Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

МОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ РУССОГО СЕВЕРА. СРЕДА И ПРОСТРАНСТВО



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . МОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ РУССОГО СЕВЕРА. СРЕДА И ПРОСТРАНСТВО // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Философские науки. ; ():-.

Центральной темой или предметом особого интереса у философов является категория пространства  и, по существу, она тотально «закреплена» в философской мысли многих  поколений  ученых и исследователей. В истории философской мысли осмысление пространства является «вечным» сюжетом различных философских направлений и школ.   Известный немецкий философ и социолог Г. Зиммель  в своей знаменитой «Социологии пространства» отмечал, что вся социальная реальность проистекает  из качественной организации пространства.[9] Похожие взгляды и у  П.А. Флоренского  [6,с.321], утверждавшего, что  «Вся культура может быть истолкована как деятельность организации пространства» и у представителя евразийцев П.Н. Савицкого о «месторазвитии», где по сути «месторазвитие» выражает концептуальный синтез, слияние и единство объективного (географического-территориального) и субъективного (духовно-созидательного). Об этом писали Б.Рассел, Р.Парк, М.Хальбвакс, К.Шмитт и др. Тема социокультурного пространства активно разрабатывается в современной российской и зарубежной социальной философии. Отдельным  аспектам этого направления посвящены работы Т.Н. Кучинской, Е.А. Манчур, М.Н. Ремизовой, Е.А. Тюгашева и  Ю.В.Попкова, Д.Н. Замятина, О. Лавреноваой, Н.М. Теребихина,  П.В.Боярского, а также других исследователей.

Чаще всего, мы воспринимаем пространство, измеряя его через понимание процессов, локализующихся на земле, потому что человек живет на земле. Море, в свою очередь, представляется нам некой надстроечной категорией, ресурсной и обеспечивающей базой для созидания и обустройства геопространства и геокультуры. В то же время человечество давно уже освоило морское пространство, используя разнообразные конструкции: корабли, морские платформы, искусственные острова, полярные станции и т.д. В общественную, социальную практику вошли: морское хозяйство, военно-морская деятельность, морское право и морская политика, морское образование и морская практика (seamanship).

Наиболее ярко тема моря в философских воззрениях звучит у К.Шмитта, где философ дает углубленное философское толкование о противопоставлении «Суши» и «Моря». В сравнении со статичностью и спокойствием земли, ее устоев и порядков философ определяет концепт и философский смысл моря. Он рассматривает стихию моря как среду свободы, где море становится средой деятельности человека. Море не гарантирует надежность, и оно не ограничивает.

Суть этого неограничения, — то, что происходит с законом, свободным законом при морской деятельности: свободе торговли, свободе хозяйства, свободе деятельности на море, свободе миссионерской деятельности и т.д. Бытие на море (maritime existence) по Шмитту есть признание моря первопричиной человеческого существования. Земля – есть место пребывания человека, это место его социального и правового существования, но бытие на море определяет важный исход и последствия.

«Все доглобальные порядки были по существу сухопутными (terran), даже если они содержали в себе господство над морем и талассократии. Изначально сухопутный мир изменился в эпоху открытий, когда земля впервые была охвачена и измерена глобальным сознанием европейских народов. Так возник первый номос земли. Он покоился на определенном отношении пространственного порядка прочной суши к пространственному порядку свободного моря и 400 лет был носителем европоцентричного права народов – jus publicum  europaeum. Тогда, в XVI в. именно Англия осмелилась сделать шаг от сухопутного к морскому существованию. Следующим шагом была промышленная революция, в ходе которой земля была охвачена по-новому и по-новому измерена» [7, с.19].

Море также как и земля является средой деятельности. Но море принципиально противится статике. Море не имеет четко выраженных границ. Оно требует со стороны познания усилий и способности воображения, не опирающейся на созерцание. Но способность человека познавать и действовать, неотделима от способности созерцания и наблюдения. Мы любуемся красотами моря, его стихией или его гладью. При этом мы можем мечтать и воображать себе о загадочных берегах, островах, далеких странах. Человек так устроен, что его деятельность и созерцание имеют основополагающее значение. И в этом ключе понятие пространства созвучно понятию среды.

