Тема статьи посвящёна проблеме транскрипции внутреннего содержания скандинавского мифа о смерти бога Бальдра. В «Старшей» и «Младшей Эдде» виновником данного события, а затем и дальнейшего разрушения всего человеческого мироздания, общепринято является бог Локи. Однако существует и другая гипотеза, которая предполагает, что в смерти Бальдра мог быть виновен бог Один, то есть его собственный отец. Эта концепция и будет предметом нашего исследования в данной статье.
В скандинавских эпосах и сказаниях исток мотива борьбы между отцом и сыном усматривается в мифе о боге, убивающем собственного сына, то есть Одине убивающем Бальдра [см. 4, c. 21]. Приведем доводы, делающие данную концепцию состоятельной. Первое, на что необходимо обратить внимание — это характер образа Локи. В общей мифологической системе скандинавов он является трикстером. Трикстерами считают существ, людей и богов, которые так или иначе нарушают правила и моральные устои общества. К. Юнг обосновал данный архетип, охарактеризовав его с психологической стороны.
Трикстер – это существо с необузданной энергией, реализующейся через акты индивидуума. Этимология слова «зло» имеет значение чрезмерной активности, то есть необузданной энергии [см. 5, с. 154]. Такая энергетическая необузданность Локи позволила в последствие переосмыслить образ этого бога, как источник и воплощение зла. Позднее его даже олицетворяли с Сатаной, хотя первоначально он и не имел ничего общего с инфернальной и антагонистической аппозицией богам Асгарда. В целом, для скандинавской мифологии не была характерна чёткая дифференциация на добро и зло, хотя и существовало представление о враждебных силах, противостоящих богам и людям. К таким силам можно отнести инистых великанов, или Йотунов, огненных Великанов (например, Сурт), богиню Хель и обитателей Нифельхейма.
Локи описывается так: «Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки» [12, с. 31]. Изначально этот Бог персонифицировал дух развлечения и праздности, который гармонично сочетался с духом труда, олицетворением которого был Тор [см. 3, с. 199]. Именно поэтому существует множество мифологем, в которых описывается странствие Тора в компании Локи. В скандинавской мифологии этот бог часто помогал другим богам [см. 3, с. 201-203] и людям [см. 8, с. 128]. Несмотря на то, что он же сам и создавал определённые ситуативные моменты, в которых боги оказывались в трудном положении, тем не менее, он же их и выручал. Благодаря его хитрости была освобождена от брака с инистым великаном из Ётунхейма Фрейя и в возвращён молот Мьёльнир Тору. Существует также гипотеза о причастности Локи к созданию людей (см. примечание №1). Стоит отметить, что лукавство и шутки этого персонажа стали причиной появления некоторых священных атрибутов скандинавских божеств (см. примечание №2). Некоторые мифологемы раскрывают его, как жестокого и хитрого бога, который способен предать и обмануть.
Причиной большинства проделок Локи является его природа трикстера.
Справедливо замечание Карла Юнга в работе «Душа и миф. Шесть архетипов», что данный образ неоднозначен, и парадоксален по своей сущности (см. примечание №3).
Смерть Бальдра, в соответствии с традиционной интерпретацией данной мифологемы, это следствие шутки бога Локи. Учитывая сущность Локи как трикстера, то есть существа, не имеющего чётких нравственных представлений и границ, то неудивительно, что для него это действие (убийство Бальдра) являлось лишь очередной «шалостью», которыми он часто досаждал богам Асгарда. Согласно мифологеме, Локи убил Бальдра не собственными руками, а хитростью заставил это сделать слепого бога Хёда. В результате не только Бальдр был убит руками Хёда, но и сам Хёд также был убит своим братом, богом Вали, в отместку за первого (см. примечание №4). Именно с этого начинаются эсхатологические события скандинавской мифологии — Регнарёк. Смерть двух этих персоналий символизирует обмирщение мира. Иными словами, была нарушена гармония тёмного и светлого онтологического начала, и соответственно мир тем самым, со смертью этих богов, лишился своего внутреннего содержания, так как «чем больше реальности свойственно природе какой-нибудь вещи, тем более она имеет в себе сил, чтобы существовать» [11, c. 14]. Потеря внутреннего содержания привела к деструкции всего бытия, которая репрезентуется через апокалиптические события.
