Номер части:
Журнал

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:


DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                     
Данные для цитирования: . НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых. Философские науки. ; ():-.





Философия — это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты.

Ж. Делёз, Ф. Гваттари [1, с.11].

Данная статья продолжает серию статей о концептуальных результатах реализации научно-исследовательской программы Нижегородской методологической школы  [4-9]. Авторская концепция системы основных типов мироосвоения появилась в 1991 г. в контексте обсуждения  проблематики человековедения и построения нового полидисциплинарного научного комплекса – антропономии [2, с.7-9],  и была доведена до научно-педагогической общественности  в 1993 г. на XXI Международном академическом симпозиуме   «Проблема человека в системе основных типов мироосвоения» [11].

Мироосвоение направлено на отражение и преображение системы «человек – универсум» (рис.1). Объектом отражения является доступный человеку универсум и отношение человека во всей его полноте  к этому универсуму как целостности. Модель мироустройства и место человека в этом мироустройстве – предмет мировоззрения и его составных частей, таких как мироощущение, миропредставление, мировосприятие, мирочувствие, миропонимание.  Мировоззрение включает в себя познание и оценку мира, определение места и роли человека в этом мире. Наряду с отражением человек преобразует, изменяет  систему «человек – универсум», что проявляется в функциях проектирования и реализации проектов. Проект при этом направлен на качественное изменение системы «человек – универсум», т.е. на качественное изменение отношения человека к универсуму, другими словами, на изменение парадигмы отношения человека к универсуму. Реализация проекта делает это отношение на практике качественно новым. Например, христианская  мировоззренческая парадигма качественно изменила образ жизни язычников Европы, а новоевропейская мировоззренческая парадигма принизила значимость  христианских ценностей и образа жизни, вплоть до их отрицания.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ

Рисунок 1. Типология функций мироосвоения

 

Предметом мироосвоения является система «человек – универсум». Результатом отражения  является целостная картина мира (мировоззрение). Результатом преображения  (мироизменения) является среда обитания человека (рис.2).

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ

Рисунок 2. Общая модель мироосвоения

Типология способов мироосвоения содержательно зависит от позиции исследователя в решении основного мировоззренческого вопроса: Бог есть или Бога нет? Атеистическая мировоззренческая парадигма будет наполнять  систему «человек-универсум» одним содержанием, религиозная – другим. По форме обе типологии похожи, по содержанию различны (рис. 3 и 4).

Первый шаг поляризации мироосвоения в атеистической парадигме делит мир на реальный и сюрреальный (рис.3). Содержательно сюрреальность может рассматриваться  как иллюзорная и фантастическая картина мира, смесь реальности и фантазии, квинтэссенция реального и сверхреального, находящегося в самых глубоких пластах коллективного бессознательного [12, с. 3]  и как трансцендентность (сверхопытная данность, по И.Канту). Все эти определения не выходят за границы атеистического мировоззрения.

Первый шаг поляризации в религиозной парадигме делит мир на мир дольний и мир горний, мир чувственный (видимый) и сверхчувственный (невидимый). Согласно христианскому учению мир горний – это мир духов сотворённых (ангельский мир) и несотворённого Духа – Бога. Мир дольний – это наш земной мир. Такое деление мира закреплено в первом члене Никео-Цареградского Символа веры: «Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толкование получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого, с которым мы тесно связаны по биологическим условиям нашего земного существования» [3, с. 2].

Таким образом, первое отличие атеистической и религиозной типологии мироосвоения заключается в том, что атеизм считает мир духов не существующим реально, а религия – существующим реально. Согласно атеизму религиозная деятельность – это  взаимодействие человека с иллюзорным  (субъективно воображаемым) миром духов. Согласно теизму религиозная деятельность – это взаимодействие человека с реальным (объективно существующим) миром духов.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ

Рисунок 3. Типология мироосвоения (с позиций атеизма)

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ

Рисунок 4. Типология мироосвоения (с позиций религии)

Логика эволюции мироосвоения представлена на  рис.5.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ

Рисунок 5. Логика эволюции основных типов мироосвоения

Исходными, базовыми, фундаментальными основаниями мироосвоения являются народный опыт и миф. Народный опыт формируется на основании практического взаимодействия человека с окружающей средой. Человек при этом руководствуется здравым смыслом. Мифология ориентирована на сюрреальный/горний мир, осваиваемый с помощью символов. Из мифологии родились религия и искусство. Из народного опыта выросла философия и наука. Религия осваивает сюрреальный/горний мир посредством символа-догмата, искусство – посредством символа-образа. Наука осваивает реальный/дольний мир посредством смысла-закона, философия посредством смысла-концепта. В эволюции средств и способов мироосвоения символ развивается до символа-образа (в искусстве) и символа-догмата (в религии). Соответственно, здравый смысл развивается до концепта (концептуальный способ мироосвоения) и закона (номологический способ мироосвоения).

Перейдём к краткому определению основных типов мироосвоения:

Народный опыт – обыденное, повседневное мироосвоение на основе здравого смысла (здравомыслия).

Миф (мифология) – символическое мироосвоение.

Религия – догматическое мироосвоение (на основе символа-догмата).

Искусство – образное мироосвоение (посредством символа-образа).

Философия – концептуальное мироосвоение (посредством смысла-концепта, осмысленного концептуального взаимодействия человека с миром).