«Человек имеет определенное «сознание» своего пространства, подверженное великим историческим изменениям. Многообразным формам жизни соответствуют столь же разнородные пространства. Даже в одну и ту же эпоху для практики повседневной жизни окружающий мир отдельных людей уже по-разному определяется их разным жизненным призванием».[8, с.55]

В нашем исследовании нас интересует тема пространства с точки зрения в нем действия и среды. Определенность пространству придают действия людей, их совместная жизнь, зримость их деяний.

Любая практика проистекает в среде, т.е. в том, среди чего пребывает индивидуум или общество. Природа среды феноменальна, это то, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его, а значит и обогащает, пополняет, конкретизирует и при длительном пребывании индивидуума в ней характеризует и типизирует. Она способствует созиданию, но может и разрушать. Среда побуждает и позволяет вести определенный образ жизни.  Современные тенденции развития и формирования среды самовыражения, самоутверждения, самопознания нуждаются в особом, нетривиальном подходе, в основе которого лежит культура.  И с этим смыслом  мы обратимся к морскому наследию и морской культуре, ее внутреннему содержанию.

Сегодня особую остроту приобретают задачи, связанные с выявлением роли и места историко-культурного, этнокультурного и природного наследия в социокультурном пространстве прибрежных территорий России. Подразумевается, что к прибрежным территориям относятся и территории Русского Севера, включенные в Арктическую зону России. Приморские регионы обладают собственной спецификой, но общим фактором северных регионов является значение моря и близость Арктики для материальной, духовной и художественной деятельности людей, населяющих Русский Север.

Среда и наследие, как эти два понятия сочетаются в действии и динамике освоения человеком пространства? В.А. Любичанковский и А.В. Любичанковский анализируя механизмы адаптации в системе «Природа – Общество», указывая на совершенствование культурных регуляторов, которые противостоят росту разрушительной силы технологий, дают определение понятия «социокультурный фактор».  Это совокупность социальных норм, законов, обычаев и традиций, регулирующих взаимодействие человека и природы. Самыми глубинными из них являются традиции, обычаи и нормы, существующие в традиционной культуре того или иного этноса.[2.с.128] Авторы справедливо указывают на то, что так называемое «небалансовое мышление», согласно которому определяются только выгоды в одних сферах, например  в торговле и экономике, без оценки потерь других, деструктивно влияет на состояние социокультурной среды.  Другими словами принципиально то, что формирование социокультурной среды  должно сообразовываться со сложнейшей диалектикой духовного и материального.

Важной задачей является изучение нематериального наследия прошлых эпох и влияние его на мир культуры современного человека. Познание того, как и каким образом функционируют механизмы сохранения традиций и передачи наследия последующим поколениям в условиях современного общества, насколько сильно влияние этого наследия на восприятие мира, стиль жизни людей, населяющих Русский Север, позволяет ответить на вопрос о состоянии национально-культурной идентичности. Последнее обстоятельство тем более важно, если учесть, что объекты культурного наследия располагаются преимущественно на территориях, освоенных веками. Важно, что объекты наследия, как материального, так и нематериального, всегда играли и играют заметную роль в организации социокультурного пространства. Не соблюдая, и не учитывая эти обстоятельства, мы незаметно можем потерять северорусскую, поморскую, морскую идентичность.   Новые тенденции развития общества отражают реальные процессы, происходящие в современной России. Эпоха технократии успешно трансформируется в эпоху нанотехнологий.  Это собирательное понятие для исторического периода, в котором, после технократических методов управления (эпохи функционеров) произойдет (или может произойти) переход к иным формам формирования личности. Сегодня мы уже ощущаем как информационные, и коммуникационные технологии влияют на воспитание и сознание общества. Конечно, в федеральный государственный образовательный стандарт заложена методология системно-деятельного подхода, где, безусловно, существуют базисные нравственные начала, защищающие культуру и достоинства человека. Но формирование общества это не только образовательный процесс, это и процесс формирования самой среды, внутри которой формируется и само общество.