Как отмечалось выше, существует мнение, что не Локи был причастен к смерти Бальдра, а бог Один. У царя Асгарда существовал свой этиологический примат. Для понимания этой гипотезы необходимо обратится к персоналиям Бальдра и остальных обитателей Асгарда. Бальдр – это воплощение чистоты и добра. Он отличался от остальных богов, так как в нём не было воинствующего и жестокого начала. Его никогда не привлекали состязания и войны, он никогда не принимал в них участия. На этом стоит остановиться и сделать небольшую ремарку: Бальдр отличался от асгардцев, так же как и Локи (см. примечание №5). Оба они были не такими как все, но в разных аспектах. Если активность первого имплицитна, то есть в мифологемах он выступает как пассивный и статический персонаж, то второй наоборот – активен и динамичен. Можно сказать, что Локи и его действия является катализатором активности богов Асгарда, а его роль эксплицитна.
Б. Спиноза отмечает, что «мы стремимся утверждать о себе и о любимом предмете все то, что, как мы воображаем, причиняет нам или любимой вещи радость; и, напротив, стремимся отрицать все то, что, как мы воображаем, нам или любимой вещи причиняет печаль» [11, c. 146], и что «каждый, насколько может, стремится к тому, чтобы все любили то, что он любит, и ненавидели то, что он ненавидит» [11, c. 154]. Предположим, что Один очень хотел, чтобы Бальдр ничем не отличался от остальных божеств. Тогда весь сюжет убийства Бальдра – это картина неудавшейся инициации, то есть посвящения в более высокий статус в обществе. Почему «неудавшейся инициации»? А потому, что после своей смерти этот светлый бог отправился в Хель, куда попадают люди, умершие от болезни или старости, тогда как умершим насильственной смертью, в частности в бою, было уготовано место в Вальхалле (см. примечание №6).
Один в скандинавской мифологии считался богом насильственной смерти [см. 10, c. 209]. Но, тем не менее, утверждение, что он желал смерти Бальдру, очень сомнительно ввиду характеристики царя Асгарда, как самого благого из небожителей. Вероятнее всего, Один желал видеть Бальдра, этого светлого бога, в числе воинов Вальхаллы, даже, несмотря на то, что его собственные действия носили характер физического насилия (см. примечание №7). Р. Генон говорит о трёх основах настоящей инициации: это предрасположенность, трансмиссия (связь с традицией), и собственная работа [см. 2, с. 165]. Но Бальдр был совершенно иным богом, и он не обладал теми чертами характера, которые связывали бы его с традициями остальных богов. Также он не имел предрасположенности к тем знаниям и возможностям, которые дала бы ему инициация. Ритуал инициации не имеет никакого эффекта без трёх вышеперечисленных компонентов, а зачастую может принести и вред практикующему. Поэтому можно предположить, что причиной смерти Бальдра послужил ритуал инициации, задуманный Одином.
И здесь возникает вопрос, почему же тогда в мифологемах именно действия Локи являются причиной смерти Бальдра, а не действия Одина? Для решения данной проблемы необходимо проанализировать образы двух этих богов. Дело в том, что Локи является исполнителем общей цели и замыслов Одина [см. 13, с. 48]. Он космогонический и онтологический двойник царя Асгарда, и лишь в рамках эсхатологической картины становится его антагонистом. Можно предположить, что Один мог использовать Локи в своих интересах, а именно в попытке инициации Бальдра. Всеотец Асгарда – неоднозначный персонаж скандинавской мифологии. Он использует Локи и Тора в своих целях, и они же являются персонифицированными отражениями его качеств: с одной стороны, как героя и победителя (Тор), с другой – как искусного мастера хитростей, коварства, а также знатока магии (Локи) [см. 13, с. 48].
Действия Локи продиктованы его природой трикстера и носят характер шутки и праздности. От его проделок остальные божества практически не страдали (см. примечание №8), кроме него самого. А хитрость Одина и непостоянство в покровительстве своих «любимчиков», указывают на его коварство и жестокий нрав. Это дает возможность предположить, что Локи мог стать орудием в руках Одина. Либо, учитывая тот факт, что царь Асгарда отличался магическими способностями, он сам мог перевоплотиться в трикстера и исполнить задуманное.
Далее рассмотрим, что повлекла за собой смерть Бальдра и проанализируем телеологические и этиологические её аспекты. Гибель этого светлого бога – не акцидентное стечение обстоятельств, а онтологический провиденциализм за грехи богов. Они изначально несовершенны и обречены на смерть, так как смирились со злом, которое было среди них [см. 3, с. 289]. Согласно мифологии это зло олицетворяет Локи. Этот бог обрёл над асгардцами огромную власть, сея зло. Он заставлял отказаться их от собственных нравственных принципов, что повлекло разрушение мира и Регнарёк. Однако стоит заметить, что «ответственный поступок и есть поступок на основе признания долженствующей единственности» [1, c. 40]. Иными словами, даже если Локи и подталкивал богов к какому-либо решению или действию, ответственность за реализацию поступка из теоретического в практическое, несут они сами. Кроме того, единственный сюжет мифологии, который детерминировал Локи как персонаж инфернальный это смерть Бальдра. Однако выше мы рассмотрели и иные причины данного события.
Убийство Хёдом Бальдра символизирует проникновение тьмы и греха во все сферы бытия, так как было уничтожено то единственное светлое и чистое, что оставалось у богов. С этого момента нравственная деградация разрушает мироздание. При этом изменяются и сами боги. Миф о ритуальных похоронах Бальдра, ярко репрезентует, что и сами асгардцы подверглись злу. Во время процессии умерла от горя богиня Нанна (цветущая), а Тором был убит карлик Лит (цветной), что как бы символизирует исчезновение из мироздания определённых положительных аспектов [см. 12, с. 49]. Этот миф представляет эсхатологическую картину мира – обмирщение, увядание, разрушения бытия.
Он отразил также отказ от нравственности и деморализацию асгардцев. Об этом говорит поступок Одина, который бросает в костёр кольцо Драупнир [см. 12, с. 49]. Значение символа кольца – это определённое ограничение, при этом чаще всего моральное. Иными словами, бросив Драупнир в костёр, Один окончательно пожертвовал нравственными ценностями мироздания. Несмотря на то, что после этого кольцо обрело свойство создавать 8 колец такого же веса, однако они не обладали такими же свойствами. Эти кольца олицетворяют новые ценности старого мира, которые на первый взгляд и являются абсолютными, но их внутреннее содержание пусто.
Нравственная деморализация приводит к апокалиптическому разрушению бытия, или Рагнарёку. Нравственные принципы скандинавской мифологии эсхатологизируется, как в принципе и она вся [см. 13, с. 39]. Подобно тому, как Локи, несмотря на природу трикстера, принимает решение и встаёт на сторону тьмы, какой-либо нравственный выбор необходимо сделать и каждому индивиду. Архетип трикстера развенчивается, и нравственная детерминация становится неотъемлемой частью эсхатологической картины разрушения мира. Однако это не окончательное уничтожение бытия. После великой битвы в новом мире воскреснет Хёд, Бальдр, а также иные потомки Одина и Тора, то есть все те, кто не подвергся влиянию зла. Спасутся и два человека, которые возродят род человеческий [см. 7, с. 79]. Этот мир будет без зла и тьмы, и его правителем будет Бальдр. Можно сказать, что в религии скандинавов впервые проявляется феномен «эсхатологического катарсиса» (см. примечание №9), как процесса становления нового мира без зла.
В заключении необходимо отметить, что Локи вместе с Бальдром и Хёдом составляют эсхатологическую триаду в противовес космогонической: Один, Лодур, Хёнир. Первая триада – эсхатологический субстрат Рагнарёка, а вторая триада является основоположницей мироздания и человека. Стоит отметить, что Локи присутствует, как и при творении мира, так и при его разрушении. По своей космогонической функции он подобен Шиве, так как является одновременно и творцом, и разрушителем. К. Юнг отмечает, что трикстер – это предтеча спасителя [см. 14, с. 347], однако в скандинавской мифологии нет персоналии, которую можно было так назвать. Но, тем не менее, можно утверждать, что Локи является персонажем, который реализует онтологический план по искоренению мира от зла.
