Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СТАТУС РОССИЙСКОГО УЧЕНОГО: МНЕНИЕ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СТАТУС РОССИЙСКОГО УЧЕНОГО: МНЕНИЕ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Тема статуса науки и общественного статуса ученого, на длительное время вытесненная на периферию общественной рефлексии, в последнее время оказалась едва ли не в фокусе общественного внимания и обсуждения, по крайней мере, в научном сообществе. Дискуссия на эту тему была «подогрета», в том числе, и развернувшейся реформой РАН, и внедрением наукометрических методов оценки самой научной деятельности, использование которых вызвало широкий резонанс в научных кругах.

Все эти обстоятельства определили характер дискуссии, развернувшейся на полях социальных сетей в феврале нынешнего года. Разумеется, анализируемый временной фрагмент этой дискуссии не дает исчерпывающего представления о ее содержании, сюжетных линиях, оценках и тональности, но отражает текущее актуальное состояние общественного мнения по кругу обсуждаемых вопросов; он отражает срез именно на данный момент, и в этом его главная ценность и, одновременно, ограниченность.

В ходе развернутой на полях социальных сетей дискуссии по поводу статуса науки более трети авторов ограничились сугубо информационным сообщением, избегая открытого выражения личного отношения к его содержанию. Эти суждения, наряду с оценками, высказанными явным образом в отдельном сообщении или в ходе обсуждения «за круглым столом», представляют главный интерес для содержательного анализа общественного статуса российского ученого и науки в целом.

Каковы же основные сюжетные линии, по которым развивается дискуссия и формируются оценки? Насколько в настоящий момент структурирована сама тема?

Позитивные оценки

В анализируемом массиве сообщений позитивные и условно позитивные оценки существующего статуса ученого единичны. Этот факт сам по себе уже заслуживает внимания, поскольку свидетельствует о явно неблагополучной ситуации. Тем не менее, можно обозначить характерные тематические блоки, в рамках которых формируется этот скудный позитив.

Общая динамика развития российской науки

Отмечается в целом положительная динамика развития российской науки.

Рост финансирования науки. В экономической части демонстрируемый позитив обусловлен сравнительной оценкой объемов финансирования науки на современном этапе и в 90-х годах прошлого столетия.

Успехи вузовской науки. Положительные изменения связываются, прежде всего, с вузовской наукой и именно с внедрением методов наукометрии.

Достижения гуманитарного знания. Отмечается интересный факт, что относительный прирост, наблюдается только в четырех областях знаний: общественных науках, экономике, психологии и искусствоведении.

Нейтральные оценки

Нейтральные оценки существующего статуса российской науки, в большинстве случаев, балансируют между признанием, с одной стороны, общего научного потенциала и научных заделов в отдельных предметных областях, с другой — факта утраты отечественной наукой былых ведущих позиций по ряду исследовательских направлений. Конструктивным выходом из этой двойственной ситуации видится решение: «надо что-то менять». И эти изменения с необходимостью должны быть вписаны в контекст другого явления глобального характера: мировая наука коммерциализируется, «знания становятся товаром». Наука, научная информация и знания в современных условиях — важный, стремительно растущий сегмент общемирового рынка. Это, по мнению авторов, означает, что, несмотря на все очевидные издержки и изъяны используемых на этом рынке методов организации и финансирования науки, технологий оценки научной деятельности, измерения продуктивности ее субъектов, — весь этот инструментарий нужно адаптировать, внедрять и поощрять его использование. «Иных путей продвинуть нашу науку в мире пока и правда не предвидится».

Негативные оценки

В общей массе отрицательных откликов можно выделить несколько наиболее значимых тематических модулей, характеризующих круг обсуждаемых вопросов в отдельных аспектах.

Научная политика государства. Это течение дискуссии, обращенное к анализу стратегических вопросов, связанных с функционированием науки — как на государственном, институциональном, так и организационном уровнях. Научная политика осмысливается как один из важных элементов государственного управления.

«Философский пароход» российской науки. С национальной научной политикой, с артикулированностью задач, которые на государственном уровне ставятся перед российской наукой, связан другой сюжет дискуссии о статусе науки — представления о престиже самой науки и научном статусе самого государства как «научной державы».

Система управления наукой и бюрократизация научной деятельности. Участники дискуссии о статусе науки высказывают мнение, что сложившаяся на сегодня система государственного управления в науке не отвечает ни целям самой науки, ни интересам развития страны в целом.

