания, владеть «техникой мышления», заключающейся в понимании того, как строится та или иная теория, в системе какой теории познания, логики и принятой методологии исследования. При этом логика исследования выступает в качестве стандартов научности разрабатываемых теорий, обеспечивая экономическую теорию полнотой, строгостью и непротиворечивостью. Стандарты научности позволяют превратить экономическое мышление в научное мышление, в чем и заключается задача философии экономики.

Философское изучение экономических явлений и процессов, их философско-методологический анализ, в ходе которого реализуются адекватные методологии исследования и соответствующие им теории познания, раскрывает возможность избежать ошибок при разработке экономических программ, предупредить наступление экономических кризисов. При этом экономическое мышление становится проектным мышлением, то есть мышлением, востребующим необходимые философско-методологические  традиции, которые позволяют разобраться, как утверждаются соответствующие общества.

Сложная экономическая  ситуация в нашей стране актуализирует проблему выбора дальнейшего направления экономического развития. История экономики нашего Отечества доказывает противоестественность и бесплодность для нашей страны, как либерального проекта экономики, так и консервативного, разрабатываемых по метафизическим теориям. Действительно, на протяжении достаточно длительного периода времени признавались и реализовывались два основных типа экономических проекта: проект «социалистической» плановой экономики и проект «капиталистической» рыночной экономики. При этом, раскрывая методологические основания этих проектов, выясняется, что и консервативный, и либеральный проекты разрабатывались в лучших традициях метафизической системы теоретизирования, истоки которых выявляются в системе многовековой дискуссии между номиналистами и реалистами. В рамках этих дискуссий необходимо было принимать проект плановой экономики (реализм) и отвергать теорию рыночной экономики, или принимать проект рыночной экономики (номинализм) и доказывать несостоятельность проекта плановой экономики. Спор между неоконсерваторами и неолибералами обусловливает развитие экономического дуализма, выходом из которого является разработка диалектического экономического проекта, т.е. информационного.

В ходе философского анализа экономической сферы жизни общества доказывается ошибочность и порочность  экономического дуализма в условиях развития нашего общества, когда принимаются во внимание только консервативный или либеральный проекты экономики, и практически полностью игнорируется реальная экономическая история нашей страны. Игнорирование объективных условий развития общества обходится непомерно дорого. Трагические коллизии, вызванные, в какой-то мере, неосмотрительностью, непродуманностью, поспешностью проведения экономических реформ, их недальновидностью тяжко сказались на судьбе нашей страны. Очевидно, что созидательный (информационный) экономический проект, учитывающий наличные объективные условия и субъективные факторов развития нашей страны, не может быть замещен ни консервативными, ни либеральными экономическими проектами без трагических последствий. В то время, когда осуществляется реформирование экономики, должны играть роль не либералы или консерваторы, а важнейшая роль должна принадлежать философам, которые знают суть либеральной экономики, консервативной экономики и роль философии в научном познании. И по этой причине необходим глубокий философский анализ экономических проектов, особенно, информационного экономического проекта, подлежащего дальнейшему фундаментальному исследованию, способного послужить исправлению допущенных экономических ошибок и заблуждений. Важно понимать, что каждый экономический проект эффективен при соответствующих объективных условиях и субъективных факторов развития общества.

Таким образом, роль философии в экономическом развитии общества заключается в выявлении и обосновании эффективности и целесообразности экономического развития, что позволит повысить качество экономических проектов, сделать данные проекты адекватными историческому опыту экономического жизнеутверждения той или иной страны и ее народа.

Список литературы

  1. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении [Электронный ресурс] / URL: (дата обращения 27.07.2013)
  2. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.
  3. Копнип П.В. Диалектика как логика и теория познания. Опыт логико-гносеологического исследования. Москва: Наука, 1973. — 324 с.
  4. Мюрдаль Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы / Пер. с англ. А.В. Еврейскова и О.Г. Клесмет. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1958. — 555 с.
  5. Ульрих П. Критика экономизма. М.: Вузовская книга, — 120 c.[schema type=»book» name=»ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» author=»Летунова Ольга Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-03″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found
slot gacor slot gacor slot gacorslot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor streaming bola slot gacor slot demo slot gacor slot gacor slot gacor slot gacor