Примечания
- Дело в том, что антропогонической триадой богов считают не Одина, Вили и Ве, а Одина, Хёнира и Лодура [см. 7, с. 27] (одно из хейти или имён Локи). При этом последний подарил людям возможность двигаться, а также чувствовать.
- Корабль Скидбланднир, копьё Одина Гунгнир, кольцо Одина Драупнир, молот Тора Мьёльнир [см. 12, с. 71] и конь Слейпнир [см. 12, с. 39-40].
- «Трикстер – предтеча спасителя, подобно последнему, является Богом, человеком и животным в одном лице. Он – и человек, и сверхчеловек, и животное, и божественное существо, главный и наиболее пугающий признак которого – его бессознательное. По этой причине его покидают товарищи (очевидно, люди), что, по-видимому, указывает на отставание его уровня сознания от их. Он настолько бессознателен по отношению к самому себе, что его тело не является единым целым; две его руки бьются друг с другом» [14, c. 347].
- В Старшей Эдде отмечается, что именно на пороге разрушения мироздания брат пойдёт на брата [см. 7, с. 33]. Бальдр и Хёд – родные братья, первый олицетворял свет и чистоту, второй – тьму и грех.
- Локи по своему происхождению (от Йотунов, или инистых великанов), а Бальдр – по своей нравственной и социальной детерминации.
- Стоит отметить, что возможно причиной такой чёткой дефиниции праведников и грешников, а также отведённого для них места после смерти, это влияние христианства [см. 12, с. 124].
- «Нельзя сказать, что преднамеренное физическое воздействие есть зло. Да, воздействие предполагает волевое усилие, но оно само по себе не есть зло, т.к. оно может обслуживать стремление добра и справедливости. Но воля может быть зла, тогда она становится механизмом злобной одержимости и становится слепа. Но она может и не быть зла, и сохранять верность своей природе, т.е. стремление к добру и справедливости» [6, c. 66].
- В мифологемах нет упоминаний о том, что действия Локи привели к смерти кого-нибудь из богов.
- Под данным термином необходимо понимать процесс конца света не как совокупность экзистенциальных и бытийных событий, а как трансцендентное и спиритуалистическое очищение бытия от морального зла. У каждой религии процесс очищения имеет свои специфические особенности, однако все они заканчиваются изничтожением зла.
Список литературы:
- Бахтин М.М. Собрание сочинений в 6 томах. Т.1. М.: Изд-во «Русские словари», 2003. – 956 с.
- Генон Р. Кризис современного мира. М.: Эксмо, 2008. – 784 с.
- Гербер Хелен. Мифы Северной Европы / пер. с англ. Г.Г. Петровой. М.: ЗАО Центрполиграф, – 400 с.
- Гуревич А.Я. Избранные труды. Норвежское общество. М.: Традиция, 2009. – 470 с.
- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Энциклопедический словарь. М.: Гордарики, 2001. – 671 с.
- Ильин И.А.. Собрание сочинений: в 10 т. Т.5. М.: Русская книга, 1996. – 608 с.
- Исландский Эпос. Старшая Эдда / Перевод А. Корсуна. СПб.: Азбука-классика, 2008. – 464 с.
- Мелетинский Е.М. «Эдда» и ранние формы эпоса, М.: Наука, 1968. – 365 с.
- Мелетинский Е.М. От мифа к литературе. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001. – 169 с.
- Симпсон Жаклин. Викинги. Быт, религия, культура / пер. с анrл. Н.Ю. Чехонадской. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 239 c.
- Спиноза Б. Этика. М.: АСТ, 2001. – 336 с.
- Стурлусон Снорри. Младшая Эдда. СПб.: Наука, – 139 с.
- Труды по знаковым системам №7 // коллектив авторов, отв. ред. З. Минц. Тарту: Тартуский государственный университет, 1975. – 308 с.
- Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: Port-Royal, 1997. – 384 с.[schema type=»book» name=»ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ И ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СМЕРТИ БАЛЬДРА И ЗНАЧЕНИЕ БОГА ЛОКИ ДЛЯ СКАНДИНАВСКОЙ МИФОЛОГИИ» author=»Петев Николай Иванович» publisher=»БАСРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]