Стратегическое планирование — это одна из основных функций стратегического управления, обеспечивающая базу для всех управленческих действий. Если субъект управления не будут использовать преимущества и достоинства стратегического планирования, то существуют риски с формулировкой, а далее с достижением заданной цели [5]. Благодаря использованию принципов, методов и инструментов стратегического планирования обеспечивается наиболее эффективное потребление ресурсов в данный момент с целью максимизации ускоренного продвижения в желанном направлении [1].
Применение стратегического планирования в постсоветской России получило распространение фактически после принятия Стратегического плана Санкт-Петербурга в 1997 году. Далее эту идею подхватили муниципальные образования Ленинградской области, малые и моногорода, методическую помощь в подготовке документов оказывали фонды Евразия, Новая Евразия и др. организации [2, 4]. Крупным городам, городам-миллионникам работы по стратегическому планированию пришлось вести за счет собственных средств в условиях дефицита местных бюджетов [3, 6].
В этих условиях Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» стал знаковым документом, который юридически закрепил необходимость стратегического планирования в России, сформулировал принципы и виды стратегических документов. Данный Указ был издан под грифом «ДСП», в широкий доступ не поступал, в результате широкого обсуждения он не получил.
В продолжение темы в 2014 годы был принят Федеральный закон №154 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон) [7]. Согласно этому законодательному акту все административно-территориальные образования к 2017 году должны разработать собственные стратегии развития, а федеральные органы управление обязаны обеспечить методическую поддержку.
Закон содержит 15 глав, которые включают в себя 47 статей. Тем не менее, нормы, прописанные в данном акте, вступают в противоречие с Указом Президента, который до настоящего времени не отменен. Более детально расхождения в понимании таких сущностных составляющих как само определение стратегического планирования, его принципы, виды стратегических документов и т.д. даны в таблице ниже.
Таблица
Сравнение понятий и терминов стратегического планирования,
изложенных в Законе и Указе Президента
Основные понятия
и термины |
Закон № 172 — ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» | Указ Президента от 12 мая 2009 г. № 536 «Основы стратегического планирования в РФ» | ||
Определение страте-
гического планиро- вания |
Стратегическое планирование – деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» | Под стратегическим планированием в Российской Федерации понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности | ||
Перечень и сущность
принципов стратеги- ческого планированияя |
-Единства и целостности,
-разграничения полномочий, -преемственности и непрерывности, -сбалансированности системы стратегического планирования, -результативности и эффективности стратегического планирования, -ответственности участников стратегического планирования, -прозрачности (открытости) стратегического планирования, -реалистичности, -ресурсной обеспеченности, -измеряемости целей, -соответствия показателей целям и — программно-целевом принципе. |
-взаимозависимость мер социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности;
-разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и координация их деятельности в целях обеспечения национальной безопасности; -системность долгосрочных решений в области устойчивого развития Российской Федерации, согласованных с мерами по обеспечению национальной безопасности; -своевременность реализации мер, способствующих укреплению национальной безопасности и направленных на динамичное экономическое, культурное и духовное развитие Российской Федерации; -своевременная корректировка стратегических национальных приоритетов в интересах гармоничного развития личности, общества и государства, обеспечения стабильного состояния национальной безопасности; -концентрация материальных, финансовых, кадровых, научно-технологических, информационных и иных ресурсов в интересах устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. |
||
Цели и ценности
стратегического планирования |
Решение задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации | Разработка институциональных, организационных и иных мер по обеспечению конституционных прав и свобод, высокого качества и уровня жизни российских граждан, по достижению устойчивого развития Российской Федерации и укреплению обороны и безопасности государства за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества России.
Ценности: обеспечение прав и свобод, высокого качества и уровня жизни, укрепление обороны и безопасности государства, рациональное использование ресурсов и другие. |
||
Полномочия
органов власти |
Традиционные статьи о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (глава 2). | НИЧЕГО НЕ УКАЗАНО | ||
Даже предварительное исследование Закона и Указа дает возможность утверждать, что имеются серьезные расхождения в понятийном аппарате, принципах стратегического планирования, подходах к видам стратегических документов и т.д. Представленный выше анализ позволяет сделать вывод, что целесообразно организовать работу по внесению изменений и дополнений в Закон в соответствии с Указом Президента.
Список литературы:
- Акимова, О.Е. , Богомолова И.В., Шаховская Л.С. и др. Отраслевые особенности организации маркетинговой деятельности в современных условиях. Российский государственный университет экономики и сервиса. Шахты, 2007 г. — 391 с.
- Богомолова И.В. Экстраполяционный взгляд на современное состояние территориального стратегического планирования в России. // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер.: Экономика. Экология. — 2014. – Серия 3. – № 6 (20). – С. 96-102.
- Богомолова И.В. Индикативное планирование устойчивого развития территории как инструмент формирования инвестиционной политики. ВолгГАСУ. — Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2007. – 66 с.
4. Ермолаева Е.М., Богомолова И.В. Стратегическое планирование устойчивого развития крупных городов в императивах современных установок ООН (на примере Волгограда). Экономика и предпринимательство, № 5 (70), 2016 г. С. 296-299.
5. Машенцова Л.С., Богомолова И.В. От конкурентоспособности к устойчивому развитию: региональный аспект. Экономика и предпринимательство, №3-1 (68-1), 2016. С.288-290. |
- Слепченко В.А., Богомолова И.В. Особенность развития и конкурентоспособность постиндустриальных городов. Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж, Воронежский государственный университет.- 2012. №8 (32). – С. 8-23.
- Федеральный Закон от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/.[schema type=»book» name=»ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ» description=»Все большее число российских городов и субъектов РФ осознали необходимость поиска своего индивидуального пути устойчивого развития. Одним из методов, способных обеспечить успешность развития, является стратегическое планирование. В статье исследуется становление и развитие территориального стратегического планирования. Особое внимание уделяется современному периоду, начало которому положило утверждение Федерального закона от 28.06 2014 г. № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации», регламентирующего деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти в области стратегического планирования и управления. Автор обосновывает целесообразность, а также доказывает необходимость законодательного принятия дополнений в перечень норм и принципов стратегического планирования.» author=»Богомолова Ирина Викторовна, Машенцова Людмила Сергеевна, Богомолов Сергей Александрович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-07″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]