Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭТИКИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭТИКИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Исследование феномена русской этики показывает, что ее нельзя сводить только к нравственной философии, ибо наряду с философским осмыслением морали в России традиционно существует богословский анализ этических проблем. Обращение к опыту нравственного богословия, также как и русской религиозной философии не случайно, ибо духовно-нравственная культура России сложилась и поныне сохраняется как православная, и исследоваться она должна с адекватных ей методологических позиций.

История становления русского православного богословия свидетельствует о его особом пути осмысления нравственного содержания отечественной культуры. В отличие от философии, которая рационально пытается изучать сферу нравственности, богословие, прежде всего, ориентируется на богооткровенные источники. В Священном же Писании и Предании Церкви нравственность человека определяется как богоданная. Это означает, что не только само нравственное устроение человека определено Творцом (человеческому существу дарованы нравственные чувства, стремление к добру, совесть, свободная воля), но и содержание нравственной жизни, идеалы и нормы не являются по-человечески произвольными или относительными, но заданы Богом и заданы абсолютно. Бог, Который «есть любовь» [1 Ин. 4, 8], создал мир по закону любви. И этому закону надлежит следовать человеку, сотворенному по образу Божию, чтобы уподобиться Богу в любви и вечно сопребывать с Ним. На евангельских основаниях строится православная русская нравственная культура, и укреплению ее призвано служить нравственное богословие.

Если говорить об истории становления нравственного богословия в России, то нужно отметить, что она сравнительно недолгая и непростая. Оформилась эта наука в конце XVIII — начале XIX вв. в связи с созданием духовных академий в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Казани, поскольку в высших духовных школах появилась необходимость в преподавании богословских дисциплин. До этого времени как такового научного богословия в России не было. «Университетами», как замечает профессор А.И Осипов, на Руси «были монастыри, которые создавали совершенно уникальный климат целостного воспитания человека… В монастырях формировалась наука, замечательная по своей неразрывной связи между теорией и практикой. Святоотеческие творения изучались не ради теоретических богословских познаний (знания ради знания) или получения ученых степеней и почетных должностей, но единственно из стремления найти верный путь образования в себе истинного христианина» [2].

В западных же странах богословско-философская традиция начала складываться еще в средневековье, в эпоху схоластики, утвердившись в XIII-XIV вв. в форме научного знания. Такие ученые как Петр Ломбардский, Фома Аквинский и др. создавали свои системы нравоучения, в которых преобладали рассудочные отвлеченные формы, различные классификации, приводились многочисленные мнения философов и богословов. (Например, этическое учение Фомы Аквинского большей частью построено на его комментариях к «Никомаховой этике» Аристотеля). Знания стали приобретаться ради самих знаний. Богословские выводы перестали быть духовными ориентирами для людей, они стали отвлеченными умозаключениями, не имеющими практического значения в духовной жизни христиан. К этим схоластическим трудам прибавились и казуистические формы нравоучений, отличающиеся прикладным и софистическим характером. Такая в целом «законническая» рассудочная наука вызывала противоположную себе крайнюю реакцию, — в католической Церкви стал развиваться своеобразный мистицизм.

Протестантское нравственное богословие оформилось позднее — в конце XVI — XVII вв. Но и сюда проникли отвлеченность и рассудочность, и оно стало принимать вид новой схоластики. Протестантские ученые богословы больше заботились о тонкостях в понимании нравственной деятельности, чем об осуществлении нравственной жизни. Для них Евангелие стало не истиной жизни, но лишь совокупностью моральных идей.

Схоластический пример западноевропейского богословия стал перениматься и распространяться в России в XVIII-XIX вв. в связи со  становлением духовного образования и богословской науки. При создании духовных академий учебные курсы первоначально строились на основе западных образцов — католических и протестантских, так было и с нравственным богословием. И беда здесь заключалась не только в схоластическом, отвлеченном характере этих курсов, но и в чуждых конфессиональных особенностях, которые вместе с текстами учебников и лекционных курсов переносились в православные школы. Это негативно отражалось на всех богословских дисциплинах, нравственное богословие не составляло исключения.