Наука – номологическое мироосвоение (посредством смысла-закона, осмысленного законосообразного взаимодействия человека с миром).

Средства мироосвоения, такие как здравый смысл и символ, догмат и образ, концепт и закон, содержательно по-разному интерпретируются в атеизме и теизме (табл.1).

Таблица 1.

Средства мироосвоения в атеистической и религиозной интерпретации

Средство мироосвоения В атеистической интерпретации В религиозной интерпретации
Здравый смысл (здравомыслие) способность правильно рассуждать и действовать в повседневной практической деятельности, опираясь на социальный опыт, накопленный многими поколениями  в рамках данной культуры:
секулярной религиозной
Символ условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. средство взаимодействия человека с миром духов.

 

Догмат (в христианстве) утверждённое церковью

положение вероучения, объявленное обязательной и неизменяемой истиной, не подлежащей критике (сомнению).

вероучительная истина, данная в Божественном Откровении, определяемая и формулируемая Церковью, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу Церкви.
Образ (художественный) категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Символический образ:

«Так, в художественном творчестве душа восторгается из дольнего мира и всходит в мир горний. Там, без óбразов она питается созерцанием сущности горнего мира, осязает вечные ноумены вещей и, напитавшись, обремененная вéдением, нисходит вновь в мир дольний. И тут, при этом пути вниз, на границе вхождения в дольнее, ее духовное стяжание облекается в символические óбразы — те самые, которые, будучи закреплены, дают художественное произведение» [13, c.  11].

Концепт (философский) Устойчивый сгусток смысла [1, с.282]

«минимальный смысловой квант,  запечатлевающий в себе в свернутом виде важнейшие воззрения человека на бытие и его положение в мире» [10, с. 130].

«При максимально широком толковании концепты интерпретируются как ценностно-познавательные, мировоззренческие константы, возникающие в сознании человека в актах миросозерцания и творческого осмысления в культуре образов первичного бытия – природного, человеческого и Божественного. Такие образы формируются у человека на основе его жизненного опыта в двух формах – обыденного, чувственного («естественного») и религиозно-мистического, духовного (сверхъестественного)» [10, с. 130].
Закон (научный) существенное, необходимое, повторяющееся, устойчивое отношение элементов системы Материальный мир и его законы временны, а духовный мир и его законы вечны

Подводя итог статьи, следует отметить, что мироосвоение  системы «человек-универсум»  осуществляется различными способами: здравомыслием народного опыта и символами мифов, религиозными догматами и художественными образами, номологически (открытием объективных законов мироустройства и их практическим использованием в человеческой деятельности) и концептуально (созданными философскими концептами). Взаимосодействие этих способов даёт более полную картину мироустройства универсума, а также места, роли и миссии человека, народа и человечества в нём.

Список литературы:

  1. Делёз, Ж. Что такое философия» / Ж. Делёз, Ф. Гваттари / Пер. c франц. С. Н. Зенкина. Спб.: Алетейя, 1998 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  2. Зеленов, Л.А. Банк артов (методология теорий): монография / Л.А. Зеленов, Р.И. Никифоров. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. – 65 с.
  3. Лосский, В.Н. Толкование на Символ веры / В.Н. Лосский, еп. Пётр (Л’юилье). – Киев: Изд-во храма прп. Агапита Печерского, 2000. – 12 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.sociodinamika.com/lib/losskij_tolkovanie_na_simvol_very.html
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородского философского клуба // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, №1 (3), с. 244-250 [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:
  2. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы // Евразийский союз ученых. Ежемесячный научный журнал.  – 2015. -№4 (13). Часть 13. – С. 31-34 [электронный ресурс]. – Режим доступа. — URL: https://euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.04.2015/evro_13_p13.pdf#page=31
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция восьми компонентов деятельности //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 5 (14), Часть 14. – С. 44-48 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/29-30.05.2015/p8/4-68.pdf#page=1
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция сферы социума //Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 6 (15), Часть 5. – С. 72-76 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/25-27.06.2015/p5/6-167.pdf#page=1
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция функций основных сфер человеческой деятельности // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 7 (16), Часть 3. – С. 139-143 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://www.euroasia-science.ru/files/arhiv/24-25.07.2015/p3/6-171.pdf#page=1
  1. Пищик А.М. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал. – 2015. — № 8 (17) (в печати)
  2. Постовалова В.И. Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа) // Критика и семиотика, 2014/2. – С. 127-148 [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
  3. Проблема человека в системе основных типов мироосвоения. Материалы докладов к XXI академическому симпозиуму. – Н.Новгород: Общероссийская академия человековедения, 1993. – 184 с.
  4. Смолин А.А. Сюрреализм как квинтэссенция реального и сверхреального : Дис. … канд. филос. наук : 17.00.09 — Красноярск, 2005. — 179 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:
  5. Флоренский П.А. Иконостас. – М.: Bookee.ru. — 117 c. [электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: type=»book» name=»НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА НИЖЕГОРОДСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ: КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ТИПОВ МИРООСВОЕНИЯ» description=»Цель статьи – изложить концепцию основных типов мироосвоения, разработанную Нижегородской методологической школой. Система основных типов мироосвоения построена методом поляризации. Выделены следующие шесть базовых типа мироосвоения: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское, научное.» author=»Пищик Александр Михайлович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-06″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_26.09.15_09(18)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6778

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх