Осознание того, что человек живет лишь один раз, и смерть его неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Жизнь в этом мире имеет смысл именно потому, что есть смерть.
Культурная установка любого общества должна быть искусно спланирована так, чтобы люди обманывались и отвлекались от мыслей о смерти, продолжая жить, работать и надеяться, что конец жизни будет для них сюрпризом. Большинство людей покупаются на обман, касающийся нашей человеческой природы. Они подавляют истину о смерти и продолжают заниматься ежедневными делами так, как будто будут жить вечно.
Ребенок не понимает, что такое смерть. Молодой человек думает, что это случится не сейчас. Старик убежден, что это произойдет сегодня не с ним. Мы бегаем от смерти, отказываясь понимать, что она и есть конечная точка любого побега.
Философы и социологи отмечают, что простые житейские и карьерные дела являются подсознательными попытками уклонения от страшной истины о смерти. Однако иногда структуры общественного обмана рушатся, и происходит ломка систем убеждения, подавляющих осознание смерти. Когда это случается, отчаяние охватывает умы всех, включая молодых людей.
Мы живем именно в такое время. Истина о смерти утверждена, и в обществе преобладает болезненное мышление. Подростки часто совершают самоубийства, признавая бессмысленность жизни. Молодежные направления в стиле «готика»; музыкальные альбомы с такими названиями, как «Вампирские песни», «Зловещие мертвецы», «Восставшие из ада»; художественные фильмы об убийцах, маньяках, мертвецах и вампирах; документальные фильмы о конце света, о тайнах и призраках; телепередачи и шоу о человеческих страданиях вызывают у людей страх, боль, незащищённость и неимение выхода из ужасов, подстерегающих их на каждом шагу.
Молодые люди узнают сегодня из СМИ слишком много и слишком рано. Когда общество больше не обеспечивает своих граждан средствами для подавления смерти, то люди должны искать свой путь спасения, свой собственный выход из недопустимой истины.
Самым примитивным, но и, пожалуй, самый распространенным выходом являются наркотики и алкоголь. Мы же рассмотрим те способы, которые представляют действительный интерес для изучения. Одни находят такой выход в умственных и душевных болезнях, другие – в религиозной преданности, третьи — в творчестве, четвертые в героизме. Каждый пытается найти основу жизни, отвлекающей его от мыслей о смерти.
- Фантазия как защита. У многих людей есть скрытые фантазии, в которых выполняется невозможное, и свершаются великие дела. Например, любой игрок футбольной команды придумывал себе ситуации, в которых он забивает победный мяч. Почти каждый из нас мечтал о благородном поступке, который вызовет восхищение целого мира.
Для большинства из нас мания величия является лишь временным отвлечением и небольшим жизненным опытом. Фантазия редко становится действительностью, так как преимущества ее весьма ограничены. Все мы знаем людей разных профессий (актеров, спортсменов, политиков и т.д.), которые однажды вызвали восхищение и аплодисменты, а затем потратил остальную часть жизни на попытки снова пережить этот успех. Они считают недопустимым, что люди быстро забыли об их славе, и проживают дальнейшую жизнь в положении «звезды». Некоторые из нас говорят с жалостью: «Они живут прошлым». А что было бы с этими людьми, если бы они никогда не испытали славы?
Забыть о смерти, благодаря мании величия, получается редко, исключение составляют шизофреники. Через шизофрению люди пытаются преодолеть двойственность человеческой природы, выпадая из реальности. Посещая выдуманный мир, они теряют часть своей природы и представляют себя сверхлюдьми, например, богами или мессиями. Другие становятся Наполеоном, Юлием Цезарем, Гитлером. Они принимают тождество тех, кто творил дела монументального значения, тем самым создавая себе иллюзию бессмертия. Шизофрения является экстремальным выходом. Вместо нее мы ищем другие пути, позволяющие найти временный выход из тяжелого бремени истины о смерти.
- Перенесение как лечение. Одним из средств выхода сознания о смерти, согласно Э. Беккеру [1], является идентификация с личностью, создающей впечатление бессмертия. Многие люди солидаризируются с героем, который кажется им сверхчеловеком. Они растворяются в этом лидере, приобретая чувство силы и значение, которые могли бы быть и у них. Неофрейдисты, как например, Беккер, полагают, что в большинстве случаев людям просто необходима власть фюрера. Мы сами себя обманываем, полагая, что лидер, подобно Гитлеру, навязывает себя людям и заставляет подчиняться своей воле. Согласно Беккеру, люди сами пытаются быть подавленными всемогущим лидером в надежде разделить с ним его явное бессмертие. Такие психологические потребности рождают диктаторов.
Если верить неофрейдистам, то современный атеизм, делая акцент на временной природе человеческого существования, способствовал тоталитарному режиму двадцатого столетия. Теория Беккера облегчает объяснение того, почему немецкий народ охотно принял фашистскую диктатуру. Жизнь в обществе была настолько беспорядочной, что обычные методы подавления истины о человеческой природе потеряли эффективность, люди искали бессмертия через тождественность с тем, кто, как им казалось, был похож на Бога. Гитлер для них был больше, чем просто политический лидер. Он был их спасителем.
Не только известные люди могут служить в качестве объектов спасения от смерти. Например, З. Фрейд [6] признавал, что как психоаналитик он часто оказывался в этой роли. Его пациенты имели тенденцию идентифицироваться с ним во время лечения, и окончание сеанса часто оставляло их в глубоком отчаянии. Иногда пациентам психоаналитик кажется всемогущим и всеведущим. Фрейд понимал, что это может привести к субъективному перенесению. Есть ситуации, когда многие пытаются избежать экзистенциальных ограничений, идентифицируя себя с человеком, символизирующим бессмертие
- Религия как спасение. Религия является одним из наиболее распространенных выходов из жизненных проблем. Например, Отто Ранк [5] говорил, что через религиозное перенесение каждый из нас ищет понимания того, что делает нас особенными; каждый из нас ищет открытия уникальных даров Бога, которые Он определил для всех нас. Вера – основное действие перенесения. Растворение во Христе — сущность веры христианина, и библейские послания полны призывами сделать это. Тем, кто утомлен бременем смерти, страхом смерти и виной, связанной с неудачей по реализации своего потенциала, Иисус говорит: «Придите ко мне все утруждающиеся и обремененные, и я успокою вас; возьмите иго мое на себя; и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое благо, и бремя мое легко» (Матфей 11:28-30).
Внимательное чтение Священного писания помогает нам увидеть, что растворение в делах Христа — единственный путь продолжать жить жизнью в изобилии. «Тогда Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за мною, отвергни себя и возьми крест свой, и следуй за мной; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради меня, тот обретет ее» (Матфей 16:24 25).
Христиане — это люди, которые полностью идентифицируются с Христом, и через Него чувствуют единство с Богом. Они воодушевлены молитвой Христа: «Да будут все едино: как Ты, Отче, во мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал меня» (Иоанн 17:21).
Через идентификацию с Христом страх и вина, связанные с нереализованным потенциалом, преодолеваются. Христиане могут сказать: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13) [2].
- 4. Романтика как выход.
В нашем мире многие люди не могут найти спасение через идентификацию с Христом, поскольку считают веру в Бога интеллектуально невозможной. Эти люди не нуждаются в религии, в страхе смерти, и у них нет необходимости в перенесении. Они жертвы современности. Но и такие люди нуждаются в спасении. Они ищут объекты для перенесения, несущие бремя, непосильное для этих людей.
Обычно объектом перенесения в обществе, где «Бог умер», является любимый человек — элемент из плоти и крови противоположного пола, обеспечивающий временное избавление от боли человеческого существования. В этом случае возлюбленному приписываются божественные качества. Когда возлюбленный становится объектом перенесения, он выполняет функции Бога. Вот почему в большинстве лирических стихов и песен нашей культуры используется словарь, по традиции принадлежащий религии: «Без тебя, без тебя, все ненужным стало сразу без тебя..», «Я тобой живу, тобой дышу и во сне, и наяву…», «…ты не ангел, но для меня сошла ты с небес..», «Только об одном я тебя молю: стань моею, жить без тебя не могу…»
В лирике желание и готовность жертвовать ради любимых настолько огромны, что они могут сравниться лишь с пожертвованиями Богу. Человек полностью растворяется в любимом и верит, что не сможет никогда жить без него. Процесс перенесения на возлюбленного может закончиться героическим поступком. Во все времена существовали истории о жертвах во имя любви. Для любимых убивали драконов, совершались самоубийства.
Делая возлюбленных объектами перенесения, люди создают ряд проблем. Любимый человек, в конце концов, принесет разочарование, ведь он или она всего лишь человек. Рано или поздно совершенный образ исчезает. Ежедневно распадаются браки, поскольку жены жалуются, что их мужья не те, что были вначале романа. Мужья разочаровываются, когда понимают, что их жены — простые смертные.
К сожалению, возлюбленные почти всегда предают наше идеальное представление о них. Трагедия Дон Жуана состоит не только в разбитых сердцах женщин, которых он использовал и бросал, а в его неудаче найти в любой из них спасение, которое он отчаянно искал. С каждой любовницей он надеялся найти то, что было достойно поклонения, способного дать ему бессмертие и то, что заслуживает великих жертв. К своему разочарованию он понимал, что все они земные, и он искал спасение там, где его не было.
- Творчество как облегчение страданий.
Ницше [4] однажды сказал, что через искусство страдание может превратиться в нечто прекрасное, т.е. это возможный выход из деструктивной экзистенциальной истины. Художник способен «определить» агонию своей души на холсте, в музыкальном произведении или в рукописи. Художник выражает свою душу в искусстве и получает внешний вид своих страданий. Выполненные работы являются более чем просто «красивыми вещами», которые используют для украшения стен, ставят в прихожих или иным способом заставляют развлекать общество. Искусство в своем наилучшем проявлении – это терапия страха смерти.
