Философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.
Ж. Делёз, Ф. Гваттари [1, с.11].
Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы [4-9]. Авторская концепция системы основных типов мироосвоения появилась в 1991 г. в контексте обсуждения проблематики человековедения и построения нового полидисциплинарного научного комплекса – антропономии [2, с.7-9], и была доведена до научно-педагогической общественности в 1993 г. на XXI Международном академическом симпозиуме «Проблема человека в системе основных типов мироосвоения» [11].
Мироосвоение направлено на отражение и преображение системы «человек – универсум» (рис.1). Объектом отражения является доступный человеку универсум и отношение человека во всей его полноте к этому универсуму как целостности. Модель мироустройства и место человека в этом мироустройстве – предмет мировоззрения и его составных частей, таких как мироощущение, миропредставление, мировосприятие, мирочувствие, миропонимание. Мировоззрение включает в себя познание и оценку мира, определение места и роли человека в этом мире. Наряду с отражением человек преобразует, изменяет систему «человек – универсум», что проявляется в функциях проектирования и реализации проектов. Проект при этом направлен на качественное изменение системы «человек – универсум», т.е. на качественное изменение отношения человека к универсуму, другими словами, на изменение парадигмы отношения человека к универсуму. Реализация проекта делает это отношение на практике качественно новым. Например, христианская мировоззренческая парадигма качественно изменила образ жизни язычников Европы, а новоевропейская мировоззренческая парадигма принизила значимость христианских ценностей и образа жизни, вплоть до их отрицания.
Рисунок 1. Типология функций мироосвоения
Предметом мироосвоения является система «человек – универсум». Результатом отражения является целостная картина мира (мировоззрение). Результатом преображения (мироизменения) является среда обитания человека (рис.2).
Рисунок 2. Общая модель мироосвоения
Типология способов мироосвоения содержательно зависит от позиции исследователя в решении основного мировоззренческого вопроса: Бог есть или Бога нет? Атеистическая мировоззренческая парадигма будет наполнять систему «человек-универсум» одним содержанием, религиозная – другим. По форме обе типологии похожи, по содержанию различны (рис. 3 и 4).
Первый шаг поляризации мироосвоения в атеистической парадигме делит мир на реальный и сюрреальный (рис.3). Содержательно сюрреальность может рассматриваться как иллюзорная и фантастическая картина мира, смесь реальности и фантазии, квинтэссенция реального и сверхреального, находящегося в самых глубоких пластах коллективного бессознательного [12, с. 3] и как трансцендентность (сверхопытная данность, по И.Канту). Все эти определения не выходят за границы атеистического мировоззрения.
Первый шаг поляризации в религиозной парадигме делит мир на мир дольний и мир горний, мир чувственный (видимый) и сверхчувственный (невидимый). Согласно христианскому учению мир горний – это мир духов сотворённых (ангельский мир) и несотворённого Духа – Бога. Мир дольний – это наш земной мир. Такое деление мира закреплено в первом члене Никео-Цареградского Символа веры: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толкование получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого, с которым мы тесно связаны по биологическим условиям нашего земного существования» [3, с. 2].
Таким образом, первое отличие атеистической и религиозной типологии мироосвоения заключается в том, что атеизм считает мир духов не существующим реально, а религия – существующим реально. Согласно атеизму религиозная деятельность – это взаимодействие человека с иллюзорным (субъективно воображаемым) миром духов. Согласно теизму религиозная деятельность – это взаимодействие человека с реальным (объективно существующим) миром духов.
Рисунок 3. Типология мироосвоения (с позиций атеизма)
Рисунок 4. Типология мироосвоения (с позиций религии)
Логика эволюции мироосвоения представлена на рис.5.
Рисунок 5. Логика эволюции основных типов мироосвоения
Исходными, базовыми, фундаментальными основаниями мироосвоения являются народный опыт и миф. Народный опыт формируется на основании практического взаимодействия человека с окружающей средой. Человек при этом руководствуется здравым смыслом. Мифология ориентирована на сюрреальный/горний мир, осваиваемый с помощью символов. Из мифологии родились религия и искусство. Из народного опыта выросла философия и наука. Религия осваивает сюрреальный/горний мир посредством символа-догмата, искусство – посредством символа-образа. Наука осваивает реальный/дольний мир посредством смысла-закона, философия посредством смысла-концепта. В эволюции средств и способов мироосвоения символ развивается до символа-образа (в искусстве) и символа-догмата (в религии). Соответственно, здравый смысл развивается до концепта (концептуальный способ мироосвоения) и закона (номологический способ мироосвоения).