Определяя морское наследие с позиций социально-философских воззрений, мы обращаемся к широкому спектру исследований по этой теме.  Морская культура — это исходная структурная ячейка  анализа морского наследия в целом его определения и классификации. Оно (морское наследие) является междисциплинарным объектом исследования. И это неизбежно накладывает определенный отпечаток на возможные варианты его классификации. Исследуя феномен морской культуры, Ю.М. Терещенко [3, с. 184] рассматривает развитие морской культуры с двух позиций; — с точки зрения  цивилизационного подхода  с позиции стратегического значения для государства в морской деятельности  и с позиции культурологического подхода, в основе которого специфика адаптации к природно-географической среде и  выделяет  три исторических типа морской культуры [4, с. 171]. « Понимание освоенного человеком морского пространства как культурного пространства, позволяет рассматривать разнообразные способы и результаты морской деятельности как морскую культуру, которая имеет свою специфику на каждом историческом этапе.// Изучение морской деятельности в рамках культурологии предполагает рассмотрение ее в динамике исторических эпох и выделение исторических типов морской культуры. [5, с. 171] Сказанное еще Петром I в известном Указе воеводам от 7 февраля 1722 года оказывается актуальным и сегодня: «…Надлежит Вам беречь останки кораблей, яхт и галер, а буде упустите – то взыскано будет на вас и на потомков ваших…».

 Согласимся с выводами  Ю.М. Терещенко и отметим один из аспектов содержания и актуальности морского наследия касающегося истории. Об этом хорошо сказал  Ю.М. Лотман: «Если функции истории, все в той же попытке представить прошлое, как оно было на самом деле, то память – инструмент мышления в настоящем, хотя ее содержанием является прошлое. И иначе: содержание памяти составляет прошлое, но без нее невозможно мышление «теперь» и «здесь», это глубинная основа актуального процесса сознания. И если история есть память культуры, то это означает, что она не только след прошлого, но и активный механизм настоящего» [1].  Принимая во внимание  содержание  хронотопа, который по определению М.М. Бахтина представляет собой слияние пространственных и временных примет в осмысленном и конкретном целом, отметим, что морское наследие  как раз и представляет собой  логос, который может оказать влияние на формирование социокультурной среды Русского Севера.

Современная техногенная эпоха характеризуется особым переживанием времени, ускоренным ритмом жизни, даже появился такой термин: «территории ускоренного развития». Как следствие сегодня потребуется новые формы организации социального пространства и среды.   Задачи, которые стоят перед Россией сегодня, позволяют прогнозировать, что северная идентичность в совокупности с морским измерением и реальной возможностью интеграции административных регионов Русского Севера в «столичные» проекты по прибрежным и  арктическим территориям позволит придать новый импульс для развития и социального благосостояния не только региона, но и страны в целом.

Список литературы:

  1. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история. М.,1996.С.385.
  2. Любичановский В.А., Любичановский А.В.: Вестник ОГУ №7 2006. С.128
  3. Терещенко Ю.М. Феномен морской культуры и морской цивилизации: Общество. Среда. Развитие. 2010. — № 4. — С. 180-184].
  4. Терещенко Ю.М. Культурологический подход в изучении морской деятельности / Теория и практика общественного развития. — Краснодар: Издательский Дом «Хорс», 2012. — № 7. — С. 170-172.]
  5. Там же.
  6. Флоренский П.А. Анализ пространственности : Иконостас. СПб.1993, С.317-338.
  7. Schmitt C. Der Nomos der Erde. Op. cit. S.19.
  8. Schmitt C. Land und Meer. S. 55.
  9. Simmel G. Soziologie des Raumes// Georg Simmel Gesamtausgabe. Bd.7.Frankfurt a.M.:Suhrkamp. S.132-183.[schema type=»book» name=»МОРСКОЕ НАСЛЕДИЕ РУССОГО СЕВЕРА. СРЕДА И ПРОСТРАНСТВО» author=»Звягин Сергей Александрович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-25″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.01.2015_01(10)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot dana slot server luar demo slot slot 4d slot terbaru slot gacor slot deposit pulsa slot terbaik slot thailand slot terbaru
404: Not Found