Протоиерей Георгий Флоровский в книге «Пути русского богословия» прямо свидетельствовал об этих влияниях: ««Христианскую мораль» у нас в те годы вычитывали именно из немецких книжек. Семинарская программа по нравственному богословию при уставе 1867-го года была составлена применительно к «системе» Хр. Пальмера, и, кроме того рекомендовалась очень «Богословская этика» Р. Роте. В Московской академии придерживались Зайлера (еще под влиянием о. Ф. Голубинского). В Казанской академии Филарет Филаретов читал нравственное богословие по Де-Ветте. Учебник нравственного богословия Платона Фивейского (впосл. архиепископа Костромского), вышедший в 1854-м году, был составлен преимущественно по католической системе Штапфа, изданной в сороковых годах сразу по-немецки и по-латыни… Изданный в 60-х гг. учебник прот. П.Ф. Солярского был тоже скомпилирован по немецким пособиям, сразу протестантским и католическим» [1]. «Работа епископа Иннокентия Пензенского (1819) «Об обязанностях христианина» была составлена по книгам протестантских моралистов Буддея и Мозгейма. Казалось бы, в этом нет ничего плохого, учитывая склонность немецкой учености к педантичному изучению предмета и систематизации материала. Однако упомянутые протестантские богословы строили свои системы нравоучения на философском фундаменте, найдя опору в нравственной философии Канта с его учением об автономной морали» [1]. Это последнее замечание протоиерея Георгия Флоровского о философском фундаменте протестантского нравственного богословия показательно. Если вспомнить, что и католическое богословие в значительной мере замешано на философии (в частности, аристотелизма), то одного этого уже достаточно для того, чтобы усомниться в подлинности  христианского содержания этих нравоучений.

Постепенно, особенно с переходом с латинского языка на преподавание на русском в духовных школах, нравственное богословие стало получать самостоятельное развитие, и этому способствовали исследования русских богословов-пастырей. Это авторы книг и учебников по нравственному богословию, такие как протоиерей Н. Фаворов, профессор протоиерей И.Л. Янышев, профессор М.А. Олесницкий, профессор протоиерей Н. Стеллецкий, епископ Петр (Екатерининский), профессор С.М. Зарин, архиепископ Сергий (Страгородский) и др.

Особое место среди этих духовных писателей и богословов занимал епископ Феофан Затворник. Его курс нравственного богословия, прочитанный в середине XIX века в Санкт-Петербургской духовной академии, существенно отличался от всех других тем, что для него был характерен библейский подход к нравственным темам и непосредственная опора на святоотеческую нравственно-аскетическую традицию. Изданные святителем Феофаном курсы лекций, оформленные в книги «Путь ко спасению» и «Начертание христианского нравоучения» были настоящими учебниками христианской нравственности, пробуждающими совесть слушателей и читателей и ведущими к нравственному совершенствованию по пути, указанному святыми отцами Православной Церкви.

В то время, тем не менее, западные влияния на богословские исследования не прекратились. В конце XIX века, как отмечает о. Георгий Флоровский, в западноевропейской христианской мысли утвердился моралистический модернизм, который вскоре начал распространяться и в России. Он характеризовался противопоставлением этики догматике и попытками заменить догматику этикой, что лишало и саму этическую науку подлинных ориентиров.

Другим искажением христианского учения о нравственности в тот период был психологизм. Так же как и морализм, явление психологизма было обусловлено  влиянием протестантизма. Уход от патристики, от многовековой православной святоотеческой традиции удобно располагал к поиску естественных, земных оснований в понимании христианского учения в целом и к аналогичной редукции в объяснении человека и его духовно-нравственной жизни, в частности.

В целом, анализируя достоинства и недостатки состояния русского нравственного богословия, оценивая тенденции его развития, протоиерей Георгий Флоровский, большой знаток восточной святоотеческой традиции, указал плодотворный путь неопатристического синтеза. Согласно этой идее, современная богословская мысль в своем развитии должна не только строго опираться на библейский фундамент, православные догматы, но также и на учения отцов Церкви, как древних, так и новых, в том числе строить на святоотеческой основе православное нравственное учение. Эта плодотворная мысль о. Георгия нашла отклик и широкую поддержку в русских духовных школах, где переводы и исследования писаний святых отцов во многом стали основой развития нравственного богословия в XX веке.

Идея неопатристического синтеза была завещана о. Георгием Флоровским и русской  философии с тем, чтобы и она, не уклоняясь в богоборчество и подражание западным образцам, приобрела четкую православную ориентацию, благодаря опоре на многовековой опыт святых отцов, и смогла бы послужить возрождению духовно-нравственной культуры России и сохранению замечательных черт характера русского народа.

Список литературы:

  1. Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  2. Осипов А.И. Русское духовное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://212.188.13.168/izdat/JMP/98/3-98/4-1.htm.[schema type=»book» name=»НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЭТИКИ» description=»В статье в рамках русской этической мысли рассматривается нравственное богословие, которое за двухсотлетний период своего становления серьезно испытывало влияния западных богословских идей, но сумело обрести свой православный путь служения Церкви и русскому народу. » author=»Рахова Елена Эдуардовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-03-10″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_27.06.2015_06(15)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
pg slot pg slot judi online slot gacor terbaik slot gacor slot gacor 2023 slot gacor maxwin slot terpercaya slot gacor maxwin slot deposit pulsa slot demo slot demo slot terbaik slot deposit pulsa http://dinkes.tarakankota.go.id/wp-content/uploads/2023/ slot gacor slot demo slot gacor slot gacor pg slot https://e-platform.asean.org/ slot gacor
404: Not Found