Перейдём к краткому определению основных типов мироосвоения:
Народный опыт – обыденное, повседневное мироосвоение на основе здравого смысла (здравомыслия).
Миф (мифология) – символическое мироосвоение.
Религия – догматическое мироосвоение (на основе символа-догмата).
Искусство – образное мироосвоение (посредством символа-образа).
Философия – концептуальное мироосвоение (посредством смысла-концепта, осмысленного концептуального взаимодействия человека с миром).
Наука – номологическое мироосвоение (посредством смысла-закона, осмысленного законосообразного взаимодействия человека с миром).
Средства мироосвоения, такие как здравый смысл и символ, догмат и образ, концепт и закон, содержательно по-разному интерпретируются в атеизме и теизме (табл.1).
Таблица 1.
Средства мироосвоения в атеистической и религиозной интерпретации
Средство мироосвоения | В атеистической интерпретации | В религиозной интерпретации |
Здравый смысл (здравомыслие) | способность правильно рассуждать и действовать в повседневной практической деятельности, опираясь на социальный опыт, накопленный многими поколениями в рамках данной культуры: | |
секулярной | религиозной | |
Символ | условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. | средство взаимодействия человека с миром духов.
|
Догмат (в христианстве) | утверждённое церковью
положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению). |
вероучительная истина, данная в Божественном Откровении, определяемая и формулируемая Церковью, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви. |
Образ (художественный) | категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. | Символический образ:
«Так, в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и всходит в мир горний. Там, без óбразов она питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная вéдением, нисходит вновь в мир дольний. И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовное стяжание облекается в символические óбразы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение» [13, c. 11]. |
Концепт (философский) | Устойчивый сгусток смысла [1, с.282]
«минимальный смысловой квант, запечатлевающий в себе в свернутом виде важнейшие воззрения человека на бытие и его положение в мире» [10, с. 130]. |
«При максимально широком толковании концепты интерпретируются как ценностно-познавательные, мировоззренческие константы, возникающие в сознании человека в актах миросозерцания и творческого осмысления в культуре образов первичного бытия – природного, человеческого и Божественного. Такие образы формируются у человека на основе его жизненного опыта в двух формах – обыденного, чувственного («естественного») и религиозно-мистического, духовного (сверхъестественного)» [10, с. 130]. |
Закон (научный) | существенное, необходимое, повторяющееся, устойчивое отношение элементов системы | Материальный мир и его законы временны, а духовный мир и его законы вечны |
Подводя итог статьи, следует отметить, что мироосвоение системы «человек-универсум» осуществляется различными способами: здравомыслием народного опыта и символами мифов, религиозными догматами и художественными образами, номологически (открытием объективных законов мироустройства и их практическим использованием в человеческой деятельности) и концептуально (созданными философскими концептами). Взаимосодействие этих способов даёт более полную картину мироустройства универсума, а также места, роли и миссии человека, народа и человечества в нём.
Список литературы:
- Делёз, Ж. Что такое философия» / Ж. Делёз, Ф. Гваттари / Пер. c франц. С. Н. Зенкина. Спб.: Алетейя, 1998 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
- Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
- Лосский, В.Н. Толкование на Символ веры / В.Н. Лосский, еп. Пётр (Л’юилье). – Киев: Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. – 12 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.sociodinamika.com/lib/losskij_tolkovanie_na_simvol_very.html
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал. – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: https://euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.04.2015/evro_13_p13.pdf#page=31
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 6 (15), Часть 5. – С. 72-76 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 7 (16), Часть 3. – С. 139-143 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171.pdf#page=1
- Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 8 (17) (в печати)
- Постовалова В.И. Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа) // Критика и семиотика, 2014/2. – С. 127-148 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
- Проблема человека в системе основных типов мироосвоения. Материалы докладов к XXI академическому симпозиуму. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 1993. – 184 с.
- Смолин А.А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального : Дис. … канд. филос. наук : 17.00.09 — Красноярск, 2005. — 179 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
- Флоренский П.А. Иконостас. – М.: Bookee.ru. — 117 c. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ» description=»Цель статьи – изложить концепцию основных типов мироосвоения, разработанную Нижегородской методологической школой. Система основных типов мироосвоения построена методом поляризации. Выделены следующие шесть базовых типа мироосвоения: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]