Сальвадор Дали и Пабло Пикассо не желали продавать свои картины. Они, как и все настоящие художники, чувствовали, что в некоторой степени сами были воплощением того, что создали. У них не было желания выставлять напоказ свои души критикам, обсуждающим сбалансированность и сочетание цветов.
Многие из нас пытались хоть раз в жизни сочинить стихотворение или написать картину. Психологами отмечено, что это «творчество» почти всегда связано с трагедиями нашей жизни. Возможно, это неудачи, неудовлетворенность жизнью, смерть близкого человека, безответная любовь. Мы можем уложиться в считанные часы и написать стихотворение — дать отдушину своим чувствам. На нас «находит» творчество, и мы выражаем что-то важное. Не имеет значения, что мир не увидит того, что мы создали. Мы создали это для самих себя, или, возможно, для Бога, который является причиной всего истинного искусства.
Современные люди не любят картин, отображающих наши души. Они не признают музыку, несущую действительную истину о жизни и смерти. Они ищут в музыке, картинах отвлечения и не хотят задумываться о действительности.
- Героизм как утверждение человеческой природы.
Эрнест Беккер считает, что самым лучшим способом преодоления дилеммы человеческого существования является героизм. Мы чувствуем, что сможем смело встретить смерть только в том случае, если свершим что-то героическое. Героизм удовлетворяет то, что необходимо для человеческого существования. Он обеспечивает каждому возможность реализации огромных возможностей, которые мы чувствуем в себе. Самые лучшие герои — это трагические герои, которые проигнорировали свои человеческие ограничения и попытались, подобно Икару, взлететь к солнцу.
В героизме проявляются наша человеческая природа и наша божественность. Здесь задействованы оба измерения нашей парадоксальной сущности. Мы утверждаем нашу божественность, делая то, что достойно богов, и мы утверждаем нашу человеческую природу, принимая риск, доступный только смертным. Герои не сдаются пассивно своим слабостям и не заставляют свою мечту замолчать. Они предпринимают великие дела и решают задачи, которые кажутся им достойными.
- Виртуальная реальность как уход от действительности.
Ж. Бодрийар [3] ввел в философию понятие гиперреальности, которая способна доминировать над подлинной реальностью и быть убедительнее ее. К примеру, пишет Бодрийар, посетитель виртуального музея может войти в «Завтрак на траве» Мане и усесться там сам. Современное постиндустриальное общество характеризуется как информационное. Задача информационных технологий – воспитание сознания, склонного к потреблению экранной культуры и не умеющего противостоять погружению в компьютерную реальность – в изолированный виртуальный мир. Массовое использование компьютеров оказывает влияние на сознание людей, разрушает представления о правильном и неправильном, добре и зле, делает возможным переход к так называемой компьютерной морали или культуре.
Компьютерная культура объединилась сегодня под названием «киберкультура», ценности, традиции, образ жизни, этические нормы, привилегии, формы наказания, стиль жизни, идеология и язык которой уже вполне сформировались. Киберкультура распространяет сама себя посредством компьютерной тусовки, вовлекая в свою орбиту представителей совершенно разных слоев.
Виртуальная реальность по определенным свойствам богаче и разнообразнее, чем реальный мир человека, именно в ней обнаруживается, прежде всего, то, что трудно реализуемо в реальном мире. Приобщение к киберкультуре – одна из попыток уйти от страшной истине человеческого существования.
Итак, наша жизнь есть постоянная борьба со смертью. Парадокс состоит в том, что смерть — самое страшное зло, но именно через это зло раскрывается выход к полноте и поиску смысла человеческой жизни. Выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее мировоззрение, политический режим, состояние войны и мира и т.д.
Значительную роль в определении смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т.д. Представления о смысле жизни зависят также от социального положения каждого человека, содержания решаемых им проблем, образа жизни, миропонимания. В связи с этим каждый человек выбирает способы, пути и выходы, отвлекающие его от истины человеческого существования и наполняющие его жизнь чем-то значимым и важным. Ведь худший из всех способов — это прожить пустую, бессодержательную жизнь.
Литература
- Becker Ernest «The Denial of Death» (New York, Free Press, 1973).
- Библия
- Бодрийар Ж. Система вещей. – М.: Рудомино, 2001.
- Ницше Ф. Избранные произведения. / Перевод. Сост. и авт. вступ. ст. Свасьян К.А. – М.: Просвещение, 1993.
- Ранк О. Травма рождения и её значение для психоанализа. — М.: «Когито-Центр», 2009.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: «Наука», 1991.[schema type=»book» name=»СПОСОБЫ ИЗБЕЖАНИЯ ИСТИНЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ » author=»Челомбицкая Марина Петровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-24″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]