Финансирование науки, инвестиции и материально-техническая база исследований. Другая грань организации науки в России — ее реальное финансирование. И по этому поводу в сети — закономерный шквал негативных отзывов.

Научные кадры. Кадры, по общему признанию — одна из наиболее острых проблем отечественной науки. Это, с одной стороны, старение научных кадров, с другой — провал в возрастной страте 30-35 летних со всеми вытекающими последствиями.

Наукометрические координаты российской науки. В оценке достижений отечественной науки в системе наукометрических показателей участники дискуссии достаточно единодушны: «российские учёные пишут мало статей, да и те мало кто читает». Сопряженный вопрос — качество самих статей.

Университетские «рейтинги престижа». Этот круг вопросов обусловлен спецификой вузовской науки. Он охватывает как проблемы организации собственно научной деятельности, и в частности, методов ее количественной оценки, так и проект «5-100», реализуемый в системе образования.

Реформа науки. Реформа науки, и в частности, РАН, служит постоянным критическим фоном звучащих оценок практически по всему спектру обсуждаемых вопросов.

Роль СМИ, популяризации науки. Еще один мотив в дискуссии по теме, важный для формирования, развития и понимания общественного статуса науки, — публичный, медийный образ науки. В основном эту функцию выполняют органы СМИ.

Конструктивные предложения

Высказав и обсудив ряд критических моментов, определяющих восприятие науки в обществе, участники дискуссии в социальных сетях выдвинули ряд конкретных предложений:

1) опережающее формирование в России инфраструктуры для международной научной деятельности;

2) комплексный подход к решению задач в системе «образование + фундаментальные исследования + разработка технологий + частные инвестиции в НИОКР;

3) реализация целевой долгосрочной стратегии по популяризации науки, включая гуманитарные.[schema type=»book» name=»СТАТУС РОССИЙСКОГО УЧЕНОГО: МНЕНИЕ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА» description=»В 2016 году в рамках исследовательского проекта «Общественный статус ученого и наукометрическая оценка научной деятельности» был проведен социологический сканинг соцсетей («Фейсбук», «В контакте», «Живой журнал»). Целями мониторинга являлись анализ общественной дискуссии по вопросам статуса социально-гуманитарных наук; выявление существующих и формирующихся стереотипов восприятия российского ученого; определение векторов возможного позитивного развития ситуации.» author=»Оносов Александр Аркадьевич, Туманов Сергей Владимирович, Савина Наталья Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.10.16_31(2)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
https://www.apscuf.org/slot-gacor/slot gacorslot onlineslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorslot gacorhttps://bxartsfactory.org/slot-gacor-maxwin/https://www.splayce.eu/slot-pulsa/https://esign.bogorkab.go.id/vendor/bin/https://snip.eng.unila.ac.id/wp-content/uploads/slot-gacor/http://desa-bolali.klatenkab.go.id/files/slot-gacor/https://www.jurnal.stimsurakarta.ac.id/public/journals/https://kobar.umkm.kalteng.go.id/files/slot-gacor/https://www.uniqhba.ac.id/assets/slot-gacor/https://www.staipibdg.ac.id/-/slot-online-gacor/https://disdagperin.bekasikota.go.id/slot-gacor/https://journal.widyatama.ac.id/slot-gacor/https://stis.ac.id/slot-gacor/https://gradosyposgrados.ucjc.edu/https://ejurnal.iainlhokseumawe.ac.id/public/slot-deposit-pulsa/ https://www.mope.gm/slot88/https://www.vantru.is/slot88/https://vipnumberbuy.com/slot-deposit-pulsa/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://fastgoal.com/forum/-/slot-gacor/https://www.gamisaulia.com/slot-gacor/https://persianfootball.com/news/wp-content/uploads/2013/01/slot-gacor/https://radiochicha.perugamingshow.com/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://civil.annauniv.edu/slot-gacor/https://majubersamagroup.com/slot-gacor/https://fais.psu.ac.th/slot88/https://www.gardencity.university/slot-gacor/http://admission.mnsuam.edu.pk/slot-gacor/https://www.yckmc.edu.hk/slot-gacor/https://www.revistaamexco.com.mx/files/journals/1/articles/51/62c7819f6a734.htmlhttps://www.edithumbs.com/wp-content/uploads/2020/01/slot-gacor-deposit-dana/https://regencyinstitutions.com/uploads/https://beritarajaku.com/http://arc.salleurl.edu/develop/slot-deposit-pulsa/https://www.ducayne100.org/slot-gacor/https://parasolprojects.com/slot-gacor/https://www.kotabaruparahyangan.com/slot-gacor/http://discamino.org/slot-gacor/https://cmc.edu.vn/slot-gacor/https://www.kpsg-solutions.pt/slot-deposit-dana/https://katingankab.go.id/slot-online/http://sintang.go.id/slot-gacor/https://text.co.id/slot-gacor/https://www.stimsurakarta.ac.id/slot-gacor/http://www.loasis-traiteur.com/fileman/https://sipil.ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://kemahasiswaan.unesa.ac.id/slot-gacor/https://empleabilidad.uigv.edu.pe/slot-gacor/https://surjyotsna.org/slot88/https://unitedtowel.com/slot-deposit-pulsa/http://gpm.fe.unesa.ac.id/slot88/https://eapi.sabayon.org/https://www.zeleka.com/slot-gacor/https://nclthailand.com/slot88/https://ft.unesa.ac.id/slot-gacor/https://bot.unesa.ac.id/slot-deposit-pulsa/https://optical.botsolutions.org/slot-gacor/https://www.test-car.pt/slot-gacor/https://ejurnal.methodist.ac.id/files/slot-online/https://jurnal.kwikkiangie.ac.id/files/slot-gacor/https://www.amikmbp.ac.id/slot88/https://ifris.org/slot-gacor/https://biomedicineonline.org/slot-gacor/http://e-journal.sastra-unes.com/slot-gacor/https://www.rtpslotgacor.cc/https://www.fundacionclavel.org/situs-slot-gacor/https://www.fundacionclavel.org/slot88/https://ksrce.ac.in/gacor88/https://sushizobangkok.com/slot88/http://huaplachongnonsea.com/slot-gacor/https://enfermeriadermatologica.org/slot-gacor/http://www.rpchospital.com/slot-gacor/https://www.feiradossofas.pt/slot-gacor/https://sites.google.com/view/slot-gacor-terbaru-hari-ini/https://www.viagsite.com/https://bio-med.euroasia-science.ru/slot-deposit-dana/https://165.22.244.0/https://www.rtppastigacor88.com/http://enfermeriadermatologica.org/slot777/https://slot88.ice.edu.pt/https://belodent.org/-/slot-pulsa/https://history.soc.ku.ac.th/uploads/slot-gacor/https://www.kemasaja.com/slot-gacor/http://www.maktour.co.id/slot-gacor/https://seamolec.org/files/slot-gacor/https://sbyads.ru/slot88/http://www.woconf.com/slot-gacor/https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://icdemolicensewebapi.honeywell.com/https://www.fundacionclavel.org/slot-gacor/ gacor 88https://sshj.in/public/slot-deposit-dana/https://mbmscience.com/public/slot88/situs slot gacorhttps://peshawarhighcourt.gov.pk/slot-gacor/https://www.doutoresdoexcel.com.br/-/slot-gacor/https://mccm.ptcer.pl/slot-demo/https://academconsult.ru/slot-gacor/https://nje.org.na/slot-deposit-dana/https://journals.tma.uz/slot-gacor/https://muru.com.co/slot-deposit-pulsa/https://coresdaterra.com.br/slot-gacor/https://sasurie.com/slot-gacor/https://thejrns.org/slot-gacor/http://a0729171.xsph.ru/https://zombiigrice.com/slot-gacor/https://ijohmn.com/public/slot-gacor/https://www.kuhoo.com/wp-content/uploads/slot-deposit-dana/http://clc.cet.edu/judi-bola/https://www.ijmaberjournal.org/slot-gacor/https://ijorces.org/slot-gacor/https://virtusclean.com/slot-online/https://modernacademy-journal.synceg.net/slot-gacor/https://artescienza.org/wp-content/uploads/slot-gacor/https://journal.icter.org/public/slot-gacor/https://rumosdainformacao.ivc.br/5unsur3/https://dailyexpresstop.com/https://livepublicnews.com/https://cosy.univrab.ac.id/slot-online/https://www.unaki.ac.id/togel88/